Антоний Сурожский - Человек перед Богом

Антоний Сурожский - Человек перед Богом
Нам же в данном случае хотелось бы обратить внимание на ту  интерпретацию христианства, которую предлагает Антоний  Сурожский. Она может быть названа одновременно и теоцентричной, и антропоцентричной. И это понятно, это «нормально», если понять главное: Антоний — мистик прежде всего и по преимуществу. Для него главным, существенным являются отношения человеческой личности с Богом как Личностью, то есть «человек перед Богом» (отсюда заглавие настоящего сборника его текстов). Другими  словами — опыт таинственной, экстраординарной, глубинной,  экзистенциальной встречи, которая свершается в «недрах» человека и в «недрах» межчеловеческих отношений. Там, где свершается  любовь, там, где свершается творчество, там, где есть место  плодотворному молчанию и подлинной, то есть всегда мучительной, жертве. То есть там и тогда, где и когда мы выходим из  повседневности, из пространства обыденной прагматики и входим во  «внутреннее мира», в область судьбоносных событий и действительного катарсиса.
 

Митрополит Антоний Сурожский - Человек перед Богом

Изд. 3-е,  исправленное и дополненное. М.: «Практика», 2006. — 348 с.
 

Митрополит Антоний Сурожский - Человек перед Богом - Содержание

А. Кырлежев. Мистик в миру
О ВЕРЕ
Вера без религиозная. Вера и доверие к человеку. Вера в себя. Вера и научное исследование. Сомнение. Истина и ее выражения. Вера и опыт. Бог-Творец и Его ответственность. Воплощение и искупление. Любовь к себе как творчество
ДИАЛОГ ОБ АТЕИЗМЕ И О ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ
Различные корни атеизма. Реальность и тайна. Ценность материи. Опыт безбожия. Теодицея. «Вечность мук» или «уверенность надежды» во всеобщем спасении?
СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Взаимосвязь созерцательной и деятельной установки. Сущность Христовой деятельности — любовь. Молчание и речь. Видение Бога в мире. Разные уровни жизни. Человеческий опыт и Божественная эсхатология.
Ответы на вопросы: Особые условия аскетического созерцания. Внутреннее безмолвие. Суета и затвор. Необычность христианского действования. Чтение Евангелия и наша реакция. Восточная медитация
Уход В ГЛУБИНЫ
О ВСТРЕЧАХ И ПОСЛЕДНИХ СВЕРШЕНИЯХ
Творение как встреча. Встреча с Богом в Его явлениях. Встреча смертная. Рождество Христово как встреча мира с Богом. Встреча с собой и с другим. Личная встреча с Богом
О САМОПОЗНАНИИ
Индивидуум и личность. Неповторимость личности. Греховное самоутверждение и любовь. Принятие себя самого. Отношение к Евангелию
О СМИРЕНИИ
Ложное смирение. Гордость и тщеславие. Три воли, действующие в истории: Божия, бесовская, человеческая. Смирение как примиренность. Смирение перед красотой Божией
О СОВЕСТИ  
Голос совести. Великопостная подготовка. Притча о браке. Трагедия входа Господня в Иерусалим. Участники страстных дней. Суд собственной совести
Путь ПОДВИГА
ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ  
Духовная жизнь как действие Духа в нас. Молитва: внимание и благоговение. Дух Святой Утешитель. Критерии духовности. Вдохновение и духовность. Память смертная и покаяние. Ответы на вопросы: Духовная жизнь в повседневности. Духовная жизнь и творчество
ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА  
Грех и покаяние. Воспитание сердца, а не тренировка воли. Путь молитвы.
ЗАКОН ЖИЗНИ
Внимание к себе. Грех как нарушение закона жизни. Любовь. Жизнь на глубине. Отношение к другим
О МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ  
Ответы на вопросы: Искушения современного мира. Отношение к ищущим веры и колеблющимся
О МОЛИТВЕ
Открытость
БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ  
Брак как образ высшей радости. Брак Агнца. Церковь: цель и становление. Тождество брака и монашества
БРАК И СЕМЬЯ
Цель брака. Богословие материи. Целомудрие и деторождение. «Другой» в браке. Христианская семья. Развод. Жизнь в атеистической семье. Религиозное воспитание детей. Семейная молитва. Крещение детей. Аборты
ПРАВОСЛАВНАЯ ФИЛОСОФИЯ
МАТЕРИИ
О ПРИЗВАНИИ ЧЕЛОВЕКА  
Кризис как суд и новая возможность. Цель творения человека. Связь духовного и материального миров. Воплощение Христа. Церковные таинства. Вечная жизнь. Падение как утрата цельности. Призвание к возрастанию в святости Исцеления в субботу. Обновление в себе образа Божия
О ВЕРНОСТИ 
Смерть близких и наша любовь к ним. Любовь Божия. Верность. Скучание по Богу. Что питает молитву?
О СМЕРТИ
Личное восприятие смерти. Внутренняя мертвость. Примирение с умершими. Память смертная. Страх и бесстрашие. Умирание. Молитва Церкви над усопшим. Ответы на вопросы: Память о смерти. Геенна. Прощение
Без записок
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ
Краткие биографические сведения  
Протоиерей Николай Ведерников. Слово на панихиде в сороковой день по преставлении митрополита Сурожского Антония. 12 сентября 2003 года
Книги митрополита Антония на русском  языке
 

Митрополит Антоний Сурожский Человек перед Богом - Введение

 
Владыка Антоний порой был достаточно жестким по отношению к другим христианским конфессиям и в этом  смысле если и экуменистом, то действительно «непримиримым». Он приветствовал новый «экуменический» взгляд на разделение  христиан, подчеркивал наличие общности между ними, говорил о  необходимости из положения «спиной друг к другу» перейти в  положение «лицом к лицу». Но он никогда не призывал к христианскому всесмешению, не допускал возможности смазывания реальных границ между традициями, слишком долгое время  развивавшимися параллельно, а то и в противостоянии друг с другом. У него было здравое, взвешенное, а лучше сказать — мудрое, отношение к этой проблеме, источником которого, как представляется, была не какая-то экуменическая идея или стратегия, а конкретный, живой опыт встречи и сосуществования с «другими христианами» в одном обществе, в одном мире.
 
То есть то, что узнается и опознается в личном общении, когда видно и разделяющее, и объединяющее, и общее, и то, что остается трудно совместимым в церковной  практике. Не институциональные экуменические структуры, а, скорее,  «структуры дружбы», о которых говорил французский  православный богослов Оливье Клеман.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat Vital