Verbum - Выпуск 10 - Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры

Verbum - Выпуск 10 - Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени
Значение пиетизма для немецкой культуры Нового времени сопоставимо со значением Просвещения для общеевропейской культуры. Оба процесса шли параллельно. Являясь религиозным движением, вышедшим из лона протестантской ортодоксии, пиетизм не имеет ничего общего с критическими по отношению к религии настроениями Просвещения. Однако у этих двух движений есть точки соприкосновения. В пиетизме, также как и в Просвещении, присутствует антропологическая концепция, которая в Новое время вышла на первый план. Именно эта концепция, тесно связанная с воззрениями пиетизма на будущее, будет предметом данной статьи. В формировании антропологических воззрений пиетизма не последнюю роль играли средневековые представления, так что в этой концепции, принадлежащей во многом Новому времени, можно проследить преемственность с ранними мистическими и спиритуалистическими традициями. 
 
Хотя предпосылки к возникновению нового типа благочестия существовали задолго до 70-х годов XVII века, но все же пиетизм, как движение религиозного обновления принято начинать с фигуры Филиппа Якоба Шпенера (1635 - 1705). Прошедший школу ортодоксального лютеранства в Страсбургском университете, где его наставником был Иоганн Конрад Даннхауэр, и в то же время впитавший в себя веяния сепаратизма и критики церкви (вальденсы, лабадисты), Шпенер первым легитимировал подспудно зревший в лютеранской ортодоксии с начала XVII века новый тип благочестия, стремившийся перенести акцент с учения на жизнь. Свои мысли он изложил в сочинении «Pia desideria», вышедшем в 1675 году. «Pia desideria» считаются программным сочинением, своего рода манифестом пиетизма. Написанные на одном дыхании, они являются монолитом шпенеровской мысли. Сам Шпенер, будучи плодовитым писателем, впоследствии говорил, что все остальные его сочинения являются лишь развитием мыслей, уже содержавшихся в «Pia desideria». 
 
Основная интенция книги – в требовании обновления, реформирования церкви. Полное название сочинения соответствует его интенции: «Сердечное стремление к богоугодному улучшению истинных евангелических церквей» («Pia desideria oder Hertzliches Verlangen nach gottgefдlliger Besserung der wahren evangelischen Kirchen»). «Pia desideria» состоят из трех частей. За диагнозом испорченного состояния церкви следует прогноз улучшения в будущем, за которым следуют рассуждения о конкретных средствах и способах улучшения церкви.
 

Verbum - Выпуск 10 - Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени

Альманах
Под ред. О. Э. Душина, А. Г. Погоняйло
СПб.: Издво С. -Петербургского ун-та, 2008. 
 

Verbum - Выпуск 10 - Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени - Содержание

Центр изучения средневековой культуры: 10 лет научной деятельности
 
I. Этические теории позднего Средневековья и духовные истоки Нового времени
  • О. А. Довгополова (Одесса) Природа разграничения уровней отторжения в картине мира раннего Нового времени
  • О. Э. Душин (Санкт-Петербург) Совесть и пробабилизм в этике Джона Локка
  • И. С. Кауфман (Санкт-Петербург) Этика в классификации наук у Декарта и Спинозы 
  • В. В. Лазарев (Москва). О переходе от ренессансного стиля мышления к новоевропейскому 
  • А. М. Толстенко (Санкт-Петербург) Ренессансный гуманизм и утопизм: от возвышенного к трагическому 
  • К. А. Шморага (Псков). Гуманистические и антигуманистические предпосылки современной европейской культуры 
II. Реформация и Контрреформация: этические и религиозные оппозиции
  • В. А. Бачинин (Санкт-Петербург). Социально-политическая теология Жана Кальвина
  • А. В. Гоманьков (Санкт-Петербург). Основания христианской культуры в исторической перспективе 
  • И. С. Кириллов (Санкт-Петербург) Образ Лютера в эпоху Просвещения 
  • П. А. Серкова (Москва). Эсхатология и этика пиетизма: от позднего Средневековья к раннему Новому времени 
III. Средневековая схоластика и философия Нового времени: преемственность и различия
  • К. В. Бандуровский (Переславль) Materia signata и res extensa: к пониманию материи у Фомы Аквинского и у Декарта 
  • И. Х. Гафаров (Вильнюс) Вторая схоластика Виленской иезуитской академии как философия раннего Нового времени 
  • А. А. Горин (Санкт-Петербург) Онтологический аргумент в понимании Карла Барта 
  • А. Г. Погоняйло (Санкт-Петербург) «Бог был для мира не сим одним…» 
  • М. В. Семиколенная (Санкт-Петербург) История как трагедия у Оттона Фрейзингенского 
  • Д. Р. Яворский (Волгоград) Этика Пьера Абеляра: от космического равновесия к персональной ответственности
IV. Учение Николая Кузанского и стратегии познания европейского философствования 
  • А. Н. Кондратьев (Казань) Античные истоки диалектического метода Николая Кузанского 
  • Х. Шталь (Трир) Неизвестная статья Алексея Лосева о Николае Кузанском и его трактате «De li non aliud» 
V. Россия и русская культура: между Средневековьем и Новым временем
  • Е. Г. Мещерина (Москва) Духовно-нравственные проблемы и «внешнее любомудрие» в произведениях Андрея и Семена Денисовых: традиции Средневековья в контексте культуры XVIII века 
  • Т. В. Чумакова (Санкт-Петербург) Этика и антропология Феофана Прокоповича
VI. Переводы и комментарии. 
  • Фома Аквинский. Комментарий к «О Троице» Боэция. Глава 4. Статья 2. Производит ли разнообразие акциденций различие вещей по числу? (Перевод К. В. Бандуровского и М. М. Гейде) 
Библиография основных публикаций Центра изучения средневековой культуры
Авторы выпуска
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Andron