Христианское чтение - № 6, 2020

Христианское чтение - № 6, 2020
Согласно православному богословию, человек создан по образу Бога, и поэтому он — одновременно природа и личность. Подобно тому, как Троица — это Три Лица и Одна Природа, человечество — множество личностей и единая природа. Ипостаси Святой Троицы не сводятся к Своей Сущности, хотя и не отрываются от Нее, и в этом один из парадоксов православной догматики. Так же и человеческая личность не сводится к своей природе, а, «содержа в себе свою природу, природу превосходит», «этим превосходством дает существование ей», но и не существует вне природы [Лосский, 2000, 299–300]. И какие бы сложные системы ни были созданы, они всегда останутся попыткой на природном уровне смоделировать только человеческий ум, но никак не личность.
 
К сожалению, в современном богословии часто смешиваются понятия ума, души и личности человека. Подобные неточности встречаются даже у свт. Феофана Затворника († 1894), который писал, например, что душа «по теснейшему сочетанию с телом приняла его в свою личность» [Феофан Затворник, 2009, 19], смешивая понятия «души» и «личности». Священник СПбДА Сергий Ладанов, обсуждая проблемы искусственного интеллекта, опирается на тезисы, что душа нематериальна, «наша душа — это наше „я“», которое наука никогда не сможет измерять [Ладанов, 2020]. Да, эти тезисы подтверждают невозможность создания искусственного интеллекта, но они богословски неточны, поскольку наше «я», наша личность — это не душа и не тело, а синтез тела и души и нечто, превосходящее этот синтез. Как правило, создатели искусственного интеллекта не придают значения телесности человека, стремясь в виртуальную реальность, но для православного богословия человеческая телесность всегда остается исключительно важной. Христианское мировоззрение признает онтологическую реальность творения и ценность физической реальности. Христос, который является «Словом, ставшим плотью» (1 Ин 3: 2), показывает ценности физического мира и человека для Бога. В новых небесах и на земле мы не будем развоплощеными духами, плывущими в эфире, но, по словам апостола, мы с нетерпением ждем «воскресения тела и жизни вечной» [Schuurman, 2020]. Эта онтологическая отправная точка отвергает представления современных редукционистов о людях как сложных биохимических машинах, и утверждает ценность физического мира [Шурман, 2020]. 
 
Личность не тождественна своим телу и душе, и поэтому не может быть искусственно создана с помощью сколь угодно тонких, но всегда природных схем, а человек, будучи образом Святой Троицы, несопоставим с искусственным интеллектом. Будучи сотворенными по образу и подобию Божию, мы имеем уникальную потенциальную возможность «ассимилировать и вечно носить в себе нетварную Жизнь Божества» [Софроний Сахаров, 2009а, 307]. Открывая наше высокое призвание к обожению, богословие личности призывает нас не оказаться позади современного «технического паровоза» за счет своих страстей и предсказуемости нашего поведения по страстям. Если мы, как куклы, будем регулируемы лишь деньгами, страстями и средствами массовой информации и, по слову схиархим. Софрония (Сахарова), не сможем актуализировать нашу личностность [Софроний Сахаров, 2009b, 143], то будем близки к моделированию роботами и сложными искусственными системами. И тогда человечество действительно получит большой урон от проживания в мире, насыщенном техническими достижениями. 
 

Христианское чтение - № 6, 2020

Санкт-Петербург, Издательство СПбПДА, 2020 год
ISSN 1814-5574
 

Христианское чтение - № 6, 2020 - Содержание

ТЕОЛОГИЯ
  • Иеромонах Мефодий (Зинковский). Православное богословие личности и проблематика искусственного интеллекта 
  • Г. В. Бежанидзе, А. О. Титова. Парадигма церковно-государственных отношений у архиепископа Феофана (Прокоповича): от Средневековья к Новому времени 
  • Т. А. Фолиева. «Фаустина Ковальская — учитель Церкви?»: о некоторых тенденциях в современной католической теологии в Польше 
  • Иеромонах Никон (Касярум). Предпосылки догматической методологии: от митр. Макария (Булгакова) к Вл. Соловьеву 
  • Л. А. Мещерякова. «Выход из храма под открытое небо языка» («евангельские» стихи Бориса Пастернака) 
Библеистика
  • И. А. Хангиреев. Проблемы текстологии и интерпретации в «Похвале отцам» на примере образа царя Давида (Сир 47: 1–13) 
  • Священник Алексей Сергеев. «Вопросы Евангельские» блаженного Августина Гиппонского: время создания, особенности экзегезы и перевод первых 17 вопросов 
Литургика
  • Священник Леонид Сенченко. Характерные особенности, свойственные литургии по Супрасльскому служебнику 1758  г. 
  • Церковное право. Научная полемика
  • Ю. В. Оспенников. «Отрицая современный ему римский экстраординарный процесс»: отзыв на статью прот. А.   Балакая о церковном суде Древней Церкви 
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
  • К. В. Карпов. Привационная трактовка зла в религиозном и натуралистическом мировоззрениях 
  • А. Ю. Коробов-Латынцев. Вопрос о христолюбивом воинстве в русской философии 
  • Т. С. Самарина. Религиоведческий анализ «Святого» Р. Отто 
  • А. В. Черняев, А. Ю. Бердникова. Теологическая рецепция идей Н. А. Бердяева на Западе 
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • Священник Роман (Руслан) Савчук. Идеологические аспекты осмысления украинской церковной истории в материалах Научного конгресса Тысячелетия Крещения Руси-Украины (Мюнхен, апрель-май 1988  г.) 
  • А. В. Антощенко. О деятельности профессора Свято-Сергиевского православного богословского института А.   В.   Карташева в годы Второй мировой войны 
  • М. В. Шкаровский. «Преображенские дела» 1930–1931  гг. 
  • А. А. Лаушкин. Жизненный путь митрополита Орловского и Брянского Палладия (Шерстенникова) 
  • П. И. Федотова. Житие Владимира особого состава — апокриф позднего Cредневековья 
  • В. И. Ульяновский. «Библиотечное зеркало» киевских монастырей XVII–XVIII вв.: книги «живые» и «мертвые», доминанты латинские и кириллические 
Научная жизнь. Полемика
  • И. М. Оначенко. Страницы из жизни молодого отца Александра Шмемана (рецензия на книгу: «Прот. Александр Шмеман. Прот. Георгий Флоровский: Письма 1947–1955 годов» / Сост., пред. П. Л. Гаврилюк. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. 448  с.: ил.)
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron