Макаров - Паламизм до святителя Григория Паламы

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы
Несмотря на значительный интерес, наблюдающийся в последнее время к изучению греко-латинской полемики XII–XIV вв., справедливым остается заключение о. Жана Даррузеса (1912–1990) о том, что византийские трактаты, посвященные критике учения о примате папы, «...далеко не полностью изучены как историками, так и богословами...».
 
Мнение Ж. Даррузеса разделяют издатели писем Иоанна Каматира — А. Пападакис и Э. М. Толбот. Один из путей преодоления подобной ситуации заключается в обращении к фундаментальным догматическим (пневматологическим) основаниям темы примата в византийской протопаламитской и паламитской мысли XII–XIV вв. Нечто подобное имел в виду и о. Ж. Даррузес, когда указывал: «...мы сможем уточнить даты и понятия, если прибегнем к новым источникам и станем их сравнивать между собой».
 

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы, спор о Филиокве и примат папы в византийской экклесиологии XII–XIV вв.

 отв. ред. Д. С. Бирюков. — Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2017. — 92 с.
ISBN 978–5-9908364–8-8
 

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы - Содержание

Введение
1. Спор о Филиокве и развитие протопаламитской и фотианской догматической мысли XII–XIV вв. Связь пневматологии и экклесиологии
  • 1.1. Николай Мефонский, Никита Сеид, Георгий Мосхамбар и Григорий Кипрский: критика Филиокве, учение о перихорезе Лиц Святой Троицы, обожении и дарах Святого Духа
  • 1.1.1. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар о перихорезе Ипостасей Святой Троицы
  • 1.1.2. Никита Сеид: связь учения о перихорезе с греко‑латинской полемикой
  • 1.1.3. Николай Мефонский и Георгий Мосхамбар об обожении и дарах Святого Духа: некоторые замечания
  • 1.2. Иоанн Х Каматир, св. Нил Кавасила и Варлаам Калабрийский: от триадологии и пневматологии — к соборному учению о Церкви и критике римского примата
  • 1.2.1. Нил Кавасила, Варлаам Калабрийский, Никифор Григора и Матфей Властарь: критика папы, общая для паламитов и антипаламитов
  • 1.2.2. Образ Иоанна Векка у униатов и их противников как живая иллюстрация полемики вокруг Филиокве
2. Принцип «экклесиологического Филиокве», его актуализация в переписке Иннокентия III и Иоанна Х Каматира и критика у византийских богословов и полемистов XIII–XIV вв.
  • 2.1. Постановка проблемы
  • 2.2. Георгий Акрополит, Герман II (1223–1240), Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский об уделении даров Святого Духа апостолам
  • 2.2.1. Георгий Акрополит и Герман II: Сын как единственный Податель Святого Духа Церкви
  • 2.2.2. Николай Мефонский, Георгий Мосхамбар и Варлаам Калабрийский: от перихорезы Ипостасей Святой Троицы — к равенству святого Петра и прочих апостолов
  • 2.3. Иннокентий III, Иоанн Х Каматир и Варлаам Калабрийский об «экклесиологическом Филиокве»
  • 2.3.1. Экклесиологическая аргументация Иннокентия III
  • 2.3.2. Критика Иоанном Х Каматиром экклесиологии Иннокентия III
Заключение. Св. Максим Исповедник и св. Иоанн Дамаскин: Христос, Его образ и Его Промысл (власть) над Церковью и миром
Приложение
Указатель имен древних и средневековых писателей и церковно-исторических деятелей
Указатель имен современных авторов
Указатель цитат из Священного Писания
Ветхий Завет
Новый Завет
Список сокращений
 

Макаров Дмитрий - Паламизм до святителя Григория Паламы – Заключение

 
Рассмотрев греческую полемику с учением о примате папы, ведшуюся в XII в., Я. Спитерис ставит принципиальный вопрос: «Тогда почему же, когда речь идет о римском епископе, они (византийцы. — Д. М.) с таким упорством настаивают на единственности власти Христа над Церковью, как будто определенной человеческой личности невозможно Его временно замещать?» В данном — заключительном — параграфе мы бы хотели, опираясь на греко-византийское святоотеческое Предание, попытаться представить несколько вариантов ответа на этот вопрос.
 
Итак, во-первых, из рассмотренной выше греко-византийской пневматологии XII–XIII вв., с присущим ей акцентом на перихорезу Сына и Св. Духа, вытекает следующее. Такое замещение будет означать, что Сам Христос как бы временно отстранился от управления Церковью или же Ему не хватает сил для такого управления, так что Он нуждается в помощнике.
Возникает ситуация, когда одной Главы Церкви оказывается как бы мало... Вместе с тем, Господь в Евангелии говорит: «Отец Мой делает, и Я делаю» (Ин 5. 17). Соответственно, нам представляется, что к переплетению пневматологии и экклесиологии в мысли греческих отцов и учителей Церкви XII–XIV вв. приложимы слова, сказанные Ф. Хайнцером о б огословии св. Максима Исповедника. По мысли швейцарского патролога, сознание того, что внутритроичная жизнь Бога и Домостроительство нашего спасения «...неразрывно связаны в Лице Сына, ставшего Человеком», «...образует один из краеугольных столпов его мысли. При этом речь идет, — продолжает ученый, — о фундаментальном представлении древних Отцов Церкви.
 
 

Категории: 

Благодарность за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя aleksandroid