Образ и понятие в культурологии

Образ и понятие в культурологии и научной онтологии
Когда речь заходит о времени, обязательно вспоминают Геродота: думают о текущем, меняющемся потоке, о невозвратности однажды бывшего состояния среды. В некоторых случаях думают также и о невозвратности первоначального состояния субъекта, желающего в точности реставрировать однажды уже пережитое. Необратимость физическо говремени — аксиома. И это останавливает дальнейший интерес к Геродоту: его главный вклад в научно-философское понимание времени усвоен и одобрен на всех уровнях. Между тем внимание Геродота крекам неисчерпывалось единственным известным заключением. Задавшись вопросом о том, гденачинается, откуда берётся река Нил, Геродот узнал (хотя и усомнился в правдоподобии этого), что от своег оисточника, «бездонного», по описанию, Нил растекается и вперёд, и назад, и на север, и на юг и в прочих направлениях.
 
Предположение о разнонаправленности (и многолинейности) олицетворяющей время реки, текущей по горизонтальной земной поверхност и после появления из глубокого, перпендикулярного этой поверхности источника, на удивление совпадает с основной матрицей понятия времени, предлагаемой базовыми источниками мирового сакрального знания (оставляя здесь встороне Декарта и иже с ним). Сакральным знанием заняты те, кого увлекает нестолько физическая, сколько метафизическая сторона строения мира, а научно мыслящими людьми оно учитывается в значении разве что нарицательном, аллегорическом. Также, впрочем, как и любое знание, неопирающееся на научный фундамент, хотя в иных случаях и включающее в себя определённые аспекты научного метода, но для самой науки представляющее объект внешний и чуждый: философские догадки, прозрения, выраженные средствами искусства, и уж тем более звучащие в повседневной речи ненаучные формулы оценки времени («время пронеслось», «время застыло», «время повернуло вспять» и пр.). Это всё эмпиреи, понятно. Строгая цензура естественных наук признаёт (частично и строго выборочно ) эмпирический вклад, однако только в жёстких рамках и с оговоркой его вторичности.
 
Науке нужно знание научное. Современная наука занимается исследованием внешнего мира, а эмпиреи — сфера внутренняя, эмоционально-психологическая, поэтика мира подсознания, капризная и субъективная. Ненадёжная. Связанная с изменением психических состояний. Не случайно духовный опыт (к которому относится и высокое творчество ) принято называть «мистическим», трансцендентным», «трансперсональным». Время в персональном психологическом и биологическом воплощении, зависимое, изменчивое — совсем не то же самое, что научная категория времени. Хотя и науке известно, что даже физическое время небезусловно. Но и помимо науки: всем нам никуда не деться от диктующего общее время календаря, часов, ведущих себя, кроме редких случаев, неподкупно. Есть смена сезонов, дня и ночи, изменение физической материи — и те же реки, меняющиеся физически и метафизически, и в пространстве, и во времени. Мы это наблюдаем, проживаем, изучаем. Просчитываем. Проверяем. И верим науке, когда она говорит о необратимости времени и невозможности совершать телесные путешествия впрошлое и будущее.
 

Образ и понятие в культурологии и научной онтологии

Коллективная монография
Отв. редактор Н. В. Серов
СПб: Эйдос, 2011. 642 с.:илл.
ISBN 978-5-904745-13-4
 

Образ и понятие в культурологии и научной онтологии - Содержание

ЧАСТЬ 1. ПРИРОДА—ИСКУССТВО—НАУКА
  • Т. И. Апраксина Меж временем науки и вечностью искусства (к частной теориитрёхмерного времени)
  • И. В. Мишина Значение эмоционально-чувственного фактора в истории культуры
  • Л. С. Краснова Инновационные технологии и лингвокультурологический аспект повышения языковой компетенции
  • С. Э. Афанасьев Между природой и культурой цвета
  • С. С. Касаткина Проблемы новой культурной эпохи в работе Н. Бердяева «Смысл творчества: опыт оправдания человека»
  • J. Manteith New flame for new worlds. An Analysis of Linguistic Sacred Space in Tatyana Apraksina’s “Psalm”, from the Poem Cycle “California Psalms”
  • О. Б. Фоминых Художественный образ: онтогносеологические иинформационные аспекты
  • А. А. Исаев Интрига культуры: робинзонада versus диалог
  • А. А. Куксгаузен Образ мира и человека в культуре итальянского возрождения XIV–XV веков
  • А. Ю. Лосинская Можетли игра быть искусством? 
  • Н. Л. Малинина Художественный образ как видимое и невидимое: трактовки В. Кандинского и Д. Лукача
  • И. В. Боровкова Креативность образа мужчины в культуре современной России
  • Е. Е. Мишукова Семиотические аспекты феминистичности
  • В. Л. Нестерова Некоторые аспекты женского культурного мира на страницах отечественных дореволюционных журналов
  • Г. Е. Горелик Историк науки у древа познания (о культурных предпосылках рождения фундаментальной науки)
  • Н. Н. Николаенко Язык цвета и функциональная асимметрия мозга
  • Е. В. Попович Философия творчества в литературном наследии Ивана Франко
  • Д. А. Руднева «Человек гламурный» как социокультурный конструкт общества потребления (к вопросу о методах исследования современной культуры)
ЧАСТЬ 2. КУЛЬТУРОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • А. Н. Фатенков Религиозность. Атеизм. Богоборчество
  • Л. Г. Корсунская Священные писания древней Индии
  • В. П. Океанский Принцип иконичности: понятийная образность отечественной интеллектуальной культуры
  • О. Н. Римская Культура, субкультура и субкультурные религии: понятия и методология исследования
  • Л. А. Креймер–Дементьева Фразеологизмы Танаха и Ветхого Завета как элементы исторической динамики образов мира
  • А. В. Бускина Эволюция пространственных представлений в неканоническом тексте как индикатор обновления религиозной традиции (на материалах рукописей Мертвого моря IIIв. до н. э. — I в. н. э.)
  • Е. Ю. Перова Читательское восприятие в контексте христианского мировоззрения
  • О. П. Лопутько Историческая динамика принципов отображения культурного пространства в содержательной структуре языковых знаков
  • О. А. Баженова «Святые места»—«Чудныев ещи»—«Драгие вещи». Изменения культурных образов мира в русских паломнических хождениях
  • О. В. Солдатенкова Православное понимание святости как духовноготворчества
  • М. М. Касперавичюс Свет и близкие к нему цвета враннехристианской и средневековой церковной символике
  • З. Н. Сколота Иконопись — отдуховного творчества к китчу
  • Е. В. Шахматова Мистерия серебряного века как отражение соборности
  • Б. Ш. Тузбая Теономия в религиозно-философской антропологии
ЧАСТЬ 3. СЕМИОТИКА ОБРАЗОВ КУЛЬТУРЫ
  • Н. П. Кнэхт Культура: категория, идея, образ
  • Н. И. Поспелова Молодежные субкультуры: зона свободы или вызов?
  • Н. В. Выжлецова Категориии формы «чужих» в культуре
  • Л. М. Макарова Принципы организации нацистской модели мира
  • В. В. Дементьева Провинция как предмет философско-культурологической рефлексии
  • Е. Н. Чупрова Провинциальная культура: архитектоника отношений центр — периферия
  • А. М. Гогленков Географический образ Сстамбула в художественной литературе
  • Т. В. Авдеева Архетип птицы в истории культуры
  • Е. А. Александрова Традиционная культура в зеркале семиологии (образ лисы в русской и китайской традиции)
  • Е. В. Федорович Рациональное и иррациональное в культуре, их проблематизация в символе
  • В. В. Селиванов Культура как объективная реальность
  • Ю. М. Шор Культура и образ. ( О задействованности механизмов художественного познания в постижении феномена культуры )
  • Н. В. Серов Семантический образ ценностных и/или универсальных методик культурологии
Сведения об авторах
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron