Кунин - Отец Александр Мень

Михаил Кунин - Отец Александр Мень

Александр Мень родился в Москве 22 января 1935 года. Поколение его родителей, ровесников XX века, сформировалось в семьях дореволюционного уклада, но многие его представители были захвачены идеями революции и начала «новой жизни».

Его отец, Вольф Гершлейбович (впоследствии принявший имя Владимир Григорьевич) Мень, родился в Киеве в 1902 году и в детстве учился в религиозной еврейской школе. Как вспоминал Александр, его отец помнил иврит и иногда читал наизусть пророков. Читая пророков, Владимир Григорьевич восхищался главным образом поэзией — его школьный учитель, оказавший на него определяющее влияние, принадлежал к гаскале — движению за включение европейских евреев в светскую жизнь и за отмену дискриминационных законов (что не имело ничего общего с религией). Так, будучи евреем по национальности, Владимир еще в детстве утратил веру, но настоящим атеистом не стал, оставшись человеком нерелигиозным, но с терпимостью относившимся к любой религии.

После окончания хедера, уже в годы Гражданской войны Владимир поступил в Киевский технологический институт на специальность инженера текстильной промышленности. Впоследствии он получил также диплом в области химии и стал специалистом по окраске тканей и автором ряда работ по технологии крашения.

Это был терпеливый, добрый и веселый человек. Но террор послереволюционного времени оставил в его душе след на всю жизнь: его любимый брат Яков, вышедший, как и он, из благочестивой иудейской семьи, но ставший революционером и большевиком, членом ЦК Коммунистической партии Украины, был расстрелян по наговору жены, и это произвело на Владимира неизгладимое впечатление. Возможно, что это стало причиной поздней женитьбы Владимира Григорьевича. Он много лет ухаживал за будущей женой и женился, когда ему шел уже четвертый десяток.

Сама Елена Семеновна так вспоминала об истории своего замужества:

«Мне очень хотелось выйти замуж за верующего человека, но это не было дано. Если я узнавала о человеке, что он верующий, то оказывалось, что он уже любит другую. Но в основном молодежь, с которой я встречалась, была неверующая. А некоторые просто скрывали свою веру, так как в то время к верующим было почти такое же отношение, как к врагам народа.

Один из моих знакомых, Владимир, был инженером- технологом, специалистом в области текстильной промышленности. С ним я была знакома с 27-го года. Мне было тогда 18 лет. Он работал в Орехово-Зуеве вместе с моим двоюродным братом Веничкой, инженером-электриком. По воскресеньям они оба приезжали в Москву, и Владимир Григорьевич (так я его называла, так как он был старше меня на 6 лет) часто бывал у нас. Он обычно покупал билеты в театр или кино и приглашал меня. Я с ним везде бывала, у друзей и знакомых. Многие считали меня его невестой. Но мне в то время не очень хотелось замуж. У меня в тот период были иные мысли и настроения.

Но годы шли, и бабушка начала настаивать, чтобы я, наконец, сделала выбор. “Ты всё смотришь на Веру, хочешь, как и она, дослужить до николаевского солдата”, — говорила бабушка. Так говорили о девушках, которые до 25 лет не выходили замуж. Мама тоже в письмах намекала, что пора замуж выходить. Меня эти разговоры очень огорчали. Владимир Григорьевич не раз делал мне предложение, но я всегда уклонялась от этого разговора. Однажды он уехал надолго из Москвы. Когда вернулся, то поселился в Москве на казенной квартире при 1-й Ситценабивной фабрике, где он работал, и снова мы стали встречаться. Кончался 33-й год. Он пригласил меня встречать с ним Новый год в его компании. Я вначале согласилась. Но вот в церкви объявили, что в 12 ночи будет Новогодний молебен. Тогда я сказала Владимиру Григорьевичу, что не смогу с ним встречать Новый год и ни с кем не буду. Он пошел один, никого не пригласив с собой. И вдруг ему захотелось в ту ночь бросить курить. Он знал, что я не люблю, когда курят, так как курильщики делаются рабами папиросы. И он бросил навсегда курение. Я была поражена. Я поняла, что так как я предпочла молитву новогодним развлечениям, Господь положил на сердце Владимиру Григорьевичу сделать какое-нибудь хорошее дело.

Однажды он прямо поставил вопрос, почему я не хочу выходить за него замуж. Я не сразу ответила, но поняла, что дальше молчать нельзя. И сказала ему: “Потому что я исповедую христианскую веру”. Меньше всего он ожидал такого ответа. Долго мы шли молча. Наконец он сказал: “Ты теперь стала еще выше в моих глазах. А я-то думал, что ты любишь кого-нибудь другого”. На этом наше свидание закончилось. В следующий раз он сказал мне: “Но ведь то, что ты верующая, не помешает нам в нашей семейной жизни. Ты можешь ходить в церковь послушать какого-нибудь архиерея, а я буду ходить на лекции, а потом мы будем делиться тем, что нам было интересно”.

Вдруг я почувствовала, что воля Божия в том, чтобы я вышла замуж за Владимира Григорьевича, и дала свое согласие на брак» .

В первое воскресенье после Пасхи 1934 года, 15 апреля, Владимир и Елена поженились. В начале следующего года у них родился первенец Александр, а спустя еще три года — второй сын, Павел.

 

Михаил Кунин - Отец Александр Мень

Издательство АО «Молодая гвардия», 2022, - 578 с.
ISBN 978-5-235-04506-4

 

Михаил Кунин - Отец Александр Мень - Содержание

Предисловие. Прош. Александр Борисов

Пролог

Часть первая. Начало пути

  • Глава 1. Семья
  • Глава 2. Крещение в «катакомбной» церкви
  • Глава 3. Раннее детство
  • Глава 4. Об отце Серафиме (Битюкове)
  • Глава 5. Начало войны
  • Глава 6. Смерть отца Серафима
  • Глава 7. Отец Петр Шипков
  • Глава 8. Жизнь в Загорске в годы войны
  • Глава 9. Схиигумения Мария
  • Глава 10. Окончание войны и первое послевоенное время
  • Глава 11. Школьные годы
  • Глава 12. Период учебы в Пушно-меховом институте
  • Глава 13. Иркутский период
  • Глава 14. Рукоположение

Часть вторая. Пастырь

  • Глава 1. Служение в Алабине
  • Глава 2. Ближайший круг и общецерковная жизнь вначале 1960-х годов
  • Глава 3. Окончание алабинского периода. Переход в тарасовский храм
  • Глава 4. Начало служения в Тарасовке. Письмо священников-диссидентов
  • Глава 5. Новые встречи. Участие в съемках фильма Калика. Кризис в группе Эшлимана и Якунина
  • Глава 6. Окончание тарасовского периода. Переход в Новую Деревню
  • Глава 7. Сретенский храм поселка Новая Деревня
  • Глава 8. Служение в первой половине 1970-х. Работа с паствой. Новые книги
  • Глава 9. Создание малых групп
  • Глава 10. Новые условия жизни в приходе. Литературно- богословские труды на рубеже 1970—1980-х годов
  • Глава 11. Мировоззрение и принципы пастырства отца Александра

Часть третья. Стрела на натянутой тетиве

  • Глава 1. Перемены в Новой Деревне. Вызовы в КГБ
  • Глава 2. Мосты над бездной
  • Глава 3. Начало «Перестройки» в СССР. Работа над «Словарем по библиологии»
  • Глава 4. Время широкой проповеди и общественной деятельности
  • Глава 5. Последний период жизни
  • Глава 6. Убийство и его расследование
  • Глава 7. Жизнь после смерти.

Даты жизни и служения отца Александра Меня

Краткая библиография

Об авторах цитат, использованных в книге

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.3 (3 votes)
Аватар пользователя AlexDigger