Франк - Полное собрание сочинений - Том 3

Семён Людвигович Франк - Полное собрание сочинений. Том 3
Утверждая «абсолютность религиозного начала», Франк вместе с тем последовательно отстаивает взаимную автономию религии, искусства, науки, философии, политической жизни: «самая идея верховности религии предполагает ее отличие от иных начал». Ему претит как характерный для Д. С. Мережковского и Н. А. Бердяева уклон в мистицизм и иррационализм, так и их склонность непосредственно подчинять политическую сферу религиозным идеям, проповедь «теократии». Попытка Мережковского возвещать «новое религиозное сознание» «в старых догматических формах» также вызывает его резкое неприятие.
 
Знание и вера совместимы, если вера понимается свободно, адогматично и если наука отказывается от механицизма, симптомы чего Франк видит в «неовитализме» современной западной и русской философии: «То, чего мы ищем и в чем мы нуждаемся, есть цельное знание - знание, открывающее горизонты для новых упований, и вера, укрепленная и проверенная знанием». В политической сфере «законная и необходимая связь религии с жизнью возможна лишь в одной форме: как воспитание человеческой души; лишь иррационально, через воздействие на общий духовный склад человека».
 

Семён Людвигович Франк - Полное собрание сочинений. Том 3: 1908-1910 

М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. - 848 с.
ISBN 978-5-7429-1153-1
ISBN 978-5-7429-1270-5 (т. 3)
 

Семён Людвигович Франк - Полное собрание сочинений. Том 3: 1908-1910 - Содержание

Г. Е. Аляев, К. М. Антонов, Г. Я. Резвых - Предисловие. С. Л. Франк: жизнь и творчество, 1908-1910
Статьи и рецензии 1908
  • [Рецензия на:] Рихард Авенариус. Критика чистого опыта
  • [Рецензия на:] Очерки по философии марксизма. Философский сборник
  • [Рецензия на:] Генрих Риккерт. Философия истории. Перев. с нем. С. Гессена
  • Нравственное учение Л. Н. Толстого (К 80-летнему юбилею Толстого 28 августа 1908 г.)
  • Лев Толстой и русская интеллигенция
  • Преодоление трагедии
  • [Рецензия на:] Эллен Кей. Мать и дитя
  • Знание и вера
  • О задачах религиозно-философского общества (По поводу статьи Д. В. Философова)
  • Будущность религии
  • Личность и вещь (Философское обоснование витализма)
  • [Рецензия на:] Н. Валентинов. Э. Мах и марксизм
  • [Рецензия на:] Я. Берман. Диалектика в свете теории познания
  • [Рецензия на:] Иванов-Разумник. О смысле жизни (Федор Сологуб, Леонид Андреев, Лев Шестов)
  • [Рецензия на:] Людвиг Зеринг. Метерлинк, как философ и поэт
  • Письма Вл. Соловьева
  • Стадность против беспочвенности
  • О Льве Шестове (По поводу его новой книги «Начала и Концы»)
  • [Рецензия на:] Н. Валентинов. Философские построения марксизма. - А. Богданов. Приключения одной философской школы. - П. Юшкевич. Материализм и критический реализм
Статьи, рецензии, предисловия 1909
  • О т. наз. «новом религиозном сознании»
  • [Рецензия на:] Л. Робинсон. Историко-философские этюды. Вып. 1   
  • Социализм и кантианство
  • «Панидеал»
  • Этика нигилизма (К характеристике нравственного м1ровоззрения русской интеллигенции)
  • К характеристике Гёте
  • «Вехи» и их критики
  • Письма А. И. Эртеля
  • Мережковский о «Вехах»
  • Две книги по философии современной общественности
  • [Рецензия на:] Вл. Ильин. Материализм и эмпириокритицизм
  • [Рецензия на:] Отто Пфлейдерер. О религии и религиях
  • Культура и религия (По поводу статьи о «Вехах» С. В. Лурье)
  • [Рецензия на:] М. М. Рубинштейн. Идея личности, как основа мiровоззрения. Критико-философский очерк
  • Штирнер и Ницше в русской жизни
  • Сущность социологии
  • Религия и наука
  • Предисловие редактора русского издания [«Логических исследований» Э. Гуссерля]
  • Мiросозерцание Константина Леонтьева
  • [Рецензия на:] Йозеф Петцольд. Введение в критику чистого опыта. Т. I
  • Предисловие к русскому изданию [II тома Полного собрания сочинений Ф. Ницше]
Статьи, рецензии, предисловия 1910
  • Предисловие [к сборнику «Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры»]
  • Артистическое народничество
  • Философия религии В. Джемса
  • [Рецензия на:] Прив.-доц. М. А. Сиринов. Теоретическая политическая экономия, как наука
  • Философские отклики. Новая книга Бердяева. - Философская распря в марксизме
  • [Рецензия на:] А. М. Рыкачев. Деньги и денежная власть. Опыт теоретического истолкования и оправдания капитализма. Часть первая
  • Капитализм и культура
  • Прагматизм как философское учение
  • [Рецензия на:] Теодор Липпс. Самосознание, ощущение и чувство
  • Новые письма Вл. Соловьева
  • Из этюдов о Гёте. Гносеология Гёте
  • Философские отклики. О национализме в философии
  • Виллиам Джемс
  • Еще о национализме в философии. Ответ на ответ В. Ф. Эрна
  • [Рецензия на:] А. Мессер. Введение в теорию познания
  • Природа и культура
  • Памяти Льва Толстого
Статьи из «Еврейской энциклопедии»
  • Гомперц, Генрих
  • Гуссерль, Эдмунд
  • Зиммель, Георг
Приложение
  • Спор о прагматизме
  • Комментарии
Именной указатель
Указатель иностранных выражений
Указатель библейских цитат, сюжетов и образов
Указатель архивов
 

