Сборник МДА - Экзегетика и герменевтика Писания - 5

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019
Православное учение о спасении «твари» и окружающего мира через человека, как вообще и всё богословие святых отцов Церкви, имеет главным образом три источника ведения: «Священное Писание, непосредственные мистические прозрения и самостоятельные домыслы богословствующего разума». В Священном Писании Апостол Павел - один из самых ярких проповедников древней Церкви - неоднократно поднимал темы о человеке. В одном их своих посланий он так сформулировал вопрос ответственности человека за состояние творения: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 20-22).
 
Вопрос об ответственности человека перед творением, о связи и соотношении его с видимым миром так или иначе волновал многие богословствующие умы Церкви. Тем не менее, окончательно сформулированной системы и синтеза православного учения Церковь нам не сообщает. «Учение о человеке как таковое никогда не было предметом специальной догматической разработки в соборной жизни Церкви» по причине отсутствия «ереси о человеке», - сообщает архим. Киприан (Керн) в речи на защиту диссертации «Антропология св. Григория Паламы». Он признаёт, что это не только не умаляет, но и побуждает нас к творческому поиску, богословию и раскрытию актуальной для современности темы в истории святоотеческой мысли.
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019 г. весна-осень

Сергиев Посад : Московская Духовная Академия, 2019. - 224 с.
ISBN 978-5-905823-87-9
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019 г. весна-осень - Содержание

  • Ковшов М. В., Гумилев Р. А. - Спасение твари через человека (Рим. 8) в наследии Отцов и учителей Церкви и его значение в контексте современной экологической проблематики
  • Ковшов М. В., Еремин М. К, иер. - Ветхозаветное понятие воздаяния и его роль в учении послания к Римлянам о Божественном Суде
  • Ковура С. О. - Адамическое богословие Второй книги Еноха
  • Лихачёв Н. В. - Учение о Христе как о Сыне Божием в Послании апостола Павла к Евреям: экзегетический анализ Евр. 5
  • Водолага П. А. - Вера как дело Божие по Евангелию от Иоанна (Ин. 6: 28-29)
  • Бычков А. В.-  Иудейский фон трёх добродетелей в шестой главе Евангелия от Матфея
  • Гнатенко В. В. - Художественные инициалы Евангелия Хитрово в контексте святоотеческих толкований евангельского текста
  • Серапион (Залесный), иеродиак. - Образ израильских судей Самсона и Гедеона в церковной гимнографии
  • Грицкевич В. Д., иер. - Проблема перевода Рим. 1:4
  • Будянский В. С. - Новозаветная экзегетика таинства
  • Мигалко И. Ю. - Протоиерей Евгений Воронцов — преподаватель Московской духовной академии
  • Парахин С. А. - Родословие Иисуса Христа (Мф. 1: 1-16, Лк. 3: 23-38) в контексте учения о царском священстве
  • Удод Д. О., диак. - Анализ проблемных мест Кумрано-ессейской гипотезы
  • Смирнов А. А. - Исторические предпосылки возникновения библейской критики как научной дисциплины
  • Никитенко Д. М., иер. - Метафора брака у Великих пророков
  • Юрочко Н. П. - Слава Божия в Четвероевангелии
  • Иванов Л. В. - Историко-филологический анализ Лев. 20: 1-5
  • Савельев А. А. - Взгляд на журналистику через призму Священного Писания 
Для заметок
 

Сборник материалов научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания” № 5, 2019 г. весна-осень - Бычков А. В.-  Иудейский фон трёх добродетелей в шестой главе Евангелия от Матфея

 
В евангельском повествовании от Матфея центральное положение занимает учение о Царствии Небесном, где оно синонимично понятию «Церковь». Вокруг Христа собирается новый народ Божий, который и есть Церковь, наследница Завета с Богом, данного ветхому Израилю. Царство Небесное отнимается от бесплодного Израиля и даётся народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43).
 
Мы не найдем ни одного места в Евангелии от Матфея, указывающего на уничижение и отторжение Ветхого Завета. Для Матфея очень характерен акцент на Божественном домостроительстве (οικονομίον) как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Таким образом, евангелист подчеркивает неразрывность двух Заветов, указывая при этом, что именно в учении Иисуса Христа Ветхий Закон находит своё логическое увенчание: Не думайте, что Я пришел нарушить закон ши пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф. 5: 17).
Очевидным является то, что апостол пишет своё Евангелие людям, знакомым с книгами Ветхого Завета, а вместе с тем и со всей иудейской религиозной традицией. Для примера возмем самые первые строки Благовествования. Как мы знаем, оно начинается со столь любимого еврейским народом родословия с непременным упоминанием имен праотца Авраама и «светильника Израилева» царя Давида. Учитывая внимание апостола Матфея к Ветхозаветной тематике и теме подлинной праведности человека, мы можем сказать, что Евангелие носит антииудейский характер. Таким образом, Евангелие от Матфея и самое проиудейское, и самое антииудейское.
 
В Нагорной проповеди Спаситель говорит о духовной жизни людей, о её практической стороне, а конкретнее о том, что открывало ветхозаветным людям путь ко спасению - добродетелях: милостыне, молитве и посте. Всякий верующий израильтянин обучался им от юности своей. А так как знание неотъемлемо от практики, то, очевидно, каждый иудей непременно творил эти добродетели, как того требовал Закон. Но верно ли было восприятие благих предписаний Закона верующими? Насколько чистосердечно и осознанно творились дела правды?
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat christifid