Богословская конференция ПСТГУ - 31 - 2021

Богословская конференция ПСТГУ - 31 - 2021
Толковая Библия под редакцией А. П. Лопухина и его преемников по сей день является единственным развернутым комментарием на Священное Писание на русском языке. Двенадцатитомное издание выходило в Санкт-Петербурге с 1904 по 1913 г. в виде бесплатного приложения к журналу «Странник». В аннотации к изданию говорилось, что редакция полагает «дать пастырям Церкви, как и всем вообще любителям чтения Слова Божия, пособие к правильному разумению Библии... и руководство к уразумению многих неясных в ней мест». Понятно, что для реализации этой цели невозможно было остановиться лишь на толкованиях, которые предлагала церковная традиция, поскольку основная задача, которая стояла перед создателями этого проекта, заключалась не в том, чтобы предложить своим читателям подбор давно написанных текстов (как, например, в случае комментариев на послания ап. Павла свт. Феофана Затворника), а дать развернутое объяснение библейских книг. Это сделало неизбежным обращение к новым источникам, так как толкования, которые предлагала церковная традиция, далеко не всегда могли удовлетворить потенциального читателя, поэтому создатели Толковой Библии находились в постоянном диалоге с современной им литературой. Итак, в докладе мы рассмотрим, когда и как авторы комментариев на Четвероевангелие прибегали к западным библейским комментариям.
 
Хотя Толковая Библия изначально была обращена к широкой аудитории, ее составители не пытались обойти трудности, возникающие при сравнении древних рукописей. Так, при обсуждении стиха Мф 3. 7 мы встречаем указания на Синайский и Ватиканский кодексы и критические издания Нового Завета Тишендорфа, Весткотта и Хорта. На страницах Толковой Библии со ссылкой на различные западные комментарии не раз поднимаются текстологические вопросы, поскольку от предпочтения того или иного чтения напрямую зависит смысл рассматриваемого стиха (например, объяснение стиха Ин 14. 4). При разборе Лк 24. 51 указывается, что «Тишендорф исключает из текста слова: “и возноситься на небо” и “они поклонились Ему”. Но он поступает в этом случае неосновательно, потому что очень многие древние кодексы эти выражения у себя имеют. См. Меркс)». Общеизвестно, что Тишендорф отличался крайним консерватизмом при обсуждении библейских вопросов, но это, как мы видим, не помешало ему отрицать евангельское указание на Вознесение. Показательно, что мнение прославленного немецкого исследователя заблокировано ссылкой на новейший комментарий Меркса, и это далеко не единственный случай, когда составители Толковой Библии находили себе союзников среди западных комментаторов в подтверждение текстологических предпочтений. Даже утверждение изначальной принадлежности отрывка Ин 8. 1—11 к Евангелию от Иоанна нашло себе апологетов: «...выставляемые критиками новозаветного текста основания весьма субъективны. То, что кажется этим критикам не соответствующим стилю Иоаннова Евангелия, на самом деле не представляет какого-либо резкого разногласия с этим стилем, и есть немало солидных ученых, которые признают этот рассказ подлинно принадлежащим Иоанну Богослову (Бенгель, Шольц, Клее, Штир, Эбрард и др.)».
 
Желанию отдельных новейших комментаторов переставить евангельские стихи так, чтобы упорядочить текст и сделать его более «наглядным», противопоставляются свидетельства рукописной традиции (см. Ин 14. 12—28).
 

XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы

Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с.
ISBN 978-5-7429-1412-9
 

XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы - Содержание

Историко-критический метод в библейской науке: проблема церковной рецепции
  • Прокотук А. Ю. - Методология использования западных авторов в комментариях на Четвероевангелие Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина и его преемников
  • Ложкин А. В. - Историческая достоверность рассказа об умерщвлении израильских младенцев (Исх 1.15—22): аргументы Ф. Г. Елеонского против отрицательной библейской критики
  • Небольсин А. Г. - Экзегетическое значение вариативности библейского текста
  • Юревич Д. В. - Демифологизация библейской науки в русском богословии: от Н. Н. Глубоковского через А. В. Карташева к митрополиту Илариону (Алфееву)
Религиозно-философский опыт русского православия и современные глобальные вызовы
  • Гуня А. Н. - Переосмысление территории и места в эпоху цифровизации: религиоведческий аспект
  • Скоробогачева Е. А. - Верующий разум национального искусства России второй половины XIX — начала XXI века
  • Тихонов В. Е. - Соотношение личностности и богообразности человека в философской теологии С. Л. Франка
  • Чикаева Т. А. - Г. П. Федотов о Родине всеобщей и национальной
  • Павлюченков Н. Н. - Священник Павел Флоренский об исторических уроках и будущем России
  • Ефимов А. Б. - Роль святителя Иннокентия (Вениаминова) в освоении территории России
  • Скороходова С. И. - Философский спор Н. В. Устрялова со славянофилами в зеркале современности
  • Аникеева Е. Н. - Рецепция русской религиозной философии американским славистом Джорджем Клайном
  • Чурсанов С. А. - «Филиокве» как теологическая предпосылка обезличивающих тенденций западноевропейских культур в гуманитарной перспективе троичного богословия В. Н. Лосского
  • Свой — чужой: опыт сотрудничества в социальной работе
  • Зальцман Т В. - «Сами с усами», или «Стоя на плечах гигантов»: использование чужого опыта в социальной работе
  • Хулап В. Ф. - Организация католической и евангелической благотворительности в Германии: возможность применения опыта в российских условиях
  • Родионович А. М. - Отечественный и зарубежный опыт борьбы с эпидемиями: религиозный, социальный и медицинский аспекты
Диаконическое образование: теория и практика. «Формирование коммуникативных навыков у специалистов по социальной работе и церковному социальному служению»
  • Зальцман Т. В. - Пространство общения в социальной работе и церковном социальном служении
  • Григорова 3. Н. - Особенности групповой коммуникации в реабилитационном центре для подростков в конфликте с законом
  • Юмашева Т. А. - Развитие коммуникативных компетенций у бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»
  • Kopomeeea Н. В. - Помощь помогающим. Групповой формат психологической поддержки специалистов помогающих профессий
  • Файн С. В., Маркова Н. Г. - Человек в центре. Опыт студенческой практики в Центре социальной поддержки «Друзья общины святого Эгидия»
  • Гниденко К. А. - Коммуникация как ресурс и источник стресса
Картвелология: проблемы и перспективы
  • Гвазава А. А. - Влияние Номоканона свт. Иоанна Постника на типик «Ваханис квабеби»
  • Абашидзе 3. Д. - К вопросу рукоположения первого епископа Картли
  • Рапава М. А. - Некоторые сведения греческих авторов о ктиторах грузинского монастыря на Афоне
  • Кекелия В. А. - Некоторые юридические аспекты армянской эпиграфики эпохи грузинского владычества на Кавказе
  • Малков П. Ю. - Рецепция в наследии византийских Отцов Церкви. Учения преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической (на примере творений ряда византийских богословов VII—XIV столетий)
  • Багратион-Мухранели И. Л. - Образ Грузинской Церкви в романе Иоаннэ Багратиони (Батонишвили) «Калмасоба»
  • Артюшенко М. В. - Архидиакон Питирим Брагинец (1884—1937), постриженик Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря
  • Мельникова И. Е. - Попытка восстановления евхаристического общения между Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами при Католикосе-Патриархе всея Грузии Амвросии (Хелая)
Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции
  • Агеева А. В. - Приемы воспитания детей в семье Великого князя Константина Константиновича Романова
  • Ивлянова Е. А. - Проект учебного пособия по основам религиозных знаний для семьи и школы
  • Кочкина Д. Д. - Понятие системы попечения о детях в контексте христианской приходской педагогики
