Булгаков – Слова. Поучения. Беседы

Протоиерей Сергий Булгаков – Слова. Поучения. Беседы
В 1938 году, по настоянию друзей, о. Сергий Булгаков выпустил небольшую книжку своих разрозненных проповедей, печатавшихся ранее в разных изданиях, под общим заглавием "Радость церковная”.
В настоящий том вошли все имеющиеся в нашем распоряжении проповеди, слова и поучения о. Сергия, как публиковавшиеся, так и, в огромном своем большинстве, неизданные.
 
В 20-е и 30-е годы о. Сергий редко записывал проповеди, но после операции горла (1939 г.) он проповедей произносить уже не мог и раздавал их в виде размноженных на машинке листков тому кругу друзей, который приходил на его ранние литургии на Сергиевское Подворье. Эта особенность объясняет обилие проповедей сороковых годов. У почитателей о. Сергия, в частности, у о. Георгия Серикова, у матери Феодосии (Соломянц), у сестры Иоанны (Рейтлингер), у матери Бландины (Оболенской), у Т.В.Ельчаниновой эти листки сохранились. В их же архивах были найдены и более давние слова, которые о. Сергий произносил в первые годы священства еще в Крыму, до высылки из России (1-го января 1923 г.), или в Праге до переезда в Париж (1926 г.). За пределами сборника остались лишь незавершенные проповеди или конспекты, находящиеся в записных книжках о. Сергия.
 

Протоиерей Сергий Булгаков – Слова. Поучения. Беседы

YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Geneviève, 75005 Paris, 1987 г. – 536 с.
ISBN 2-85065-123-0
 

Протоиерей Сергий Булгаков – Слова. Поучения. Беседы - Содержание

• Проповеди, появившиеся в сборнике Радость церковная (Париж, 1938), отмечены звездочкой.
• На проповеди, напечатанные в разных повременных или специальных изданиях и не вошедшие в Радость церковную, дается ссылка.
• Остальные проповеди и беседы печатаются впервые.
От издательства

