VERBUM – Выпуск 12 – Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры

VERBUM – Выпуск 12 – Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры
Никифор Григора (род. 1290/1291 или 1293/1294 г., ум. между 1358 и 1361 гг.) — известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Григора родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна, еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита.
 
Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и был разграблен дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/1332 г., описанном в диалоге «Флорентий», Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни. В паламитских спорах Григора начал участвовать с конца 1346 г., когда по просьбе императрицы Анны он стал писать против Паламы, с которым до того был в дружеских отношениях. В 1348 г. Григора публично полемизирует со свт. Григорием Паламой в присутствии императора; в 1350 г. он публикует свой «Первый антирритий», направленный против свт. Григория. В свою очередь, свт. Григорий издает трактат «Сто пятьдесят глав».
 
В 1351 г. под председательством императора Иоанна VI Кантакузина состоялись соборы во Влахернском дворце в Константинополе, где в ходе напряженных дебатов были подписаны шесть догматических формулировок паламитского содержания и антипаламиты были окончательно осуждены. Анафематизм, касающийся Григоры, был вызван оскорблениями последнего в адрес Паламы; он появился в синодике Фессалоники. В 1355 г. император Иоанн Палеолог устроил публичную дискуссию между Григорой и свт. Григорием Паламой в присутствии папского легата Павла еп. Смирнского. Григора дал собственное изложение этого диспута в 30-й и 31-й книге своей «Ромейской истории»; на это изложение свт. Григорий написал два опровержения, и еще одно опровержение написал св. Николай Кавасила.
 
В 1355/1356 г. Григора опубликовал «Второй антирритий» против Паламы, на который свт. Григорий написал два опровержения. Оспаривая позицию свт. Григория Паламы, Григора отрицал, что можно вести речь о том, что имеются нетварные Божественные энергии, отличные от сущности Бога. Согласно Григоре, все существующее может быть либо сущностью, либо привходящим; соответственно, энергия Бога может быть либо тождественна с Божественной сущностью, либо быть внешней для нее, а значит, тварной (поскольку существует либо тварное, либо нетварное). Таким образом, учение Григоры предполагает, что об энергиях относительно Бога можно говорить в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что для Божественной сущности характерна высшая мера осуществленности, т. е. энергийности.
 
Энергия в этом случае является внутренней для сущности и неотделимой от нее, у сущности и энергии один и тот же логос сущности. Во-вторых, понятие энергии Божией, согласно Григоре, может указывать на некие тварные действия Божии в этом мире, проявления Бога посредством феноменов тварного мира. Так понимаемые энергии представляют собой воления Божии, имеющие начало и конец во времени; у них иной, в отношении к Божественной сущности, логос. Отрицая существование нетварных Божественных энергий, Григора утверждал, что Бог присутствует в мире по Своей сущности, и сущность Божия причастна всему тварному сущему. О причаствуемости Божественной сущности говорил еще Варлаам Калабрийский, но здесь нас будет интересовать позиция и аргументация Григоры.
 
Приводя слова свт. Иоанна Златоуста о том, что Бог во всем присутствует в полноте, и слова св. Иоанна Дамаскина, согласно которым мы не можем знать, что есть сущность Божия и каким образом она все во всем (ср. 1 Кор. 15, 28), — Григора пишет в своем «Первом антирритике»: Видишь, как отцы разнообразно говорят, что сущность Божия пребывает в сущих, творит все, причаствуется всеми, все просвещает и освящает, и не мыслят никакой иной энергии и силы его, которая существовала бы помимо триипостасной сущности Божией и действовала бы не от Бога? Таким образом, Григора, искажая терминологию отцов, доказывает, что Бог присутствует и причаствуется всем сущим, и причаствуется Он по Своей сущности.
 
