Компендиум социального учения Церкви

Компендиум социального учения Церкви
Задача преображать социальную реальность силой Евангелия, засвидетельствованной женщинами и мужчинами, верными Иисусу Христу, всегда была и остается сейчас, в начале третьего тысячелетия христианской эры, вызовом для нас. Возвещение Иисуса Христа, «добрая весть» спасения, любви, справедливости и мира с трудом прокладывает себе путь в сегодняшнем мире, который всё еще страдает от войн, нищеты и несправедливости. Именно поэтому человек нашего времени нуждается в Евангелии как никогда: нуждается в спасающей вере, в просвещающей надежде, в любящем милосердии.
 
Церковь, «эксперт в человеческих делах», в исполненном упования и в то же время деятельном ожидании продолжает смотреть на «новое небо» и «новую землю» (2 Петр 3, 13) и указывать на них каждому человеку, чтобы помочь ему прожить свою жизнь в измерении подлинного смысла. «Gloria Dei vivens homo»: человек, живущий в полноте своего достоинства, воздает славу подателю достоинства Богу. Этот текст призван, прежде всего, поддерживать и поощрять деятельность христиан в социальной сфере, особенно верных мирян, потому что именно им принадлежит эта сфера; вся их жизнь должна быть плодотворным трудом по евангелизации. Каждый верующий должен научиться, в первую очередь, подчиняться Господу силой веры, по примеру святого Петра: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк 5, 5). Каждый читатель, человек «доброй воли», сможет узнать причины, побуждающие Церковь разрабатывать учение по социальной проблематике, которая, на первый взгляд, не входит в сферу компетенции Церкви, и причины для встречи, диалога, сотрудничества ради служения общему благу.
 

Компендиум социального учения Церкви

Москва, 2006, «Паолине»
Перевод: Виктория Тимофеева
Богословский консультант: о. Вадим Шайкевич
ISBN 5-900086-43-7
 

Компендиум социального учения Церкви - Оглавление

Сокращения
Сокращения библейских книг
Письмо Кардинала Содано
Предисловие
Вступление ВВЕДЕНИЕ ЦЕЛОСТНЫЙ И СОЛИДАРНЫЙ ГУМАНИЗМ
  • а) На заре третьего тысячелетия
  • б) Значение документа
  • в) Служа полной истине о человеке
  • г) В знак солидарности, уважения и любви
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ ЛЮБВИ О ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ
  • I. Освободительное действие Бога в истории Израиля
  • II. Иисус Христос. Исполнение Отчего замысла любви
  • III. Человеческая личность в Божием замысле любви
  • IV. Замысел Божий и миссия Церкви
ГЛАВА ВТОРАЯ МИССИЯ ЦЕРКВИ И СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ
  • I. Евангелизация и социальное учение
  • II. Природа социального учения
  • III. Социальное учение в наше время: вехи истории
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПРАВА
  • I. Социальное учение и персоналистический принцип
  • II. Человеческая личность — «imago Dei» (образ Божий)
  • III. Человеческая личность и множество ее аспектов
  • IV. Права человека
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ
  • I. Значение и единство
  • II. Принцип общего блага
  • III. Всеобщее предназначение благ
  • IV. Принцип субсидиарности
  • V. Участие
  • VI. Принцип солидарности
  • VII. Фундаментальные ценности социальной жизни
  • VIII. Путь любви
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ СЕМЬЯ — ЖИЗНЕННО ВАЖНАЯ КЛЕТКА ОБЩЕСТВА
  • I. Семья — первое естественное общество
  • II. Брак — основа семьи
  • III. Социальная субъективность семьи
  • IV. Семья — протагонист социальной жизни
  • V. Общество на службе у семьи
ГЛАВА ШЕСТАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТРУД
  • I. Библейские аспекты
  • II. Пророческая ценность энциклики «Rerum novarum»
  • III. Достоинство труда
  • IV. Право на труд
  • V. Права трудящихся
  • VI. Солидарность между трудящимися
  • VII. «Res novae» (новые вещи) в мире труда
ГЛАВА СЕДЬМАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
  • I. Библейские аспекты
  • II. Нравственность и экономика
  • III. Частная инициатива и предпринимательство
  • IV. Экономические институты на службе у человека
  • V. «Res novae» (новые вещи) в экономике
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
  • I. Библейские аспекты
  • II. Основание и цель политического сообщества
  • III. Политическая власть
  • IV. Система демократии
  • V. Политическое сообщество на службе у гражданского общества
  • VI. Государство и религиозные общины
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
  • I. Библейские аспекты
  • II. Основные правила международного сообщества
  • III. Организация международного сообщества
  • IV. Международное сотрудничество ради развития
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  • I. Библейские аспекты
  • II. Человек и вселенная
  • III. Кризис в отношениях между человеком и окружающей средой
  • IV. Общая ответственность
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ УКРЕПЛЕНИЕ МИРА
  • I. Библейские аспекты
  • II. Мир — плод справедливости и любви
  • III. Крах мира: война
  • IV. Вклад Церкви в дело мира
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ ДЕЙСТВИЕ
  • I. Пастырская деятельность в социальной сфере
  • II. Социальное учение и ответственность верных мирян
ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИИ ЛЮБВИ
Указатель текстов
Тематический указатель
 

Компендиум социального учения Церкви - Письмо Кардинала Содано

 
Ваше Высокопреосвященство, В ходе своей истории, а особенно в течение последних ста лет, Церковь никогда не уставала высказываться по вопросам социальной жизни: ведь ей, по словам Папы Льва XIII, «есть что сказать» в этой области. Продолжая разрабатывать и обновлять богатое наследие католического социального учения, Папа Иоанн Павел II, со своей стороны, опубликовал три великих Энциклики: Laborem exercens, Sollicitudo rei socialis и Centesimus annus, — которые представляют собой фундаментальные вехи развития католической мысли в этой области. В свою очередь, многие Епископы во всех регионах мира в последнее время вносили вклад в углубление социального учения Церкви. Так же поступали и многие ученые на всех континентах.
 
1. Итак, возникла необходимость составить компендиум (свод) всего материала, систематически изложив основы католического социального учения. Эту работу взял на себя Папский Совет «Справедливость и Мир» и интенсивно занимался ею в течение последних лет. Я рад, что Компендиум социального учения Церкви опубликован и что я могу вместе с Вами предложить его верующим и всем людям доброй воли как помощь в человеческом и духовном возрастании личностей и общин.
2. Этот труд показывает, что католическое социальное учение ценно и как инструмент евангелизации (ср. Centesimus annus, 54), потому что оно соотносит человеческую личность и общество со светом Евангелия. Принципы социального учения Церкви, вытекающие из нравственного закона, подтверждаются, в вере Церкви, Евангелием Христовым. Исходя из этого, человек призван, прежде всего, увидеть себя как трансцендентное существо во всех жизненных аспектах, включая тот, что связан с социальными, экономическими и политическими контекстами. Вера полностью раскрывает значение семьи, которая основана на браке между мужчиной и женщиной и представляет собой первичную и жизненно важную ячейку общества. Кроме того, вера проливает свет на достоинство труда: как деятельность человека, направленная на его самореализацию, труд приоритетен по отношению к капиталу и дает трудящимся право на его плоды.
 
3. В настоящем тексте подчеркнута важность нравственных ценностей, основанных на естественном законе, вписанном в совесть каждого человека, который поэтому должен признавать и соблюдать этот закон. Сегодня человечество требует в духе большей справедливости подходить к такому многообразному явлению, как глобализация, весьма обеспокоено проблемами экологии и управления общественными делами, ощущает необходимость защищать национальное самосознание, не покидая при этом правового поля и не забывая о единстве человеческой семьи. Мир труда, глубоко преобразованный благодаря современным научно-техническим открытиям, выходит на высочайшие уровни качества, но, к сожалению, отмечен нестабильностью, неслыханными формами эксплуатации, а то и рабства, даже в так называемых богатых обществах. В различных регионах мира уровень благосостояния продолжает повышаться, но угрожающе растет число новых бедных, и увеличивается — по разным причинам — разрыв между менее развитыми и богатыми Странами. Свободный рынок, экономический процесс, приводящий к положительным результатам, демонстрирует, тем не менее, свою ограниченность. С другой стороны, фундаментальный выбор Церкви — предпочтительная любовь к бедным, и Церковь призывает всех людей доброй воли присоединиться к этому выбору.
 
Итак, мы видим, что Церковь не может перестать высказывать свое мнение о res novae (новых вещах), типичных для современной эпохи, поскольку ей надлежит всех призывать к неустанному труду ради утверждения подлинной цивилизации, ориентированной на целостное и солидарное человеческое развитие.
 
Преданный Вам в Господе, Кардинал Анджело Содано Государственный Секретарь
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron