Кузнецова - Похищение чудовищ

Ольга Кузнецова - Похищение чудовищ: Античность на Руси
Как ни грустно, в Древней Руси змий (он же дракон) был исключительно зловредным персонажем. Этот гигантский могучий монстр - традиционный соперник великого воина. Змей (он же - змий, дракон) - постоянный символ врага (от иноземного захватчика до лукавого идеологического оппонента), дьявола, смерти, ада, всего порочного в человеке. Это проклятие и наказание, насылаемое на целые города. Это, несомненно, одно из худших чудовищ, даже среди геральдических символов. В «Повести о Брунцвике» XVII в. (где, кстати, цель героя - добыть себе вовсе не царевну, а льва на герб) рыцарь наблюдает битву льва с «драком» и после долгих колебаний принимает сторону уставшего льва, то есть приходит ему на подмогу, выступая против огнедышащего чудовища.
 
Егда же прииде поближе на глас той, и узрев лва да драка, тако бо той змей - драк словет. И силне биются меж собою <…>. И взем меч свой, и прискочив к змею, начат с ним битися, заступая лва, уже бо было лву велми тяжко. А тот драк, сиеречь змей, имел 9 глав, а изо всякой главе огнь, яко ис печи, выходит.
Повесть о Брунцвике
 
Положительные оценки драконов появлялись на Руси только по недоразумению. Например, в алфавитном словаре XVII в. по соседству объяснялось два иностранных слова: имя Демофил - дословно «народолюбец» - и название животного Дракон - «змей». Поскольку книги переписывались от руки, в них постоянно проникали ошибки. Правда, такие ошибки редко влияли на культуру кардинально, чаще они оставались отдельными смешными неточностями. Но по таким неточностям иногда можно видеть, как отдельные читатели затрудняются понять смысл какого-либо названия, например, потому что оно совсем новое или в принципе непростое. В процессе многочисленных копирований текст про змея и человеколюбца соединился, а потом снова разделился и удвоился благодаря очередному редактору. В результате на разных страницах нового словаря оказались два слова с одинаковыми определениями: «Демофил - змей-народолюбец» и «Дракон - змей-народолюбец» (видимо, слово «Дракон» теперь тоже понималось как имя собственное). Но человеколюбивым змеем все не закончилось. Еще позже в статье о Демофиле появляется пояснение: «толкуется змий народолюбец, дьявол оболгатель, понеже оболгал ко Адаму Бога» («Алфавит»). Абсолютному большинству читателей даже «испорченных» вариантов текста все-таки было ясно: если какойто дракон и любит людей, то исключительно в гастрономическом отношении.
 

Ольга Кузнецова - Похищение чудовищ: Античность на Руси

М.: Издательство АСТ, 2022. - 288 с.
ISBN 978-5-17-146219-2
 

Ольга Кузнецова - Похищение чудовищ: Античность на Руси - Содержание

ВВЕДЕНИЕ
  • Почему похищение?
Глава 1. ПОХИЩЕНИЕ ДРАКОНОВ
  • Драка с драком
  • Дракон в тени
  • Дракон на потеху
Глава 2. МЕДУЗЫ В ПЕЧАЛИ
  • От чудища к герою
  • Неправильные медузы
  • Новый поворот
Глава 3. ДЕВКИ ЗМЕИНЫ
  • В клубе змей
  • Гидрат дракона
  • Демонический Екатерин
Глава 4. МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ И ГИБРИДОМ
  • Собачья красота
  • Харибда-2
Глава 5. ОБЛАЕВИЧ ЦЕРБЕР
  • Первые шаги
  • Собачка Платона
  • Зрелища из пасти
Глава 6. САТИРИЧЕСКИЕ КЕНТАВРЫ
  • И на дуде игрец
  • Совершеннейший осел
  • Игра в лошадки
  • Боевое крещение
  • Сам черт связал веревочкой
Глава 7. СИРИНЫ-СИРЕНЫ
  • Венок русалок
  • Вилами по воде
  • Скромный платочек Улисса
  • Полюбить чудовище
Глава 8. ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ
  • Озверение мантикоры
  • Мантикора в кармане
  • Бесхребетная химера
  • Загадка свинга
  • Загадка систра
Глава 9. ТРИ СЕСТРЫ
  • Что в имени тебе моем?
  • Золото для гарпий
  • Лукомойры
Глава 10. ТВОИ ДРУЗЬЯ В АДУ
  • Кузнецы несчастья
  • А Харон?
  • Адский зоосад
  • Монстр-проводник
Книги, полезные для чудовищных исследований
Указатель источников: тексты про чудовищ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Eduard