Миссия в Евразии - 6 - Модели и методология в области служения детям и семьям

Миссия в Евразии - 6 - Модели и методология в области служения детям и семьям
Особое внимание в евангельских церквах Евразии детское служение заслужило благодаря той особой исторической ситуации, которая возникла еще во времена советской власти. Активная борьба атеистического государства с любыми религиозными проявлениями была направлена в том числе на попытку маргинализации религиозных сообществ с целью продемонстрировать, что религия – удел забитых, зашоренных, отсталых, нецивилизованных, антинаучных и антисоциальных элементов, врагов всяческого прогресса. Чтобы этого добиться, власти делали все возможное, чтобы локализовать группы верующих, ограничивая их как на образовательном (и, как следствие, профессиональном), так и на возрастном уровнях. Вот именно здесь, на возрастном уровне, развернулась одна из самых значимых духовных битв. Государство опробовало самые разные методы борьбы, находя все более изощренные, чтобы иметь возможность воздействовать на воспитание новых поколений, закладывая в них необходимый государству идеологический продукт. Благодаря такому ограничению удавалось показать, что религиозные взгляды сохраняют лишь старые и малограмотные люди, а если среди них и появляются люди молодые, то они, скорее всего, такие же неграмотные, отсталые и находятся в состоянии заблуждения.
 
Прочие же, попы, церковники и другие священнослужители – это обманщики, предатели, антисоветские элементы, которые ищут лишь личной выгоды. Работа атеистического государства по возрастному ограничению верующих в целом включала четыре основных метода. Во-первых, это, конечно же, пропаганда. Пропагандистская машина демонизировала образ верующих, представляя их или недалекими, или враждебно настроенными по отношению к советскому государству. Вся образовательная система, построение школьных предметов, школьные линейки с политинформацией – была системой тотальной пропаганды и промывки мозгов. Дети из семей верующих подвергались идеологической обработке, публичному унижению и осмеянию при сверстниках. Такие методы психологического воздействия, конечно же, могли привести ребенка к озлоблению. И не только на тех, кто смеялся, но и на то, из-за чего смеялись. На что, собственно, и делался основной расчет. Вторым методом борьбы за новое поколение были репрессии. Те служители церкви или рядовые верующие, кто оказывался достаточно активным, образованным и смелым, чтобы продолжать проповедь Евангелия, попадали в тюрьмы и ссылки под различными предлогами, в основном по политическим статьям – за антисоветскую деятельность. По большей части это были служители среднего возраста, у которых оставались дети. Сам факт заключения или ссылки одного из родителей являлся серьезной психологической травмой для ребенка. И эту ситуацию травмированной государство стремилось использовать, обрабатывая ребенка через учителей и образовательную систему в целом.
 
В случае если в заключении оказывались оба родителя, применялся также и третий метод влияния на умы детей – лишение родителей родительских прав. Ребенок, отнятый таким образом у своих родителей, лишенный семьи, либо передавался на воспитание родственникам, не демонстрирующим религиозных убеждений, либо помещался в интернат. Этот метод применялся также и без ареста родителей. Под различными поводами, трактовавшимися как нарушение прав ребенка и угроза его жизни и здоровью, верующих родителей лишали родительских прав, а ребенок воспитывался либо неверующими родственниками (в лучшем случае), либо государством через те же интернаты. В таком случае ребенок был лишен какой-либо возможности защищаться от пропаганды и психологического насилия. Наконец, четвертым методом, используемым репрессивной машиной атеистического государства в борьбе с религиозным воспитанием, был прямой запрет на посещение богослужений детьми до восемнадцати лет. Соблюдение подобного запрета сразу же становилось препятствием для участия в жизни церковной общины для родителей с маленькими детьми (т. к. их невозможно было оставить одних дома), да и вообще для любого христианина с детьми до 18 лет, который понимал, что соблюдение данного запрета является не только элементом недопущения религиозного воспитания, но и по сути своей разрушает семьи. Пытаясь добиться соблюдения вышеуказанного запрета, государство задействовало разнообразие методов и подходов. Здесь активно действовала образовательная система, правоохранительные органы, внедренные в церкви агенты, а также подключались и отдельные чрезмерно «сознательные» верующие, что приводило церкви к внутреннему противостоянию и расколу.
 

Модели и методология в области служения детям и семьям

Мелешко А., под ред.
(Миссия в  Евразии: опыт и новые инициативы евангельских церквей. Часть 6).
Исследовательская инициатива «Re-Vision» – Киев,  2018. – 92 с.
 

Модели и методология в области служения детям и семьям - Содержание

I. СЛУЖЕНИЕ ДЕТЯМ
  • Исторический экскурс: от запрещенного  служения к самому распространенному
  • Статистические данные и наблюдаемые тенденции
  • Служение детям: спланированное или спонтанное?
  • Национальные модели в сфере детского служения
  • Международный проект «Подари надежду»
  • Служение детям и подросткам  «Цисарткела», Тбилиси, Грузия
  • Международная организация «Служение поколениям»
  • Детская Миссия
  • Как построить эффективное детское служение: опыт и идеи национальных служителей
  • Как построить эффективное детское служение: методы и возможности
  • Построение эффективного детского служения
II. СЛУЖЕНИЕ СЕМЬЯМ
  • Национальные модели в сфере семейного служения
  • Семейный клуб
  • Служение семьям в церкви:
  • Академия семейного счастья – Михаил и Надежда Телеповы
  • Михаил и Ольга Медведевы
  • Служение семьям вне церкви:
  • Сергей Лагуткин
  • Служение семьям начиная с детства:
  • «Сердце для сирот»
  • Альянс «Украина без сирот»
  • «Республика Пилигрим»
  • Проект «Ты будешь найден»
  • Практические идеи для семейного служения
  • Терапия семейных отношений
  • Новые парадигмы служения сиротам: к семье как миссии
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 1 (1 vote)
Аватар пользователя brat Vital