Проповеди на церковный год

Радость мира, 1940 г
Сила крестная,* 1924 г
Крест свой, 1940 г
Воздвижение Креста, 1942 г
Крестность жизни, 1943 г
Крестность жизни  
День преподобного Сергия, 1940 г
Светлый Покров над миром,* 1925 г
Покров Богородицы, 1940 г
Светлый Покров  
День архангела Михаила, 1940 г
Храм храма,* 1928 г
Восхождение ко Христу, 1940 г. (ВРСХД, 1971, № 100)  
Вхождение во храм со Пресвятой Богородицей, 1943 г. (ВРСХД, 1969, № 93)
И Слово плоть бысть, 1940 г
Небо - вертеп*  
Издалече пришли мы,* 1930 г
Дары волхвов,* 1934 г
Знамение пещеры Вифлеемской,* 1935 г
Слово на Рождество Христово, 1936 г
Русским воинам на день Рождества Христова, 1939 г
Звезда Вифлеемская, 1940 г
Радость великая, 1941 г
С нами Бог, 1943 г
Пречистое Материнство,* 1928 г
Вечность и время*  
Слово к Ново летаю, 1943 г
Угль пламенеющий*  
Вода скачущая в жизнь вечную,* 1924 г
Разводящиеся небеса*
Слово на Крещение Господне  
Праздник богословия, 1938 г. (Сергиевские листки, 1938, № 1)
Сретение Господа в храме,* 1924 г
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, 1941 г
Неделя о Страшном Суде,* 1925 г
Двери покаяния*
О светлой печали*
На реках Вавилонских мы тамо седохом и плакахом, 1933 г
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя, 1934 г
В преддверии Великого поста, 1941 г. (ВРСХД, 1971, № 101-102)
В преддверии Великого поста, 1942 г
В преддверии Великого поста, 1943 г
”И остави нам долги наша”, 1933 г
Прощеное воскресенье, 1934 г
Слово в неделю Сыропустную
Распенше с Ним два злодея, единого одесную... 1933 г
Слово на утрени в неделю Крестопоклонную
Проповедь в неделю 5-ю Великого поста, 1940 г
Архангельский глас,* 1925 г
Страстное Благовещение,* 1929 г
Благовещение — гроб Господень, 1939 г. (Сергиевские листки, 1939, № 2)
Крестное воцарение,* 1927 г
Благословен грядый Царь Израилев ! (Сергиевские листки, 1930, № 4)  
Осанна в вышних! 1943 г
Вечеря Агнца, 1941 г. (ВРСХД, 1971, № 101-102)
Слово в Великую пятницу, 1929 г
У гроба Господня, 1942 г. (ВРСХД, 1971, № 101-102)
Животе, како умиравши... 1937 г. (Сергиевские листки, 1937, № 103)
Сия есть Благословенная суббота*
О подвиге радости, 1942 г. (ВРСХД, 1971, № 101-102)
Веселимся божественне! *
Смертию смерть поправ*  
Христос Воскресе, 1941 г
Три славы, 1944 г
Слово пасхальное, 1943 г. (ВРСХД, 1971, №99)
Мария Мироносица, 1941 г
Радость разлучения,* 1925 г
О Вознесении, 1933 г
Радость в печали, 1944 г
После Вознесения
Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие,* 1927 г
Слово о Пятидесятнице, 1929 г. (Сергиевские листки, 1929, №5/ 21)
Радость совершенная, 1941 г
Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, 1943 г
Проповедь в день Святого Духа, 1937 г
В день Духа Святого, 1942 г
В неделю всех святых
Зов апостольства*
Велелепная слава*
Святая Русь, 1941 г
Вознесение Богоматери, 1940 г
В день Успения Пресвятой Богородицы, 1939 г
Слово на Успение Пресвятой Богородицы, 1943 г. (ВРСХД, 1952, № 3)
Креститель и Иродиада, 1933 г
Слово в неделю пятнадцатую*
Видения и откровения Господни, 1940 г

Слова и беседы на разные случаи

Беседы о молитве Отче наш, 1921-1922 г
Беседы о Божественной литургии, 1941 г
Со страхом Божиим, верою и любовию приступите!
Слово об Утешителе, 1935 г
Сила Церкви, 1937 г
Христианство - вера во Святую Троицу
Два Царства, 1941 г
Марфа и Мария, 1942 г
Храм и Град, 1930 г. (ВРСХД, 1931, № 1)
Радость креста (ВРСХД, 1931, №2)
Слова о патриархе Тихоне, 1923 г., 1923 г., 1925 г. (ВРСХД, 1975, № 115)  
Слово на молебствии пред годичным актом юридического факультета, 1923 г
Перед началом, 1935 г. (ВРСХД, 1935, №6-7)
Sursum corda!  
Не ужасайтеся, но бодрствуйте, 1940 г
”В скорби дней тех”, 1942 г
Во дни посещения Божия
Слово на погребении о. Александра Ельчанинова, 1934 г. (Впервые в сборнике Памяти о. Александра, Париж, 1935 г.)
Священник о. Павел Флоренский, 1943 г. (ВРСХД, 1971, № 101-102)
На погребение Н. А. Струве, 1943 г
Слово при погребении П. Б . Струве, 1944 г. (Впервые в книге П .Б. Струве, Социальная и экономическая история России, 1952 г.)

Приложение

  • Предисловие к сборнику Радость церковная

Протоиерей Сергий Булгаков – Слова. Поучения. Беседы - Радость мира. Размышления на день праздника Рождества Пресвятой Богородицы

 
О самом событии Рождества Приснодевы умолчано в Евангелии. Оно остается под покровом богоматернего смирения. И если о рождестве Предтечи предвозвещено архангелом и поведано в Евангелии, то, напротив, ничего не говорится о рождении той, которую будут ублажать все роды, и только глухое и позднее предание соткало около этого события благочестивое повествование, конечно, не имеющее той силы и убедительности, которые были бы свойственны евангельскому. Господу и самой Пречистой угодно было утаить от мира совершившееся рождество ее, и Церковь лишь в богослужебных гимнах несколько поднимает этот покров, исповедуя силу и смысл свершившегося, хотя также не договаривая до конца всего, что совершилось.
 
