Церковно-исторический вестник - № 8

Церковно-исторический вестник - № 8 - 2001 г
Восьмой номер «Церковно-исторического вестника» начинается с публикации воспоминаний протопресвитера Андрея Карповича, переданных его родственниками, проживающими в городе Карловы Вары в Чехии, через настоятеля местного православного храма свв. Апостолов Петра и Павла протоиерея Василия Тарасова. Вместе с воспоминаниями редакция получила также текст писем о. Андрея к жене, однако письма эти нами не публикуются ввиду того, что они имеют сугубо личный характер.
 
Машинопись сочинения профессора С. В. Троицкого «История самочинной карловацкой организации» любезно предоставлена редакции диаконом Андреем Юрченко. «Карловацкая церковная смута», в результате которой образовалась т. н. «Русская православная зарубежная церковь» (РПЗЦ), к великой скорби, не изжита и до сего дня. Сторонники РПЗЦ на протяжении долгих лет говорили о том, что, когда в России падет большевизм, а Русская Церковь освободится от гнета безбожного государства, — будут созданы условия для «объединения» РПЦ и РПЗЦ. Но сегодняшние раскольники-карловчане выдвигают свои условия для «объединения» с Русской Церковью, причем при этом они не настаивают на проведении совместного Поместного Собора, созванного на основе принципов Великого Московского Собора 1917—1918 гг., а желают, чтобы Мать — Церковь выполнила некоторые их требования.
 
С точки зрения канонической возвращение членов РПЗЦ в лоно Матери-Церкви может быть совершено точно таким образом, как совершалось воссоединение с Церковью обновленцев 1930-х— 1940-х годов. Мы не должны забывать, что русские канонисты (в числе которых был и профессор С. В. Троицкий), не видели принципиальной разницы между зарубежным (карловацким) и внутренними («обновленческим», «иосифлянским» и т. д.) расколами. «Все раскольничьи образования, — писал русский канонист-исповедник профессор И. А. Стратонов, погибший в фашистском концентрационном лагере в 1942 г., — имеют одно общее между собою, будет ли то живоцерковство или григорьевщина или карловац-кое согласие: они все порвали общение с Русской церковью и, через это, порвали связь с церковью вообще».
 

Церковно-исторический вестник - № 8 - 2001 г.

М. : Издание Общества любителей церковной истории при участии издательского дома “Грааль”, 2001 г. - 179 с.
 

Церковно-исторический вестник - № 8 - 2001 г. - Содержание

От редакции
ПУБЛИКАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
  • Протопресвитер Андрей Карпович - Воспоминания из австрийского плена в годы первой мировой войны
  • Материалы по истории русских церковных разделений за границей
  • Профессор Троицкий С. В. - История самочинной карловацкой организации
СООБЩЕНИЯ И ЗАМЕТКИ
  • Агеев Д. А. - Миссионерское служение святителя Иннокентия (Вениаминова) в архиерейском сане 
  • Приложение: Иннокентий, митрополит Московский - Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру
  • Поместный Собор 1917—1918 гг. в работах современных российских и зарубежных историков
  • Профессор Гюнтер Шульц - «1914—1918 гг. как поворотный пункт в церковной истории России»
  • Профессор Одинцов М. И. - Всероссийский Поместный Собор 1917—1918 гг.: споры о церковных реформах, основные решения, взаимоотношения с властью
  • Белякова Е. В., Белякова Н. А. - Обсуждение вопроса о диакониссах на Поместном Соборе 1917—1918 гг.
ЮБИЛЕИ
  • 10 лет издательству Крутицкого Патриаршего подворья
  • Ваковский Д. В. - Юбилей пастыря (к 75-летию протоиерея Валентина Чаплина)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat christifid