Ислам имеющий мирную и добрую сущность

Ислам, имеющий мирную и добрую сущность
Датский исламовед Каспер Матиесен в статье «Англо-американский „традиционный ислам“ и его истолкование правоверия» отмечает, что само словосочетание «традиционный ислам» является целиком западным конструктом. Понятие «ал-ислам ал-таклиди» в качестве обозначения некой группы в исламе не даст результатов при поиске его в интернете. Понятие таклид как традиция в исламе несет комплекс совсем иных смыслов, нежели русское слово «традиция», применяемое в наши дни к исламу. Именно поэтому этот термин в исламоведческих исследованиях, как правило, не переводится. Первоначально понятие таклида как юридического термина имело значение следования необразованным мусульманином ( мукаллид) мнению авторитетного ученого (муджтахид). С течением времени таклиду стали вынуждены следовать не только необразованные массы, но и ученые – алимы, поскольку следование юридическим школам (мазхабам) в исламе стало обязательным.
 
В татарской богословской литературе критика таклида становится отчетливо артикулируемой после появления трудов Абу Насра ал-Курсави и Шигабутдина Марджани. Дело последнего позже продолжили Зия Камали и Муса Бигиев, поддерживаемые в своих начинаниях более умеренным в своих взглядах Ризой Фахретдином. Муса Бигиев считал таклид одной из основных причин упадка мусульманского сообщества: 
 
Нельзя нам и дальше оставаться во мраке эпигонства (таклид), если мы хотим, чтобы религия наша была чиста от вредных заблуждений. Применяя наш шариат, мы должны опираться и рассчитывать лишь на то, что полезно и подтверждено доказательствами, а не следовать высказыванию кого-либо из наших видных ученых, при всем нашем почтении и уважении к нему. 
 
Лагерь оппонентов – сторонников мусульманской традиции в регионе – группировался вокруг журнала «Дин ва магишат» («Религия и жизнь»). Если пользоваться классификацией, предложенной Уильямом Шепардом24, татарские традиционалисты начала XX в. представляли собой традиционалистов – адаптационалистов. Они были готовы поступиться некоторыми своими правами и привилегиями (например, в сфере управления общиной или судебного шариатского производства) в пользу имперских властей, нежели позволить своим оппонентам из лагеря прогрессивно мыслящих мусульман менять средневековые устои своих общин. Согласно исследованиям историка из Татарстана Р. Г. Мухаметшина, главная задача для татарских традиционалистов в вопросе сохранения «традиции» сводилась к необходимости консервации мусульманской религиозной идентичности татар на фоне угрозы христианизации, которая, по их мнению, могла осуществляться через реформированное религиозное «джадидское» образование: 
 
По нашему мнению, сегодня неправомерно давать однозначно отрицательную оценку старометодной школе. Идеологическим содержанием жизни татарского общества являлся ислам, поэтому оно прежде всего было ориентировано на мусульманскую форму народного образования. Несомненно, в условиях колониальной антимусульманской политики царизма главной задачей было выжить, сохраниться как народ, доказав свою историческую состоятельность. Поэтому, с точки зрения консолидации татарского народа в единое целое, школа старого метода играла важнейшую роль, и, несмотря на неминуемые потери в содержании учебного процесса, исторически оправдано признать ее прогрессивной. 
 
В этой связи следует отметить, что исторический аналог «традиции» – таклид воспринимался по-разному различными группами татарского общества: одними как однозначно вредоносное явление, которое способствует «сну разума» мусульман и их отставанию от передовых наций, а другими – как способ сохранения религиозной и этнической идентичности. В мусульманском праве таклид и по сей день сохраняет свое значение как следование авторитетам прошлого, и обоснованность его присутствия в практике мусульман не оспаривается абсолютным большинством мусульманских правоведов. 
 

Ислам, имеющий мирную и добрую сущность

«НЛО», 2021 -158 с.
ISBN 978-5-44-481624-0
 

Ислам, имеющий мирную и добрую сущность. Дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма - Содержание

От составителя
В поисках «традиционного ислама» в Татарстане: между национальным проектом и универсалистскими теориями
  • Введение
  • Понятия «традиционный ислам» и «исламские традиции» в исторической ретроспективе
  • Историографический очерк по проблеме «традиционного ислама» 
  • «Традиционный ислам» от «традиционного» имама. Джалиль-хазрат Фазлыев
  • Валиулла Якупов и его видение «традиционного ислама»
  • «Традиционный ислам» в контексте эволюции взглядов муфтия 30 Камиля Самигуллина 
  • «„Традиционный ислам“ не противоречит ханафитскому мазхабу» (точка зрения исламского правоведа Рустама Нургалеева)
  • Теория «традиционного ислама» Рустама Батрова
  • Плюрализм мнений о «традиционном исламе» среди представителей различных социальных и религиозных групп 
  • Заключение
Понятие «люди Сунны и согласия общины» («ахл ас-сунна ва-л- джама‘а») и Грозненская фетва 
  • Введение
  • Грозненская конференция и ее итоги
  • Реакция на Грозненскую конференцию в арабо-мусульманском мире 
  • Реакция на Грозненскую конференцию в среде российских мусульман
  • Заключение 
Обновленческое движение в современном российском исламе
  • Введение
  • О терминологии
  • «Коранический гуманизм» и мусульманское обновление 
  • Богословы или исламоведы?
  • Политическая идеология обновленцев
  • Заключение
Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия? 
  • Введение
  • Суфизм у татар: краткий исторический экскурс 
  • Возвращение суфизма в религиозную жизнь мусульман
  • Татарстана в конце XX – начале XXI в. 
  • Ритуалы и практики суфизма в современном Татарстане 
  • Кадирийа
  • Хусайнийа
  • Халидийа
  • Хакканийа-Раббанийа
  • Дагестанская ветвь Накшбандийа-Махмудийа и Шазилийа
  • Топбашийа
  • Последователи пакистанского шейха деобандийской школы
  • Зульфикара Ахмада 
  • Некоторые предварительные выводы
  • Заключение
«Традиционный ислам» в дискурсе религиозных объединений, национальных организаций и государственных структур Республики Башкортостан 
  • Введение
  • Этнодемографическая характеристика мусульманской общины Башкортостана
  • Организационная структура мусульманской общины Башкортостана 
  • Появление термина «традиционный ислам» 
  • «Традиционный ислам» с точки зрения имамов Республики 126 Башкортостан
  • «Традиционный ислам» и государство 
  • Внутриисламская полемика и этнический фактор
  • «Святые места» мусульман – «традиционность»  и «нетрадиционность» ислама 
  • Заключение 
Дискурс «традиционного ислама» в постсоветском Крыму
  • Введение 
  • «Свой/чужой» ислам в повестке дня курултаев Крыма 
  • «Традиционный ислам» в дискурсе официальных мусульманских институтов
  • Ситуация после 2014 года
  • Заключение 
Глоссарий
Информация об авторах
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.5 (2 votes)
Аватар пользователя AlexDigger