В тропаре праздника Рождества Богородицы оно изъясняется как радость всей вселенной о той, от кого воссияло Солнце правды Христос Бог наш, так что вся сила отнесена к грядущему богорождению, а не к ней самой, ныне рождаемой. Конечно, боговоплощение есть самое важное и вместе самоочевидное последствие ныне празднуемого события, в свете его оно изъясняется как необходимое условие боговоплощения, именно как богоматеринство, дающее выше всякой меры освящение и самой Богородителышце. ”В ней Бог престол свят на земле себе предуготова” (стих, на Господи воззвах), "Дева днесь и Богородица Мария, чертог бесконечный небесного Жениха рождается”. ”Се Божие место святое проявленно показася... светозарный рай светло процвете, рая ходатаице сущи, к Богу же человеков усвоение” (канон; песнь 9 предпраздн.). "Пронареченная всех царица, Божие обиталище, присносущного рождества божественное пребывалище” (стих, на стихов., слава). "Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят себе на земли предуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела” (стих, на Господи воззвах, вел. веч.). "Яже к Богу нашему примирения предопределенная скиния, еже быти ныне начинает” (канон,п.8). "Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог престол свят на земли себе предуготова, утвердивый мудростию небеса небо одушевленное человеколюбием содела, от неплодного бо корене сад живоносен израсти нам, Матерь свою” (кондак праздника).
 
Во всех этих и подобных песнопениях Церковь прославляет Бога, уготовавшего себе престол одушевленный, грядущую в мир Богоматерь, так что все событие изъясняется в свете грядущего боговоплощения. Боговоплощение по своей важности и единственности, как солнце луну, собою угашает кроткий и смиренный свет рождества самой Богородицы. В свете таинства Тела и Крови, как плода боговоплощения, Мария именуется также и "Предложение божественного хлеба” (канон, п. 4), как давшая Сыну плоть и кровь свою.
 
Однако во всей силе остается празднуемое событие рождества Богородицы и само по себе, как явление в мир Приснодевы (как празднуется особо и само ее зачатие).
Что же оно собою означает и какая хвала приличествует ей самой, Приснодеве Марии? Церковный чин праздника и на этот вопрос ответствует скупо в словах и сдержанно в выражениях, однако веских и многозначных, исполненных таинственного и богословского смысла.
 
Присно дева Мария именуется "Всему миру радость”, является радостью всему творению: "Радостью бо радуются всяческая и обновляются, срадуйтеся купно небо и земля”, ”Да радуется небо и земля да возвеселится: Божие бо небо на земле родися, богоневестная сия от обетования” (седален). ”Дева, небо и престол Божий и приятелище чистоты, радость провозглашающую всему миру” (стих, на стихов.). ”Да празднует весь мир: се бо царица и непорочная невеста Отча от корене Иесеева прозябе” (там ж е). Это рождение и эта радость о нем является от века предустановленною в очах Божиих. ”Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу от всех родов предизбранную в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога, во исполнение божественного смотрения” (стих, на Господи воззвах). Она есть пронареченная всех Царица, Божие обиталище, "всемирная радость от праведных воссия нам” (стихира на стихов.). ”Се бо рождается яко прежде чрева предвиденная, Бога нашего Мати, девства сосуд. Рождается убо и мир с нею обновляется, рождается и Церковь в свое благолепие украшается, храм святый, Божие приятелище, девственный сосуд, царский чертог: в нем же преславное неизреченного соединения сошедшихся во Христе естеств совершенное содеяся таинство”. ”Яже к Богу нашего примирения предопределенная скиния еже быти начинает”.
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя brat Warden