Христианское чтение - № 2 - 2021

Христианское чтение - № 2 - 2021
Именно в древнерусской иконописи образ Премудрости занял совершенно особое место. Наиболее известной иконой на этот сюжет стал новгородский образ Софии: Премудрость представлена здесь в образе огнезрачного крылатого ангела в царских облачениях, с короной и скипетром восседающего на троне, с земным шаром под ногами. Возле него стоят Богородица с Христом на груди и св. Иоанн Креститель. Над сияющей Софией изображен Логос, также в ореоле тройного сияния. Более поздние иконы, изображающие Премудрость, следуют этой новгородской модели. Например, икона строгановского письма 1600  г. представляет собой комбинацию Софии Новгородской с темой «Предста Царица одесную Тебе». Пламенный ангел стоит между Девой Марией и св. Иоанном Крестителем (оба крылаты). В верхней части изображены Бог-Отец и ангелы, слева царь Давид, справа — царь Соломон со свитком (Притч 9: 1), под Соломоном — свв. Иоаким и Анна, под Давидом — приведенные к царю друзья и подруги. 
 
Новгородская икона Премудрости Божией послужила для русского философа Вл. С.   Соловьева одним из источников его софиологической системы. В русском религиозном искусстве мыслитель различил особую мистическую интуицию, которая видит в Премудрости идеальное человечество и душу мира, вечно связанную с Богом. Как явствует из ряда поэтических и философско-богословских творений Вл. С.   Соловьева, он, опираясь также на свой личный мистический опыт, воспринимает ангельский образ Премудрости на новгородской иконе именно как образ женский. «Посвящая древнейшие свои храмы Святой Софии, субстанциальной Премудрости Бога, — отмечает философ, — русский народ дал этой идее новое выражение, неизвестное грекам (которые отождествляли Софию с Логосом). Тесно связывая Святую Софию с Богоматерью и Иисусом Христом, религиозное искусство наших предков, тем не менее, отчетливо различало ее от Того и Другой, изображая ее в образе отдельного Божественного существа. Она была для них небесной сущностью, скрытою под видимостью низшего мира, лучезарным духом возрожденного человечества, ангелом-хранителем земли, грядущим и окончательным явлением Божества» (Соловьев, 1911, 367).
 

Христианское чтение - № 2 - 2021

научный журнал : Теология. Философия. История
Санкт-Петербургская духовная академия
СПб. : Изд-во СПбДА, № 2 [март-апрель], 2021. 316 с.
 

Христианское чтение - № 2 - 2021 - Содержание

К 800-ЛЕТИЮ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
  • Епископ Петергофский Силуан (Никитин), протоиерей Константин Костромин. Святой Александр Невский в истории России и Финляндии: точки соприкосновения 
  • Р. А. Соколов. Канонизация Александра Невского и судьба его мощей 
  • Н. В. Регинская. Иконописный образ святого Александра Невского как символ единения восточнославянских этносов 
  • В. О. Яковлев. Географический аспект жизненного пути князя Александра Невского 
  • П. И. Федотова. Святой Александр и святой Владимир: две загадки русской агиографии
  • Н. И. Петров. О сакрализации изображения монарха в России XVIII — начала XIX вв. 
ТЕОЛОГИЯ
  • Священник Алексий Дикарев. Материнский образ Божественной Премудрости в Библии и христианской традиции 
  • С. С. Пименов. Лютерова теология Креста 
  • А. Н. Петровский. К вопросу апокатастасиса: единство Бога и творения в наследии прп. Максима Исповедника 
  • А. Г. Волкова. «Облако неведения» как образец апофатического мистицизма Средневековья 
  • Л. А. Карелина. Методологические особенности лекционного курса догматического богословия прот. А. В. Горского 
  • Священник Андрей Ващенко. Некоторые особенности богословско-аскетического подхода к христианству у прп. Порфирия Кавсокаливита 
  • Библеистика
    • Иеромонах Ириней (Пиковский). Псалмы Септуагинты как пример теологического перевода 
  • Церковное право
    • П. И. Гайденко. Княжеская расправа над иноками Василием и Феодором Печерскими (каноническо-правовая сторона совершившегося) 
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
  • А. Ю. Полунов. Русская народная утопия, общественный уклад и религиозный мир народов Азии и Африки в контексте внешней политики Российской империи в конце XIX — начале XX в.
  • Священник Роман Степанов, Ю. Т. Тулянская. Категории времени в рамках концепций мифа и символа в наследии А. Ф. Лосева и Мирчи Элиаде 
  • Р. Р. Вахитов. Два чуда при рождении мифа евразийства 
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • Протоиерей Петр Мангилёв, священник Иван Никулин. Русский архиерей XVII в. в поездке по епархии (на примере сибирского митрополита Игнатия (Римского-Корсакова)) 
  • М. В. Шкаровский. Петербургские старообрядцы, не имеющие священства, в 1720-х — 1941  гг. 
  • Иеромонах Ферапонт (Широков). Преобразование Вологодской духовной семинарии по новому Уставу в 1869  г. (по материалам отчета о ревизии) 
  • Священник Мераб Саралидзе. Сравнительный анализ форм и результатов миссионерской и просветительской деятельности епископа Гурия (Буртасовского) на Дальнем Востоке и в Поволжье 
  • И. Н. Васильев. Удовлетворение религиозных нужд беженцев в учреждениях благотворительных комитетов на территории Петроградской губернии в годы Первой мировой войны (на примере приютов Татьянинского комитета) 
  • Протоиерей  Георгий  Пименов. Паломнические поездки епископа Мефодия (Кульмана) как способ объединения русской эмиграции 
  • Священник Тимофей Чайкин. «Комиссия по отделению церкви от государства и школы от церкви» в 1920–1921  гг. в Донской области: деятельность и результаты 
  • Научная полемика
    • А. Ю. Митрофанов. С благодарностью и сожалением. Очередной спор на руинах российской византинистики. Ответ на статью В. П. Степаненко «Рецензия на: Митрофанов  А. Ю. Император Алексей I Комнин и его стратегия. — СПб.: Изд-во СПбДА, 2020. — 280  с.»
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron