Визуальная теология - 2020 - № 2

Визуальная теология - Научный журнал - 2020 - № 2
Предлагаю вашему вниманию очередной выпуск журнала «Визуальная теология». В этом выпуске продолжена работа по прояснению и структурированию дискуссионного поля, связанного с обсуждением форм визуальной репрезентации религиозного опыта. Выпуск включает ряд теоретических материалов, посвящённых исследованию различных форм и аспектов визуализации теологических и религиозно-мировоззренческих представлений, характерных для христианского Востока, а также архивный текст, имеющий прямое отношение к визуально-теологической тематике.
 
В статье Елены Богданович (Эймс) исследованы риторические ресурсы сакральной архитектуры на примере истории и композиции иерусалимского храма Гроба Господня; показано, как меняющиеся в течение времени внешние формы сооружения выражают один и тот же сакральный смысл, играя роль «мнемонического инструмента» для средневекового ars memoriae. Исследование Сергея Кавтарадзе (Москва) посвящено истолкованию семантической связи между архитектурой церкви Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре и композицией храма Гроба Господня в Иерусалиме; обоснован методологический подход, согласно которому некоторые типы сакральной архитектурной композиции возникали на Руси не в итоге длительного преемственного развития, а как результат прямого обращения к сакральным прототипам Священной истории и Святой Земли. Статья Даниила Дорофеева (Санкт-Петербург) посвящена рассмотрению истоков зарождения и причин распространения иконографии античных философов в православной храмовой декорации; автор выделяет ряд предпосылок такой традиции - от художественно-эстетической преемственности в изобразительном искусстве до особенностей социально-политической обстановки в Русском государстве. Анализ исследований, посвящённых включению образов античных философов в состав восточнохристианской иконографии, произведён в статье Марины Васильевой (Санкт-Петербург); такой анализ позволяет понимать иконопись не только как предмет культа или искусства, но и как важнейшую часть всякой сложной культурной системы, в том числе современной. Исследование Александра Пигалева (Волгоград) посвящено анализу связи между способом визуализации, присущим иконе, и обоснованием суверенной власти в политике; сопоставление этих двух областей культурной практики сквозь призму иконоборчества закладывает основу для понимания теологических предпосылок политической власти, поддерживаемой, в том числе, посредством мировоззренчески обоснованных визуальных образов. Статья Тиграна Симяна (Ереван) представляет собой исследование изобразительных средств репрезентации морального состояния и религиозного совершенства героев истории христианизации древней Армении; на примере визуализации сочинения Агатангелоса продемонстрированы разнообразные семиотические возможности сакральной иллюстрации вербального текста. В статье Сергея Аванесова (Великий Новгород) представлен перечень русских надврат-ных храмов, построенных в период с XI по XXI век, систематизированы сведения о посвящении этих храмов, дан краткий анализ надвратного храма в качестве значимого элемента городского пространства; показано, что и надвратный храм, и сакральная композиция, в которую он включён, являются семиотическими конструктами, знаками и текстами, визуальными сообщениями, формами наглядного исповедания мировоззренческих убеждений.
 
В разделе «Архив» вниманию читателя представлен текст, посвящённый богословско-семиотическому анализу новгородской и киевской икон Святой Софии, - статья протоиерея Петра Лебединцева, опубликованная в Киеве в 1884 году, которая является примером иконологического исследования, характерного для русской науки XIX века.
 
Напоминаю, что журнал «Визуальная теология» индексируется в базах данных РИНЦ, EBSCO и Ulrich's Periodicals Directory.
Сергей Аванесов.
 

Визуальная теология - 2020 - № 2

Научный журнал
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Главный редактор С. С. Аванесов 
201 с.
ISSN 2713-1610 (Print) 
ISSN 2713-1955 (Online)
 

Визуальная теология - 2020 - № 2 - Содержание

Предисловие редактора
  • С. С. Аванесов - Сергей Сергеевич Хоружий. Памяти выдающегося учёного
СТАТЬИ 
  • Е. Богданович - Риторика архитектуры в византийском контексте: пример храма Гроба Господня. Пер. с англ. Е. П. Артамоновой под ред. С. С. Аванесова, Е. И. Спешиловой
  • С. Ю. Кавтарадзе - О возможном прототипе Духовской церкви Троице-Сергиева монастыря
  • Д. Ю. Дорофеев - Античные философы в православных храмах: истоки зарождения и причины распространения иконографической традиции
  • М. А. Васильева - Иконография античных философов в христианской живописи: российские и зарубежные исследования
  • А. И. Пигалев - Икона как визуализация невидимого и основания суверенной власти
  • Т. С. Симян - Мотив врачевания болезни и его визуализация на примере «Истории Армении» Агатангелоса
  • С. С. Аванесов - Сакральная топика русского города (8). К истории русских надвратных храмов
АРХИВ
  • Протоиерей Пётр Лебединцев - София - Премудрость Божия в иконографии севера и юга России. Подг. к печати, предисловие: С. С. Аванесов
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя brat christifid