Verbum - Выпуск 1 - Франциско Суарес и европейская культура

Verbum - Выпуск 1 - Франциско Суарес и европейская культура
Испанский мыслитель Франсиско Суарес (1548—1617) — одна из значительнейших личностей в европейской философии эпохи Возрождения. Хронологическая принадлежность к этой эпохе не помешала ему в своих философских устремлениях оставаться продолжателем основных линий метафизики Средневековья, в частности, аристотелизованной схоластики. Его философская активность, как и философская активность других крупных философов и теологов того времени, получившая наименование Контрреформации, была стимулирована философско-теологическими задачами обновления и упрочения идейных позиций католицизма перед лицом торжествующей протестантской революции.
 
Обновление католицизма основывалось на оживлении философских исканий в духе так называемой второй схоластики, заняв- шей в истории томистической философии и европейского аристотелизма особое место. XVI век не относится к самым счастливым в философском смысле. В нем лишь закладываются предпосылки рационализма новой философской эпохи, начавшейся с Декарта и Бэкона. «Вторая схоластика» в идейном отношении оказалась малопродуктивной и неперспективной. Тем большее удивление вызывает успех и авторитет, которые снискал себе Суарес — один из удачнейших философов в смысле экспонирования ее философского облика — среди философов и теологов не только XVI, но и последующих двух веков. Многие нынешние корифеи философии, от Лейбница до Жильсона, возможно Хайдеггера, признавались в своей зависимости от него, внимательно всматривались в его онтологическое учение (кстати, при столь высоком признании философии Суареса она остается практически неисследованной). Между тем, одна из причин внимания к Суаресу может быть найдена в той духовной эпохе, к которой он принадлежал.
 
Ее можно было бы охарактеризовать временем кризиса, затронувшего и проблемный круг стандартного философствования, и философский методологизм, и все относящееся к стилистике и технике философствования. В каких- то своих чертах этот кризис подобен тем кризисам, которые не раз посещали культурную историю Европы (в таком кризисе пребываем ныне и мы у крайних пределов картезианского философствования). Во времена Суареса ясно определялась невозможность продолжать философствовать в рутинных формах завещанных высокой схоластикой. Тематика выхолостилась, эвристический потенциал онтологического спекулятивизма оказался исчерпанным. Оторвавшаяся окончательно от теологии философия еще не определила своего отношения к науке, которая, не зная границ своего интеллектуального пространства, расползалась между натурфилософией и конкретным неотрефлектированным наблюдением. Научный эксперимент еще не приобрел актив- ной формы и робко двигался от наблюдательной (пассивной) формы к конструирующему опыту. В этой ситуации философия, предоставленная самой себе, быстро исчерпала себя, став скорее формой, оболочкой идей, чем сферой самих идей. Один из путей движения философии XVI в., был движением в сторону науки и осуществлялся через болезненное отбрасывание схоластических форм.
 

Verbum Выпуск 1 Франциско Суарес и европейская культура XVII—XVIII веков

Альманах Центра изучения средневековой культуры при философском факультете Санкт- Петербургского государственного университета.—
СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 1999. — 221 с.
 

Verbum Выпуск 1 Франциско Суарес и европейская культура XVII—XVIII веков - Содержание

I. ФРАНСИСКО СУАРЕС Солонин Ю. Н. Философия Суареса в историко-философской перспективе
  • Журавлев О. В. Государственно-правовое учение Суареса и идеология империи
  • Черняков А. Г. Учение Франсиско Суареса о сущности и существовании в интерпретации М.
  • Хайдеггера Погоняйло А. Г. То, чем всегда было «быть» (еще раз о принципе индивидуации)
II. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
  • Шмонин Д. В. Введение в философию контрреформации: иезуиты и вторая схоластика
  • Душин О. Э. Между средневековьем и Новым временем: Лютер и номинализм
  • Евлампиев И. И. Метафизический аспект понятия церкви в католицизме, протестантизме и православии
  • Корнилов А. П. Истоки реформации и вселенское православие
III. ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ
  • Сергеев К. А., Толстенко А. М. К вопросу о сущности средневековой метафизической позиции Лисанюк Е. Н. С тривиальной точки зрения (критика схоластики с позиции схоластики)
  • Смагин Ю. Е. Феномен исключительности человеческого существования
  • Ланина Е. Е. Теория знака в XVII в. и идея универсальной грамматики
IV. ПУБЛИКАЦИЯ
  • Фр. Суарес. Метафизические рассуждения. Рассуждение XXXI. О сущности конечного сущего как такового, о его бытии, а также об их различении (фрагмент). Предисловие, перевод и комментарии К. Суториуса
  • Фр. Суарес. Метафизические рассуждения. Рассуждение V. Об индивидуальном единстве и его принципе (фрагмент). Перевод Т. Антонова, комментарии Т. Антонова, Д. Шмонина
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
  • Журавлев О. В., Шмонин Д. В. К 450-летию со дня рождения Франсиско Суареса
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital