Липке Штефан - Антропология прозы Чехова

Штефан Липке SJ - Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения
Вопрос «Что есть человек?» был задан еще в древности, в Псалтири (Пс. 8, 5). Согласно же И. Канту, он объемлет все остальные философские вопросы. Поэтому философская антропология представлена самыми различными направлениями.
 
Начиная с платонизма, сложилась традиция понимания человека, согласно которой духовное в нем выше телесного. Соответственно, данная традиция утверждает, что телесное начало ограничивает дух или даже пленяет его.
 
Философская школа стоиков (Чехов активно изучал труды Марка Аврелия) также задается вопросом о свободе человека. Человек предстает здесь как существо, по необходимости тесно связанное с природой, но свободное принимать необходимое и, тем самым, готовое превзойти свою природу.
 
В XVII в. Р. Декарт исходил из представления о раздельном существовании телесного и духовного аспектов в человеке. Он утверждал, что под высшей единой субстанцией — Богом — есть две субстанции: протяженная и мыслящая. Две эти субстанции сосуществуют, однако между ними нет единства, поэтому в человеке наличествуют два разных начала. В XVIII в. эта деконструкция человеческой личности была продолжена Д. Юмом, по мнению которого целостной человеческой личности не существует, а есть всего лишь «bundle of perceptions» («пучок восприятий»), который только по сложившейся привычке называют единым человеком, как воспринимаемым, так и воспринимающим. В рамках изучения творчества Чехова важно указать также на деконструкцию образа человека в социалдарвинизме Г. Спенсера, согласно которому человек является всего лишь животным, вовлеченным в эволюционный процесс выживания, поэтому никакие представления о гуманности для него не имеют значения.
 

Штефан Липке SJ - Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения

(Библиотека журнала "Символ")
(Христианская мысль. Тексты и исследования)
М.: Институт св. Фомы, 2019. - 256 с.
ISBN 978-5-9907661-3-6
 

Штефан Липке SJ - Антропология художественной прозы А. П. Чехова: неизреченность человека и архитектоника произведения - Содержание

Предисловие
Введение
1. Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова (1883—1885): человек как роль и как личность
  • 1.1. Рассказ «Смерть чиновника»: социальная роль — самоопределение человека
  • 1.2. Рассказ «Толстый и тонкий»: заключение человека в своей роли
  • 1.3. Рассказ «Восклицательный знак»: социальная роль человека и освобождение от нее
  • 1.4. Рассказ «В море»: социальное положение и этическая ответственность человека
2. Полемические рассказы А.П. Чехова (1887—1889): унижение человека и идея освобождения
  • 2.1. Рассказ «Враги»: унижение человека и динамика агрессии
  • 2.2. Рассказ «Спать хочется»: полемичность в описании жестокости
  • 2.3. Рассказ «Княгиня»: унижение человека и безвыходный конфликт
3. Пост-сахалинские повести А.П. Чехова (1891—1894): типизация и неизреченность человека
  • 3.1. Повесть «Дуэль»: неизреченность человека как возможность преодоления конфликта
  • 3.2. Повесть «Палата № 6»: осуждение и неизреченность человека
  • 3.3. Повесть «Черный монах»: отрицание неизреченности человека и катастрофа
4. Социально ориентированные произведения А. П. Чехова (1897—1899): судьба неизреченности человека
4.1. Повесть «Мужики»: человек, униженный нищетой
  • 4.2. Рассказ «Человек в футляре»: человек, ограниченный страхом
  • 4.3. Рассказ «Случай из практики»: человек, подавленный разобщенностью
  • 4.4. Рассказ «Душечка»: человек, духовно пустой
5. Поздние произведения А.П. Чехова (1899—1902): уход человека как прорыв к неизреченности
  • 5.1. Рассказ «Дама с собачкой»: любовь и выход человека из внешних конвенций
  • 5.2. Повесть «В овраге»: выход человека из социального угнетения
  • 5.3. Рассказ «Архиерей»: смерть как уход человека от публичной роли
Заключение
Список использованных источников и литературы
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid