Митрофанов - Конфессиональное религиоведение

Александр Митрофанов - Конфессиональное религиоведение. Традиционные религии России в свете христианства

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, - так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (IKop. 8:5-6).

В силу своей многообразности, всякий исследователь религий стоит перед задачей классификации изучаемой им области. Та же задача стоит и перед нами. Конечно, любая попытка выявить внутреннюю логику столь сложного явления не сможет учесть всех нюансов без исключения. Однако это все же поможет внести ясность в область нашего изучения. По причине сложности религиозного мира, мы не остановимся лишь на одном варианте классификации. При этом учитывая, что существуют десятки различных вариантов, ограничимся двумя наиболее распространенными. Они вполне достаточны, чтобы получить общую полноценную картину.

Классификация по степени развития и влияния

Один из основных вариантов классификации разделяет все существующие в мире религии по принципу их развития и влияния. В этом варианте также подразумевается временной принцип, в контексте которого они формируются. Таким образом, религии делятся на три основные категории, учитывая время возникновения от древнейших к более поздним: родоплеменные, народностно-национальные и мировые. Но если перечислять их согласно названию, по степени влияния, то последовательность получится обратной. Рассмотрим их подробнее именно в этой последовательности.

1. Мировые религии.

Это категория не только наиболее влиятельных, но и наиболее распространенных и многочисленных религий. Все они возникли в контексте масштабных и значительных исторических событий. В их становлении большую роль сыграли их основатели. Эти религии не делают акцента на определенную культуру, хотя культуры, в которых они некогда родилась, могут играть в них значительную роль, но все же не решающую. В силу этого для мировых религий характерен ярко выраженный прозелитизм. Их проповедь адресована самым разным социально-демографическим группам, провозглашая равенство в отношении главных вероучительных идей. Также по причине всего названного, мировые религии, как правило, играли существенную роль в оформлении и существовании государств мирового уровня. Таким образом, статус мировой религии предполагает соответствие двум основным критериям:

  • отсутствие акцента на одной национальной культуре;
  • существенное количество последователей, исчисляемых миллионами.

Несоответствие хотя бы одному из двух критериев не позволит той или иной религии иметь данный статус. Например, буддизм является одной из мировых религий, но при этом практически в два раза меньше, чем индуизм, который не имеет этого статуса: соотношение последователей примерно 500 млн. к 1 млрд, в пользу индуизма. Причина, почему более многочисленный индуизм не является мировой религией только в отсутствии первого из двух требований, поскольку его коренная культура имеет основополагающее религиозное значение. Индуистом нужно родиться, стать им практически не возможно. Таким образом, в мире насчитывается всего три религии, соответствующие означенным критериям: христианство, ислам и буддизм.

2. Народностно-национальные религии.

Эта категория религий, в отличие от предыдущей, возникла и развивалась строго в рамках одной культуры и народа, отсюда ее название. По причине этого она отражает условия жизни своих народов-носителей и сакрализует их роль в мировой истории, зачастую вместе с их государствами и главами этих государств. Замыкаясь в границах определенного этноса, тем не менее, ряд народностно-национальных религий (хотя и не все) имеют ритуалы принятия в свои ряды представителей других народностей. Этим религиям, как правило, свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (возрастные инициации, правила приема и приготовления пищи, ритуально-гигиенические правила, обязательные элементы одежды и пр.) в виде строгой и объемной системы предписаний и запретов, что позволяет проводить четкую границу между последователями данной религии и другими этнорелигиозными общностями. Именно эта категория религий является той базой, на которой возникли мировые религии. Народностно-национальных религий довольно много. Среди наиболее известных можно назвать следующие: иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, сикхизм, парсизм, синтоизм и др.

1. Родоплеменные религии.

Эти наиболее древние религии, возникшие в условиях первобытнообщинного строя, которые продолжают сохраняться в рамках своих реликтовых культур. Для них свойственно придавать сакральное значение природным и любым необъяснимым явлениям. Общественное мировоззрение, отраженное в учении, ограничено масштабом племени или рода, представители которого предстоят перед своими божествами. В их религиозном культе большую роль также играют: почитание предков, вождя, посредников отношений с высшим миром (шаманов, колдунов, жрецов), возрастные инициации (связанные с идеей плодородия и охотой), оккультно-магические ритуалы и пр. Именно на их базе некогда возникали все народностно-национальные религии. Количество этих религий в современном мире стремительно сокращается. Они сохраняются среди тех народов, которые пока имеют возможность сберегать свою древнюю культуру и сумели избежать влияния современной цивилизации. Родоплеменные религии можно встретить среди коренных народов практически во всех частях света. В нашей стране самым ярким их представителем можно назвать шаманизм, распространенный среди народов северо-запада европейской части, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.

 

Александр Митрофанов - Конфессиональное религиоведение. Традиционные религии России в свете христианства

М.: Издательство «Перо», 2021. - 456 с.
ISBN 978-5-00171-588-7

 

Александр Митрофанов - Конфессиональное религиоведение. Традиционные религии России в свете христианства - Содержание

Предисловие

Вступление

I раздел. Введение в изучение религий 

  • Основные понятия
  • Типы и структура религий
  • Подходы к изучению религий
  • Богословский подход
  • Религиоведческий подход
  • Происхождение религий 
  • Теория эволюции 
  • Теория прамонотеизма 
  • Библейское понимание религий

II раздел. Изучение религий

Иудаизм 

1. История иудаизма
  • Основоположник
  • Формирование иудаизма 
  • Иудаизм в России
  • Основные конфессии и направления иудаизма

2. Вероучение иудаизма

  • Священное Писание
  • Учение о Боге
  • Учение о духовном мире
  • Учение о человеке
  • Путь спасения
  • Учение о последних днях и воздаянии
  • Община

3. Оценка иудаизма

Ислам 

1. История ислама

  • Основатель
  • Формирование ислама
  • Ислам в России
  • Основные конфессии и направления ислама

2. Вероучение ислама

  • Священное писание
  • Учение о Боге
  • Учение о духовном мире
  • Учение о человеке
  • Путь спасения
  • Учение о последних днях и воздаянии
  • Община

3. Оценка ислама

Буддизм

1. История буддизма

  • Основатель
  • Формирование буддизма
  • Буддизм в России
  • Основные конфессии и направления буддизма

2. Вероучение буддизма

  • Священное писание
  • Учение о боге
  • Учение о духовном мире
  • Учение о человеке
  • Учение о последних днях и воздаянии
  • Община

3. Оценка буддизма

Словарь терминов и названий

Словарь имен

Литература

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя AlexDigger