Стурмарк - Светоч разума - Рациональное мышление в XXI веке

Кристер Стурмарк - Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке

О мире вчерашнем и мире сегодняшнем

Я не верю в религии Откровения*. Я не желаю иметь ничего общего с твоим бессмертием: в этой жизни мы достаточно несчастны и без абсурдных спекуляций о жизни другой.

Лорд Байрон

Это случилось в Бразилии, в номере отеля. Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881-1942) окончил свое знаменитую книгу о коллапсе Старого Света — последний, отчаянный выкрик. Когда работа была завершена, Цвейг и его жена совершили двойное самоубийство. Впервые эта книга была напечатана в Швеции в 1942 году под названием “Вчерашний мир” (на самом деле на немецком ее название звучит как “Die Welt von Gestern”', что значит “Мир вчерашнего дня”). Долгое время Цвейг был одним из самых популярных писателей Европы, но с приходом нацистов ему пришлось покинуть свою страну, а его книги в Германии были сожжены.

“Вчерашний мир” появился как результат ощущения Цвейга, что мир вокруг него обезумел. До Первой мировой войны казалось, что развитие Европы определяется этическими нормами и верой в будущее. Но внезапно эти принципы были забыты и вырваны с корнем, а на смену им пришли фанатизм и иррациональность. Цвейг сформулировал это так:

Все бледные кони Апокалипсиса пронеслись сквозь мою жизнь — революция и голод, инфляция и террор, эпидемии и эмиграция; на моих глазах росли и распространяли свое влияние такие массовые идеологии, как фашизм в Италии, национал-социализм в Германии, большевизм в России и прежде всего эта смертельная чума — национализм, который загубил расцвет нашей европейской культуры. Я оказался беззащитным, бессильным свидетелем невероятного падения человечества в, казалось бы, уже давно забытые времена варварства с его преднамеренной и запрограммированной доктриной антигуманизма. Нам было предоставлено право — впервые за несколько столетий — вновь увидеть войны без объявления войны, концентрационные лагеря, истязания, массовые грабежи и бомбардировки беззащитных городов — все эти зверства, которых уже не знали последние пятьдесят поколений, а будущие, хотелось бы верить, больше не потерпят.

Цвейг отмечает противоречащие здравому смыслу черты времени, в котором он жил:

Как ни парадоксально, несмотря на это, я видел, что в то же самое время, когда наш мир в нравственном отношении был отброшен на тысячелетие назад, человечество добилось невероятных успехов в технике и науке, одним махом превзойдя все достигнутое за миллионы лет: покорение неба, мгновенная передача человеческого слова на другой конец Земли и тем самым преодоление пространства, расщепление атома, победа над коварнейшими болезнями, о чем вчера еще можно было только мечтать. Никогда ранее человечество не проявляло так сильно свою дьявольскую и свою богоподобную суть*.

 

Кристер Стурмарк - Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке

Москва: Издательство АСТ : CORPUS, 2022. — 512 с. 
ISBN 978-5-17-133038-5 

 

Кристер Стурмарк - Светоч разума. Рациональное мышление в XXI веке - Содержание

Дуглас Хофштадтер. Предисловие

Кристер Стурмарк. Предисловие автора

  • Прелюдия. О мире вчерашнем и мире сегодняшнем

ЧАСТЬ I. Искусство мыслить здраво

Глава 1. Непредвзятый взгляд на мир. Инструментарий и компас, необходимые при поиске знаний

  • Интерлюдия. О духовности и потоке

Глава 2. Я верю, что я знаю. О реальности, знании и истине

  • Интерлюдия. О трех великих тайнах

Глава з· Убежденность, для которой есть веские основания. Относительно обоснованности наших убеждений

  • Интерлюдия. Об анализе возможных ходов в шахматах и альтернативных поступках при игре в жизнь

Глава 4. Что есть наука? О теориях, экспериментах, выводах и сущности науки

  • Интерлюдия. О пользе науки

Глава 5. Призраки голове. О нашем удивительном мозге, который легко одурачить

  • Интерлюдия. О царствие небесном и рае

Глава 6. Мир природы. О натурализме, агностицизме и атеизме

  • Интерлюдия. О суеверии и очковтирательстве

Глава 7· Быть добродетельным, не веря в бога. О добре, зле и морали

  • Интерлюдия. О преступлении, наказании и ответственности

Глава 8. Движение нью-эйдж и кризис разума. О вере людей в странные идеи

  • Интерлюдия. О загадочной стране Шангри-Ла

ЧАСТЬ II. Путь к новому Просвещению

Глава 9. Религиозный экстремизм. О фанатизме, экстремизме и христианском “талибанизме”

  • Интерлюдия. О человеческих страданиях и медицинской практике

Глава 10. Сражение за наше происхождение. Об эволюции, креационизме и антинауке

  • Интерлюдия. О нормальном и аномальном

Глава 11. История идей. О корнях светского просвещения

  • Интерлюдия. О свободе воли

Глава 12. Секуляризм в наши дни. О благоговении, политике и религии

  • Интерлюдия. О телепортации и страхе смерти

Глава 13. Просвещение. О свободе, правах и уважении

  • Интерлюдия. О благодарности и чувстве вины

Глава 14. Чему мы должны учить наших детей? О вере, науке и о том, как в школах говорят о жизни

  • Интерлюдия. О естественном и сверхъестественном

Послесловие и слова благодарности

Примечания

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.7 (3 votes)
Аватар пользователя AlexDigger