  • Крат А. В. - Система воспитания школьников в православной общеобразовательной школе
  • Тимченко С. Г. - Проблема выявления специфики компетентностей учителя духовно-нравственного образования
Религиозное образование в России и за рубежом
  • Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А. - Религиозное школьное воспитание в педагогике В. В. Зеньковского
  • Гусакова В. О. - Проблемы изучения православной культуры и православного вероучения в условиях цифровизации образования
  • Косолапова Т. В. - Проблема организации занятий в воскресной школе в условиях пандемии. Пути решения и выводы
  • Лиознова Е. В. - Методические аспекты психологии воспитания на примере Декалога
  • Мумриков О. А. - О методологической ошибке упрощенно-буквалистического толкования Священного Писания при его изучении и способах ее преодоления
  • Мумрикова Л. И. - Использование опорно-знаковой системы В. Ф. Шаталова в формировании вероучительных знаний младших школьников
  • Санников М. А. - Педагогическое наследие священномученика Амвросия (Гудко)
Создание учебных пособий по церковнославянскому языку в свете достижений современной педагогической науки: анализ теоретического и методического опыта
  • Левшенко Т. А. - Диакритические знаки в учебных пособиях по церковнославянскому языку
  • Макарова Е. В. - Отражение метапредметного потенциала церковнославянского языка в современных учебных пособиях
  • Наумов С. А. - Апеллятивная функция языка и семантика адресата в церковнославянской грамматике
Актуальные проблемы романской филологии
  • Кабанова А. С. - Особенности перевода румынских герундиальных конструкций на русский язык
Германская филология
  • Тер-Минасова С. Г. - Иноязычное образование на уровне высшей школы
  • Павловская А. В. - Культурная глобализация и вызовы XXI века
  • Писарев Л. В. - Роман Г. К. Честертона «Человек, который был четвергом»: теодицея против антисистемы
  • Макаров В. С. - Томас Стакли в балладах и пьесах XVI века:«Марловианский герой» и «Английский герой»
  • Захаров Н. В. - Читал ли А. С. Пушкин К. Марло?
  • Гайдин Б. Н. - Англоязычные адаптации пьес У. Шекспира XVII—XVIII вв.: основные тенденции
  • Мороз Н. А. - Слон Хортон и атомная бомба: дидактика и политика в сказке Доктора Сьюза
  • Чукарькова О. В. - Языковые средства репрезентации пандемии в англоязычных православных блогах
  • Щеголяев А. А. - Лексика проповедей деятелей Оксфордского движения: поворот к традиции
Русистика и славистика: традиционные темы в современной методологии
  • И. Л. Багратион-Мухранели - Современная грузинская русистика
  • Грищенко А. И. - Вирох и марграм в восточнославянских переводах Песни песней XV века: как гапаксы-германизмы могут указать на текст-источник
  • Морозова Е. С. - Языковые особенности Оглавления Правленого славяно-русского Пятикнижия XV века
  • Онипенко П. К. - Каузативные эмотивы: между акционапьностью и статальностью
  • Сидорова М. И. - Сказуемое при подлежащем, обозначающем группу лиц.
Корпусный обзор вариативного согласования
  • Фатеев Д. Н. - Религиозные аспекты «коллективной картины мира» в творчестве футбольных фанатов России
  • Юдин А. В. - Святой Николай в украинских зимних календарных песнях
Благотворительность и социальная политика государства в России XIX — начала XX века
  • Шевцова Г. И. - Императрица Мария Александровна и благотворительная помощь балканским славянам в начале Восточного кризиса 1875—1878 гг.
  • Бельчинкова С. В. - Попечение об охране материнства и младенчества как направление благотворительной деятельности императрицы Александры Федоровны
  • Гаврилина Н. А. - Протоиерей Георгий Иванович Панов: взгляд на благотворительность в Тульской губернии в XVIII—XIX вв.
  • Немчикова Л. А. - Площади, дома, дороги через изучение краеведческого аспекта благотворительности в Санкт-Петербурге
  • Логунова Е. Г. - Историко-социологические основания благотворительности во время эпидемий
  • Харитонова А. В. - Научно-исследовательская деятельность врачей в общинах сестер милосердия
  • Иванова М. С. - Роль земской благотворительности в сфере дошкольного воспитания на рубеже XIX—XX веков в селах Воронежской губернии (опыт земского врача А. И. Шингарева)
  • Бакалдина Е. В. - Благотворительность Боткиных
  • Ганф Т. И. - Протоиерей Петр Алексеевич Смирнов — духовник семьи Боткиных
Церковное пение
  • Вискова И. В. - Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке
  • Николаева Е. А. - Книга Псалтирь в духовной музыке XX века
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Maksim