Гимнология 5 - Устная и письменная трансмиссия

Гимнология - Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток - Русь - Запад
Гимнология - 5
Формирование священночтения восходит к ветхозаветным временам. Весьма вероятно, что в древнееврейском социуме уже на раннем этапе формирования религиозного сознания существовало как литургическое (Втор. 31, 10-11; Неем. 9, 3), так и внелитургическое чтение Танах (Втор. 17,19), а с течением времени обращение к Писанию стало неотъемлемой частью общественной и частной жизни человека.
Исполняя завещание пророка Моисея, заповедавшего еще до постройки Первого иерусалимского храма, «в праздник Кущей, когда весь Израиль придет явиться пред лице Господа, Бога» (Втор. 31, 10), читать вслух Закон, написанный им на скрижалях по велению Бога, Эзра и Нехемия, предводители еврейского народа, через восемь столетий, уже после возвращения из вавилонского плена (V век до Р. X.), ввели публичное чтение священных текстов «каждый день, от первого дня и до последнего дня» (то есть в течение всех восьми дней праздника), и кохены читали перед собравшимися людьми «из книги Закона Божия» по четверть дня (Неем. 8, 18; 9, 3). Определенные фрагменты из этих книг были затем закреплены в возобновленных богослужениях Второго иерусалимского храма.
 

Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток - Русь - Запад. Материалы международной научной конференции 23 - 27 мая 2005 года 

(Гимнология; Выпуск 5)
М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2008. — 336 с.
ISBN 978-5-89598-185-6
 

Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток - Русь - Запад. Материалы международной научной конференции 23 - 27 мая 2005 года - Содержание

  • Miloš Velimirovič (USA, Charlottesville) - Some new ideas about interpretation of neumes
  • Елена Коляда (Россия, Москва) - Трансмиссия традиций чтения Священного писания: Восток — Запад — Русь (опыт компаративного анализа)
  • Римма Поспелова (Россия, Москва) - Дифференция как ладовая категория в трактате «Commentum super tonos»
  • Даница Петрович (Сербия, Белград) - Сербское церковное пение: мелодические варианты в устном и письменном предании
  • Галина Пожидаева (Россия, Москва) - Кондакарная нотация как основа музыкальной письменности древнерусского пространного пения и проблема ее прочтения
  • Наталья Серёгина (Россия, Санкт-Петербург) - Кондаки святому Клименту: к вопросу об особенностях кондакарного музыкального формообразования
  • Зивар Гусейнова (Россия, Санкт-Петербург) - Йотированные рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века
  • Нина Захарьина (Россия, Санкт-Петербург) - Древнерусская певческая книжность в её отношении к певческой практике
  • Оксана Живаева (Россия, Москва) - Гласовая древнерусская псалмодия: уставные предписания и певческая практика
  • София Тутолмина (Россия, Санкт-Петербург) - Формирование певческого репертуара Триоди в древнерусской рукописной традиции
  • Анна Аревшатян (Армения, Ереван) - Мартирология и гимнография: загадка «дарцвацка» четвёртого побочного гласа армянского Октоиха
  • Ирина Лозовая (Россия, Москва) - О свидетельствах устной певческой практики в письменных источниках
  • Николай Парфентьев (Россия, Челябинск) Структурно-формульный метод исследования произведений древнерусского музыкально-письменного искусства
  • Наталья Парфентьева (Россия, Челябинск) - Теоретические основы творчества мастеров древнерусского певческого искусства (на примере произведений Московской и Усольской школ)
  • Ольга Тюрина (Россия, Москва) - Цикл стихир Евангельских: стилевые редакции по рукописям конца XV — середины XVII века
  • Наталья Ефимова (Россия, Москва) - Западный Октоих. Два взгляда на проблему ладовой классификации певческого канона
  • Юлия Москва (Россия, Москва) - Трансмодализация как феномен григорианского хорала 
  • Елена Шевчук (Украина, Киев) - Раздельноречие в аспекте связи южнославянской и восточнославянской певческих традиций
  • Юрий Ясиновский (Украина, Львов) - Два канона Рождеству Христову в украинско-белорусских нотолинейных Ирмологионах
  • Лариса Густова (Беларусь, Минск) - Супрасльская редакция русского богослужебного канона в первой половине XVI века
  • Нина Герасимова-Персидская (Украина, Киев) - Неизвестное произведение Н. Дилецкого и проблема авторского стиля
  • Марсель Перес (Франция, аббатство Муасак) - Исполнение музыки старинных школ в свете устных традиций и необходимость переоценки историографического инструментария 
  • Ирина Старикова (Россия, Москва) - Певческие указания Всенощного бдения согласно уставам XVII-XX веков и старообрядческая практика
  • Николай Денисов (Россия, Москва) - Устные традиции пения казаков-некрасовцев
  • Михаил Фортунато, протоиерей (Великобритания, Лондон) - Церковное творчество А. В. Касторского в исполнении М. И. Феокритова
  • Наталья Балуева (Россия, Кострома) - Взаимодействие церковного распева с богослужебным языком в «английских» переложениях протоиерея Михаила Фортунато
  • Татьяна Рудиченко (Россия, Ростов-на-Дону) - Особенности трансляции и воспроизведения текстов в казачьей певческой традиции и практика пения на глас
  • Ирина Дынникова (Россия, Москва) - Интерпретация песнопений знаменного роспева в исполнительской практике старообрядческого Морозовского хора 

Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции: Восток - Русь - Запад - Римма Поспелова (Россия, Москва) - Дифференция как ладовая категория в трактате «Commentum super tonos»

 
Цель настоящей статьи — привлечь внимание к одному малоисследованному источнику о ладах западного октоиха — трактату «Commentum super tonos» (или «Толкование на тоны»). Данный памятник принадлежит достаточно ранней стадии осмысления октоиха в западной традиции. «Commentum super tonos» — трактат анонимного автора, созданный около 1000 года.
 
Трактат представляет собой краткий вопрос и пространный ответ на него. Респонденты остались в истории как «епископы А. и Е.», поскольку в начальном письме автор его называет себя «епископом А.» и обращается к «епископу Е.» с вопросом: сколько же все-таки ладов в нашей церкви — четыре или восемь. Епископ Е. отвечает обтекаемо: ладов восемь (подобно видам блаженств из Нагорной проповеди («Блаженны нищие духом [...] блаженны плачущие [...] блаженны кроткие [...] и т. д.; Мф. 5, 4-10), но они группируются по два (автентический с плагальным), так что можно считать, что и четыре. Васберге, издатель трактата, определяет его жанр как «трактат-тонарий». Содержание тонария — систематизация по ладам и дифференциям певческого материала, закрепленного в устной практике и поэтому хорошо известного читателю.
 
Представление о ладовой системе, данное в трактате, имеет мало общего с более поздней системой восьми октавных отрезков звукоряда с координатами тенор — финалис. Главной ладовой категорией в трактате выступает дифференция (differentia, букв. — разница, различие) — каденционная формула псалмового стиха (верса), что показывает общность раннего этапа западного октоиха с византийской традицией.
 
Предметом систематизации по ладам и дифференциям в тонариях были прежде всего антифоны Мессы (интроиты и коммунии) и Оффиция. Сами антифоны представляли собой свободно сочиненные композиции, меняющиеся согласно потребностям богослужения. Каждый антифон был «приписан» к одному из восьми псалмовых тонов, которые, таким образом, «обслуживали» огромное количество антифонов. Псалмовая каденция, соответствующая данному конкретному антифону, должна была обеспечивать плавное соединение между разделами антифонно-рефренной композиции (антифон — верс — антифон и т. д.). Соответственно каждый антифон был «приписан» не только к определенному псалмовому тону, но и к конкретной каденции данного тона (дифференции).
В каждом псалмовом тоне была одна начальная формула (иниций) и несколько формул для окончания. Различные варианты каденционных формул требовались для того, чтобы вере, имеющий вид речитационной формулы, хорошо (плавно) соединялся с различными началами антифонов. По этой причине, видимо, дифференции были объектом пристального внимания теоретиков на раннем этапе функционирования октоиха.
 
Псалмовые дифференции рассматривались вместе с закрепленными за ними начальными интонациями антифонов и объединялись в группы, которых было несколько для каждого тона. «Тон», как он понимается в «Commentum», это и псалмовый тон, и одновременно тон (лад) антифонов (свободно сочиненных мелодий). Возможно, что тоном в таком контексте следует считать совокупную ладовую систему антифонной и псалмовой частей песнопения и, даже скорее, способ их связи через дифференцию.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat magistr