Ратцингер - Бенедикт XVI - Многообразие религий и единый завет

Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Многообразие религий и единый завет
Исторические события 1989 года привели среди прочего и к смене тем в богословии. Политически понимаемое «богословие освобождения» придало долгое время бывшим на втором плане вопросам о спасении и надежде мира новую, политическую окраску и тем самым поставило перед политикой задачу, которую та не смогла выполнить. Со временем в борьбе за мир, справедливость и сохранение творения вновь всплыли основные вопросы «богословия освобождения», которые, впрочем, несмотря на свою актуальность, теперь ставились не так остро и в ином контексте.
 
Речь идет прежде всего о диалоге мировых религий, в условиях многочисленных встреч и взаимопроникновения культур превратившемся в насущную необходимость. В последней части нашей книги мы, хотя и кратко, поговорим об опасностях и надеждах, связанных с межрелигиозным диалогом. Еще одна глобальная тема, постепенно выходящая в богословии на первый план, - вопрос об отношении церкви к Израилю, то есть христиан к иудеям. Осознание долго замалчиваемой вины за ужасные события двенадцати трагических лет (1933- 1945), терзающей христианскую совесть, несомненно, вновь сделало этот вопрос актуальным; впрочем, то была не единственная причина, а чувство вины - не абсолютное мерило. В свете историко-критического метода христианское толкование Ветхого Завета во многом кажется спорным; экзегезис Нового Завета в значительной степени ограничен христологией.
 
На первый взгляд, и то, и другое должно благоприятствовать иудео- христианскому диалогу: можно, как кажется, рассматривать иудейское толкование Ветхого Завета во всей его полноте как единственное исторически обоснованное. Можно, по-видимому, отставив христологию, устранить истинную причину разделения иудаизма и христианства. Но такие надежды иллюзорны: если Ветхий Завет не говорит о Христе, значит, христианин не может принять его как Священное Писание. Гарнак сделал из этого вывод, что пришло, наконец, время осуществить задуманное Маркионом и отделить христианство от Ветхого Завета. Однако это разрушило бы христианскую идентичность, основывающуюся именно на единстве Ветхого и Нового Заветов и внутреннем родстве, связывающем нас с верой Израиля, и немедленно вернуло бы к выводам Маркиона: Бог Израиля - чуждый Бог, безусловно, не христианский. 
 

Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Многообразие религий и единый завет

Пер. с нем.
Серия «Диалог»
М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. 130 с.
ISBN 5-89647-167-Х 
 

Ратцингер Йозеф (Бенедикт XVI) - Многообразие религий и единый завет - Содержание

Предисловие к русскому изданию
Предисловие к немецкому изданию
 
I Израиль, церковь и мир
  • 1. Иудеи и язычники в зеркале истории о мудрецах с Востока (Мф 2: 1-12)
  • 2. Иисус и закон: не отмена, а «исполнение»
  • 3. Толкование закона Иисусом: конфликт и примирение
  • 4. Крест
II Новый ЗАВЕТ
  • 1. Завет или союз ? От анализа слов к сути вопроса
  • 2. Завет и заветы у апостола Павла
  • 3. Идея завета в текстах о Тайной вечере
  • 4. Единство завета и множественность заветов
  • 5. «Завет» и союз
  • 6. Образ Бога и образ человека в идеях завета
III Новая манна
IV Диалог религий и иудео-христианские отношения
  • 1. От единства христиан к диалогу религий
  • 2. Вопрос о единстве в различии
  • 3. Величие и границы мистических религий
  • 4. Прагматическая модель
  • 5. Иудаизм и христианство
  • 6. Христианская вера и мистические религии
  • 7. Заключительные тезисы
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СТАТЕЙ
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron