Verbum - Выпуск 2 - Наследие Средневековья и современная культура

Verbum Выпуск 2. Наследие Средневековья и современная культура
Как известно, отношение к Средним Векам в истории европейской культуры было неоднозначным; с эпохи Возрождения этот тысячелетний этап развития западной цивилизации получил негативную оценку как «никчемное» и «варварское» время. Подобно римлянам и грекам, ренессансные гуманисты противопоставляли свою изящную латынь, ориентированную на классические образцы литературы Древнего мира «варварскому» языку средневековых схоластов. В наследии университетской учености они видели лишь пустопорожние споры об абстрактных понятиях, которые не относились ни к доблести, ни к достоинству человека, не способствовали его развитию и совершенствованию, а, напротив, загромождали и закабаляли разум догматическими положениями. Пафос гуманизма определялся тем, чтобы освободить человека от ненужных знаний и бессмысленных богословских штудий, открыв перед ним дорогу творчества и самостоятельного мышления. В подобном ключе выступали и ученые Нового времени, и философы эпохи Просвещения.
 
Всем им казалось, что Средневековье — это время в значительной мере выпавшее из единого исторического процесса становления европейского духа. Известные просветители разных стран жестко бичевали средневековые феодальные порядки и систему иерархического социального уклада, они отвергали церковный диктат, а вместе с ним и все традиции Средневековья, в рамках которых католичество играло столь выдающуюся роль. Лишь романтики впервые в европейской культуре заговорили о значении этого великого наследия, воспели традиции рыцарских турниров и благородную красоту обрядов почитания дам; этот мир был по- лон для них загадочной прелести и непостижимой таинственности, он очаровывал своими блестящими преданиями и сказочными былинами, удиви- тельными персонажами и отважными героями.
 
Романтики внедряли в рационально-научное сознание европейца Нового времени мир средневековых народных преданий и поэм. Но, как явление литературно- художественное, романтизм тяготел к области мечты и к поискам абстрактного идеала, который не соответствовал суровым условиям средневековой жизни, не имел отношения к глубокому историческому исследованию данного духовного наследия. Новое понимание средневековой культуры сложилось только в конце девятнадцатого столетия, когда после опубликования знаменитой энциклики папы Льва XIII «Вечный Отец» сформировалось мощное течение неосхоластики. Документ, оказавший заметное влияние на изменение духовных приоритетов католицизма, стал решающим фактором в утверждении неотомизма как главной теологической системы Римской церкви. В условиях кризиса традиционных ценностей европейского мира, господства иррационализма в философской мысли обращение к богословскому учению Фомы Аквинского представлялось католическим священникам единственной спасительной нитью для сохранения гармонии разума и веры. Примирение с противоречивой действительностью казалось возможным для них только в перспективе переосмысления средневековых идеалов и принципов.
 

Verbum Выпуск 2 - Наследие Средневековья и современная культура

Отв. ред. О.Э. Душин, И.И. Евлампиев. СПб, 2000.  272 ст
 

Verbum Выпуск 2 - Наследие Средневековья и современная культура - Содержание

I. ТРАДИЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МЕТАФИЗИКИ  И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • Душин О. Э. Этьен Жильсон: судьба и дело
  • Лисанюк Е. Н. Теория суппозиции в средние века
  • Масловский М. В. Реконструкция веберовского анализа западного христианства в современной  неовеберианской социологии
  • Шмонин Д. В. Поворот в лабиринте:  Луис де Молина о свободе воли
II. ИДЕИ И ОБРАЗЫ РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА
  • Дорофеев Д. Ю. Христианско-мистические основания  антропологии  Макса  Шелера и русской религиозной метафизики
  • Евлампиев И. И. Традиция исихазма в русской культуре: от Андрея Рублёва до Андрея Тарковского
  • Колесов В. В. Возвращение к истокам
  • Мизякина С. Н. Интерпретация средневековой философии в творчестве Л. Шестова
  • Овчинникова Е. А., Чумакова Т. В. Традиции этической мысли русского средневековья и Просвещения
III. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Суханова М. Православное учение о молитве
  • Андреева Н. Проблема веры и разума  в философии Этьена Жильсона
IV. ПУБЛИКАЦИИ И ПЕРЕВОДЫ
  • Этьен Жильсон. История христианской философии в средние века. Перевод Душина О. Э., Цыпиной Л. В.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии. Вопрос VIII.
  • О существовании Бога в вещах. Перевод Антонова Т. В.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть первая. Вопрос XLIX.
  • О причине зла. Перевод и комментарии Суториуса К. В.
  • Погоняйло А. Г. SPLENDOR VERITATIS
  • Фома Аквинский. О сущем и сущности.  Перевод Антонова Т. В.
V. ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИЕВИСТИКИ (АРХИВНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ)
  • Владиславлев М. И. Курс истории философии. Схоластический период.
  • Предисловие и подготвка к публикации Корнилова А. П. 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat Vital