Семён Людвигович Франк - Полное собрание сочинений. Том 3: 1908-1910 - Знание и вера

 
В сентябрьской книжке «Русской мысли» мы находим интересную статью Н. А. Бердяева «Католический модернизм и кризис современного сознания». Бердяев подвергает критической оценке новое реформистское течение, народившееся в католицизме и известное под названием «модернизма». Но центр тяжести статьи лежит в выяснении - в связи с этой оценкой - общего вопроса об отношении между верой и знанием, религией и наукой. Бердяев упрекает «модернизм» в неосуществимом и принципиально ложном, по его мнению, стремлении согласовать догматы веры с выводами положительной науки и противопоставляет этому западноевропейскому течению наше русское религиозно-философское движение, примыкающее к Вл. Соловьеву и Хомякову и пытающееся понять и принять догматы «мистически». Попутно осуждается вообще западная философия за ее робость и половинчатость в постановке и решении метафизических проблем и одобрительно подчеркивается свободный размах русского религиозно-метафизического творчества. Эти славянофильские идеи не новы у Бердяева, но от повторения они не выигрывают в убедительности.
 
Любопытно, прежде всего, отметить, что мыслитель, которого Бердяев считает вождем одобряемого им русского философского направления, - Вл. Соловьев - сам совершенно не разделял этого славянофильского взгляда на русскую философию. В своем «Национальном вопросе в России» он, в полемике с Данилевским, отметил, что и в области философии нам нечем особенно гордиться перед Западом. Он высказал при этом целый ряд весьма обидных суждений по адресу русской философской науки. В русских трудах по философии, говорил он, «все философское... - вовсе не русское, а что в них есть русского, то ничуть не похоже на философию, а иногда и совсем ни на что не похоже». Он говорил далее, что «наша философская мысль... наверное не принесет никаких плодов на почве нашего национального мистицизма», и отмечал, что этот мистицизм свойствен «не исключительно русским, а и другим полудиким народам Востока». Причину плачевного состояния русской философии он усматривал именно в «мистическом настроении», соединенном с «безграничным недоверием к рациональному элементу человеческой и мiровой жизни», в отсутствии «безусловно независимой и в себе уверенной деятельности человеческого ума», которая есть «собственная стихия философии».
 
Но именно недоверие или даже презрение к рациональному элементу человеческой жизни есть тот основной тон, на который постоянно настроена лира ученика Вл. Соловьева - Н. А. Бердяева. Правда, Бердяев проповедует (в разбираемой статье, как и в других работах) не иррационализм, а «сверхрационализм», он зовет не к отречению от разума, а к замене «малого разума» «большим». Но если вдуматься в эти, немного загадочные, обозначения, то мы увидим в них все то же отречение от разума в пользу веры. «Большой» и «малый» разум суть термины, заимствованные у иррационалиста Ницше, у которого первый означает стихийную жизнь тела в противоположность второму - узкой и слабой сфере разумного сознания. Бердяев употребляет эти термины в измененном смысле, но различие между «сверхрационализмом» и «иррационализмом» остается неясным, и возможность его - голословной.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Alexandr