В других местах «Первого антирритика» Григора пишет следующее: ...Ибо доказано, что, пребывая везде сущностно и все, Бог последовательно все образует и упорядочивает, руководствуясь только Своим замыслом и желанием. Ибо как душа проницает полностью все части тела по своей природе и силе, не принимая никакого пятна от них, причем различные вещи, пребывающие в ней, думается, создают различие и ее сил, — ибо сердце, печень, артерии, нервы, кости, ногти и волосы принимают ее превыше человеческого разумения целиком и как нечто единое, различие же происходит от их наличного состояния и силы, — так же и Писание говорит, что Бог пребывает равномерно повсюду и цельно, и всеми единично причаствуется, неравномерно же — согласно образу [осмысленной] речи , которая, будучи одной и той же, на многие различные слышания разделяется, и каждому единообразно и всецело причаствуется как единая без того, чтобы как-либо запятнаться; однако одинаково не понимают ее ни бессловесные, ни люди, рожденные с неразумной речью, но могут понять в зависимости от их воли и расположения.
 
Так же, говорят, и Он пребывает равномерно и неделимо по сущности [во всем и] во всех добродетельных и набожных людях, но познается ими неравномерно, не по сущности, но различно в меру осознания, из-за расхождения или рассудка и знания, или [врожденной] добродетели и [действительной] жизни. Насколько можно понять мысль Григоры, он имеет в виду, что Бог по Своей сущности причаствует и пребывает в тварном мире. Со Своей стороны Бог присутствует во всем равномерно — подобно тому, как осмысленная речь в равной мере направлена ко всем, способным ее услышать; если же смотреть со стороны тварных сущих, то Бог (= Божественная сущность) присутствует и причаствует им в разной мере: соразмерно «силе» сущих (т. е., вероятно, способности к его восприятию) и в зависимости от расположения воли в случае умных сущих, а также в зависимости от их знания (осознания) причастности и присутствия сущности Божией в тварном мире и собственно в них самих. Как и в предшествующей традиции, у Григоры имеет место разведенность дискурсов причастности и познания.
 

VERBUM – Выпуск 12 – Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры

Издательство – С.-Петербургского университета – 2010 г. / 129 с.
 

VERBUM – Выпуск 12 – Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры – Содержание

От редакционной коллегии
 
ДИСПОЗИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  • Бирюков Д.С. (Санкт-Петербург). К вопросу об использовании философского языка
  • Прокла в учении Никифора Григоры.
  • Душин О.Э. (Санкт-Петербург). О значении Средневековья в истории западноевропейской культуры
  • Кнууттила Симо (Хельсинки, Финляндия). Теории эмоций в античной и средневековой философии
  • Кравцова М.Е. (Санкт-Петербург) К проблеме Средневековья в Китае.
  • Примаков Д.Я. (Санкт-Петербург). Традиция в исламе и в иудаизме: методы историоризации.
РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ.
  • Армин Конле (Лейпциг, Германия). Империя и религиозный раскол. Германия в эпоху Реформации (1517-1555).
  • Армин Конле (Лейпциг, Германия). Филипп Меланхтон и Юго-Западная Германия.
  • Хельмар Юнгханс (Лейпциг, Германия). Реформация.
STUDIA PHILOLOGICA CLASSICA
  • Грушевой А. Г. (Санкт-Петербург). Древнегреческие представления о человеке и его возможностях.
  • Сяськов Б.Н. (Санкт-Петербург). Метафоры моря и “суд моря” в Античности.
ПЕРЕВОДЫ И КОММЕНТАРИИ
  • Семиколенных М.В. (Санкт-Петербург). Оттон Фрейзингенский о философии и философах (предисловие к публикации).
  • Оттон Фрейзингенский. Хроника, или История о Двух Градах. Книга вторая. Главы 7, 8 (Перевод, комментарии М.В. Семиколенных).
АННОТАЦИИ.
  • О.Э. Душин. Анотация на книгу: The Cambridge History of Medieval Philosophy. II Vols. Ed. by Robert Pasnau. Cambridge University Press, 2010.
  • Библиография трудов профессора Симо Кнууттила.
  • Авторы выпуска.

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat librarian