Визуальная теология - № 1 - 2021

Визуальная теология - № 1 (4) - 2021
Вашему вниманию предлагается очередной номер журнала «Визуальная теология». Этот номер продолжает тему визуальной репрезентации религиозного опыта различными изобразительными средствами и в разных культурных жанрах. В статье Андрея Охоцимского (Лёвен) производится сравнение дискретных фигуративных изображений и так называемого «живого визуального», имеющего холистический характер; на основе этого сравнения автор объясняет ветхозаветный запрет на изображения, а также характеризует иеротопию как опыт снятия противоречия между двумя названными типами визуальности. Исследование Виталия Даренского (Луганск) посвящено истолкованию визуальных репрезентаций отношения к смерти в православном христианстве; автор, опираясь на свидетельства русской литературы и иконографии, показывает, как обряд погребения и сам опыт созерцания мёртвого тела выражают христианское понимание смерти в качестве перехода к новому рождению в жизнь вечную. Статья Даниила Крапчунова (Великий Новгород) посвящена рассмотрению связи между визуализацией почитания Севастийских мучеников и формированием русского народного праздничного календаря; автор обнаруживает семиотические и теологические параллели, объединяющие, с одной стороны, иконографию святых мучеников и, с другой стороны, визуальные (предметные) формы организации религиозного праздника в народной культуре.
 
Проблемы соотношения текста и образа в агиографической традиции Новгорода и Новгородского региона проанализированы в статье Дарьи Терешкиной (Великий Новгород); автор утверждает, что образы и типы новгородских святых выражают собой историческую реальность культуры прошлого, сохраняя в себе средневековые религиозные представления об этическом и экзистенциальном идеале. Татьяна Фолиева (Москва) исследует историю возникновения и эволюции одного иконографического типа Иисуса Христа в современном католичестве; в статье рассмотрены теологические и мистические предпосылки почитания Образа Иисуса Милосердного на фоне исторических событий в Европе ХХ века и в связи с индивидуальным визионерским опытом монахини Фаустины Ковальской. Статья Елены Дульгеру (Бухарест) посвящена анализу изобразительный приёмов Андрея Тарковского, использованных в его фильме «Зеркало» для визуализации сакральных тем вечности, бессмертия, антиномического совершенства человека и спасения души; автор статьи показывает, что Тарковский обращается к художественному наследию Ренессанса (Леонардо да Винчи), чтобы выразить на экране подлинный характер и внутренний мир героев фильма. Краткое введение в методологию визуальной герменевтики Макса Имдаля представлено в статье Степана Ванеяна (Москва); автор приводит аргументы в пользу тезисов о перформативном характере восприятия (и даже самого существования) произведения искусства и о принципиальной невозможности целиком редуцировать визуальный образ к конечному набору характеристик, поддающихся вербализации.
 

Визуальная теология - № 1 (4) - 2021

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
ISSN 2713-1955
 

Визуальная теология - № 1 (4) - 2021 - Содержание

Предисловие редактора 
СТАТЬИ
  • A. Simsky Why God was an Iconoclast ? The Visual and the Pictorial in Biblical Hierotopy 
  • В. Ю. Даренский Вероисповедальная символика переживания смерти и обряда погребения в русской православной культуре 
  • Д. Е. Крапчунов Визуальные проекции почитания сорока Севастийских мучеников в праздничной обрядности русской традиционной культуры 
  • Д. Б. Терешкина Новгородская житийная литература: текст и образ 
  • Т. А. Фолиева Образ Божьего милосердия: визуальное богословие в современном католичестве
  • E. Dulgheru Visual Antinomy of Sacred Perfection. Ginevra de’ Benci’s Mystery in Tarkovsky’s Mirror 
  • С. С. Ванеян Макс Имдаль и его «Иконика» 
ПЕРЕВОДЫ
  • Макс Имдаль Джотто. Фрески Капеллы дель Арена: Иконография. Иконология. Иконика. Глава IX. Иконика или структурный анализ Пер. с нем. С. С. Ванеяна 
АРХИВ
  • В. Н. Ильин Основные вопросы символики креста Господня Подг. к печати С. Е. Золотарёва под общ. ред. С. С. Аванесова 
Авторы
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron