Слово и образ - № 1 (3) - 2021

Слово и образ - Вопросы изучения христианского литературного наследия - научный журнал - № 1 (3) - 2021
Преподобный Иринарх Затворник жил в кон. XVI — нач. XVII в. (июнь 1548 — 13 (26) янв. 1616 г.). Житие прп. Иринарха было написано его учеником иноком Александром вскоре после смерти преподобного. Время прославления прп. Иринарха неизвестно1. Архимандрит Амфилохий свидетельствует, что молебны ему служились с «незапамятных времен». Житие прп. Иринарха привлекало внимание многих исследователей. Для того чтобы выяснить, на какие вопросы они обратили внимание, а какие остались вне поля их зрения, мы обратимся к исследованию истории изучения жития прп. Иринарха.
 
Начало изучению жития прп. Иринарха Затворника было положено уже в 30-е гг. XIX в. Большинство дореволюционных исследований имеет описательный характер. В «Словаре историческом о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» Д. А. Эристова есть статья, написанная в 1836 г., посвящённая прп. Иринарху Затворнику, в которой весьма кратко пересказано его житие.
 
Особое значение для изучения темы жития прп. Иринарха имеет труд известного историка В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник», в котором приводятся краткие сведения о житиях святых Северо-Восточной Руси, в том числе и о прп. Иринархе. Относительно жития прп. Иринарха автор книги сообщает, что «житие написано иноком Александром, учеником прп. Иринарха, по завещанию последнего вскоре после его кончины». Также В. О. Ключевский делает важный вывод: последние чудеса в житии дописывались позднее другими людьми, о чём свидетельствует сравнение соловецких и старообрядческих рукописей, а также рукописей из собраний В. М. Ундольского и графа А. С. Уварова.
 

Слово и образ - Вопросы изучения христианского литературного наследия - научный журнал - № 1 (3) - 2021

Московская духовная академия
Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2021. - 152 с.
ISSN 2686-715X
 

Слово и образ. Вопросы изучения христианского литературного наследия: научный журнал - № 1 (3) - 2021- Содержание

Список сокращений
Книжность Древней Руси 
  • Священник Кирилл Прихотько - Житие преподобного Стефана Махрищского: к вопросу о краткой редакции произведения
  • Николай Юрьевич Илюшин - Орфографические особенности списка «Сказания о Колонской иконе Божией Матери» в составе миней Германа Тулупова
  • Максим Андреевич Рогозин - История изучения жития прп. Иринарха, затворника Ростовского в первой пол. XIX- нач.ХХ в.
  • Дарья Сергеевна Романовская - Опыт религиозно-философской интерпретации Палеи Толковой
Духовная литературная традиция Нового и Новейшего времени 
  • Священник Андрей Мякушкин - Христианский архетип в творчестве Н. С. Лескова
  • Анжелика Геннадьевна Горбатенко - Традиции русской православной культуры в детских и молодежных литературно-художественных изданиях в России кон.XX - нач.ХХ! в.
  • Елизавета Сергеевна Зырянова - Каноничность/вариативность в изображении образа прп. Сергия Радонежского в современной детской агиографической литературе
  • Сергей Васильевич Красников - Православная Церковь в дневнике М. М. Пришвина (1905-1954)
  • Константин Николаевич Малакаев - Лексические разночтения в славянских и русских переводах Алфавитной Синтагмы Матфея Властаря
  • Денис Петрович Муравлёв - «Каждый сам себе царь и верблюд»: державинская традиция в стихотворении И. А. Бродского «24 декабря 1971 года»
  • Василий Андреевич Смирнов - Мотив «сила Моя в немощи совершается» в эпистолярном наследии Н. В. Гоголя 1840-х гг.
Методология языкознания и литературоведения
  • Священник Николай Калиниченко - Семиотика текста и роль читателя в труде «Шесть прогулок в литературных лесах» Умберто Эко
  • Каутс Рут - Христианство в творчестве Бахтина (гл. 1). Перевод с английского М. В. Горбачевой и Е. И. Тереховой
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat magistr