Франкл - Основы логотерапии. Психотерапия и религия

Виктор Франкл - Основы логотерапии. Психотерапия и религия
Автор предлагаемой читателю книги всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской школы психотерапии Виктор Франкл. Первые две школы - это психоанализ Фрейда и «индивидуальная психология» А. Адлера. Франкл, как и многие другие видные специалисты в этой области, прошел через школу психоанализа, изучил вклад ее учеников и последователей и пошел дальше. Признавая бесспорные заслуги Фрейда и Адлера, он убедительно аргументирует недостаточность и односторонность их подходов к пониманию человека. Он показывает также их комплементарность. Да, соглашаясь с Фрейдом, не приходится отрицать огромную роль «оно», глубинных инстинктов, и прежде всего полового инстинкта, в детерминации психических явлений и поведения человека. Также Адлер справедливо выделяет значимость «стремления к власти» в жизни и деятельности человека. Но, как доказывает Франкл, подходы Фрейда и Адлера страдают односторонностью. Как известно, Фрейд сам отмечал тот факт, что он своими работами заложил основы понимания лишь глубинного, «подвального» уровня психологии человека. Но, по выражению Франкла, «человек - это больше чем психика: человек - это дух».
 
Согласно концепции Франкла, человеку присуща и так называемая «третья сила» движущая сила поведения и деятельности. Эта «третья сила» стремление (воля) к смыслу своего существования. Франкл со всей убедительностью показывает властную силу этого стремления. В отличие от Фрейда и Адлера, именно эту врожденную мотивационную тенденцию, Франкл считает основным детерминирующим фактором в жизни человека. Как он утверждает, «даже самоубийца верит в смысл если не жизни, то смерти». Сила стремления, или потребности, или воли к смыслу, следовательно, столь велика, что даже и отрицание (отвергание) жизни требует осмысленности, или смысловой оправданности.
 
Утрата смысла собственного существования ведет к состоянию так называемой ноогенной, или экзистенциальной, фрустрации. Сама по себе еще не будучи патологическим явлением, фрустрация может в определенных условиях вести к неврозу или депрессии и суициду. Развивающийся на основе экзистенциальной фрустрации невроз Франкл называет «ноогенным неврозом». Подобные неврозы составляют 14-20% всех случаев неврозов. Интересно отметить, что такого типа неврозы особенно часто встречаются среди представителей экономически развитых обществ. Они являются выражением так называемой «экзистенциальной пустоты». Особой формой экзистенциального невроза является «воскресная депрессия» состояние, возникающее у человека по окончании рабочей недели, когда человек, освободившись от занятости всевозможными делами и проблемами, осознает пустоту и бессмысленность своей жизни.
 
Иллюстрируя значимость воли к смыслу, Франка неоднократно цитирует афоризм Ницше: «Человек, которому есть ради чего жить, может вынести почти любое как». Смысл существования это и есть то, ради чего человек живет. Франки приводит данные общественного опроса, проведенного во Франции, когда 83% опрошенных признали, что человек нуждается в «чем-то», ради чего стоит жить, и 61 % отметили, что в их собственной жизни есть что-то или кто-то, ради чего или кого они были даже готовы умереть. Аналогичные данные были получены в исследовании самого Франкла.
 
Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что воля к смыслу действительно является сильнейшим фактором, определяющим поведение и психологию человека. Во многих случаях для того, чтобы облегчить страдания человека, необходимо помочь ему вновь обрести утраченный смысл жизни. Франки акцентирует внимание на уникальности существования каждого человека. И врач не может и не должен навязывать пациенту какой-либо смысл жизни из набора возможных готовых смыслов. Он может и должен лишь помочь страдающему человеку вновь обрести его собственный, подлинный, уникальный смысл бытия. Франки доказывает, что жизнь человека никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть окончательно лишена смысла.
 
Смысл существования Франкл связывает с реализацией ценностей, которые разделяет на три группы: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Ценности творчества реализуются прежде всего в труде, активной творческой деятельности и являются наиболее важными в жизни человека, но они не всегда доступны каждому индивиду. Однако невозможность их реализации никоим образом не означает лишения жизни ее смысла. Существуют ценности переживания, реализуемые через созерцание красоты, познание, восприятие искусства, любовь. Ценности переживания также могут наполнить жизнь человека смыслом. Однако бывают обстоятельства, при которых не могут быть реализованы ни творческие ценности, ни ценности переживания. Это обстоятельства, которые обрекают человека на страдания, как, например, в случае неизлечимой болезни. И тогда у него остается последняя возможность сохранить или обрести смысл жизни. Эта возможность реализация ценностей отношения. Ценности отношения могут быть реализованы человеком через принятие страдания и стремление мужественно и достойно его переносить. Итак, ценности отношения последний имеющийся у человека шанс реализации смысла своей жизни. И этот шанс, эта возможность потенциально доступна каждому человеку. Таким образом, жизнь человека, как утверждает Франкл, всегда и при любых обстоятельствах может быть исполнена смысла. «Как только ценностная иерархия пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца, до самого последнего вздоха».
 

Виктор Франкл - Основы логотерапии. Психотерапия и религия

СПб: Речь, 2000. - 286 с.
ISBN 5-9268-0005-6
 

Виктор Франкл - Основы логотерапии. Психотерапия и религия – Содержание

Предисловие переводчика
КНИГА ПЕРВАЯ. ОСНОВЫ ЛОГОТЕРАПИИ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДОКТОР И ДУША: ОТ ПСИХОТЕРАПИИ К ЛОГОТЕРАПИИ
  • Введение
  • Глава I. От психотерапии к логотерапии
  • Глава II. Специальный экзистенциальный анализ
    • 1. О психологии невроза тревожности
    • 2. О психологии обсессивного невроза
    • 3. О психологии меланхолии
    • 4. О психологии шизофрении
  • Глава III. Логотерапия как психотерапевтическая техника
    • 1. Парадоксальная интенция
    • 2. Дерефлексия
    • 3. Логотерапия психозов
    • 4. Заключительные замечания
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА: ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПИЮ
  • Предисловие
  • Глава I. Опыт переживаний в концентрационном лагере
  • Глава II. Основные понятия логотерапии
    • 1. Воля к смыслу
    • 2. Экзистенциальная фрустрация
    • 3. Ноогенные неврозы
    • 4. Ноодинамика
    • 5. Экзистенциальный вакуум
    • 6. Смысл жизни
    • 7. Сущность существования
    • 8. Смысл любви
    • 9. Смысл страдания
    • 10. Метаклинические проблемы
    • 11. Логодрама
    • 12. Супрасмысл
    • 13. Мимолетность жизни
    • 14. Логотерапия как техника
    • 15. Коллективный невроз
    • 16. Критика пандетерминизма
    • 17. Психиатрическое кредо
    • 18. Регуманизированная психиатрия
КНИГА ВТОРАЯ. ПСИХОТЕРАПИЯ И РЕЛИГИЯ. Бессознательный Бог
  • Глава 1. Сущность экзистенциального анализа
  • Глава 2. Духовное бессознательное
  • Глава 3. Экзистенциальный анализ совести
  • Глава 4. Экзистенциальное толкование сновидений
  • Глава 5. Трансцендентность совести
  • Глава 6. Неосознанная религиозность
  • Глава 7. Психотерапия и религия
  • Глава 8. Логотерапия и теология
  • Глава 9. Врачебная забота о душе
  • Глава 10. Орган смысла
  • Глава 11. Пререфлексивное онтологическое понимание человеком самого себя
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Голосов еще нет
Аватар пользователя ilya_viktorovich