Юнг - Mysterium Coniunctionis - Таинство воссоединения

Юнг - Mysterium Coniunctionis - Таинство воссоединения
Я начал эту книгу более десяти лет назад. Идея ее написания пришла ко мне после эссе К-Кереньи об Эгейском празднике в «Фаусте» Гете. Литературный прототип этого праздника — «Химическая свадьба» Христиана Розенкрейца, представляющая собой продукт символического священного брака алхимии. Сначала у меня возникло желание прокомментировать работу Кереньи с точки зрения алхимии и психологии, однако вскоре стало понятно, что тема слишком обширна, чтобы можно было ограничиться несколькими страницами. Я приступил к работе, но должно было пройти не менее десяти лет, прежде чем мне удалось собрать и систематизировать весь материал, относящийся к этой важной проблеме.
 
В своей работе «Психология и алхимия», впервые опубликованной в 1944 году, я показал, как основные архетипические мотивы, характерные для алхимии, проявляются в сновидениях наших современников, не знакомых с алхимической литературой. В этой книге многочисленные идеи и символы, скрытые в забытых трудах этого в большой степени неверно трактуемого «искусства», были скорее затронуты, а не описаны в деталях, как они того заслуживают. Моей первейшей задачей было продемонстрировать, что мир алхимических символов вовсе не относится к куче хлама, оставшейся от прошлого, но находится в совершенно реальных и живых отношениях с самыми последними открытиями в психологии бессознательного. Не только эта современная отрасль психологии дает нам ключ к тайнам алхимии, но также и алхимия, в свою очередь, снабжает психологию бессознательного многозначной исторической основой. Алхимия не принадлежала к числу популярных предметов, и по этой причине ее по большей части толковали неверно. Как ветвь натурфилософии и религиозное движение, алхимия была мало кому известна, да и к тому же большинство людей было незнакомо с современным открытием архетипов или, во всяком случае, неправильно понимало их. Разумеется, существовало немало тех, кто рассматривал архетипы как чистейшую фантазию, хотя хорошо известный пример целых чисел, открытых, а не изобретенных, не говоря уже о «типах поведения» в биологии, мог бы убедить их, что это далеко не так. Наряду с числами и инстинктивными формами существуют и многие другие естественные структуры, которые Леви-Брюль называет «бессознательными представлениями». Они являются не «метафизическими» спекуляциями, но, как мы можем ожидать, симптомами единообразия природы homo sapiens.
 
На сегодняшний момент существует столь обширная и разнообразная литература, посвященная психотерапевтическому опыту и психологии бессознательного, что каждый может познакомиться с практическими исследованиями и преобладающими теориями по этим предметам. Но с алхимией все обстоит по другому: большинство мнений о ней искажены ошибочным представлением, что она является всего лишь предшественницей химии. Герберт Зильберер1 был первым, кто попытался проникнуть в этот весьма важный психологический аспект настолько, насколько позволяли его ограниченные возможности. Малочисленность современных изложений и относительная недоступность источников затрудняет формирование адекватной концепции, касающейся проблем философской алхимии. Цель настоящей работы — заполнить эту брешь.
 

Карл Густав Юнг - Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения

Мн.: ООО «Харвест», 2003.— 576 с. 
ISBN 985-13-1207-Х.
 

Карл Густав Юнг - Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения - Содержание

Предисловие
MYSTERIUM CONIUNCTIONIS
I. Компоненты конъюнкции
  • 1.Противоположности
  • 2.Четверица и посредническая роль Меркурия
  • 3.Сирота, вдова и Луна
  • 4.Алхимия и манихейство
II.Парадоксы
  • 1. Арканная субстанция и цель
  • 2.Искра (Scintilla)
  • 3.Болонская загадка
III.Персонификация противоположностей
  • 1. Введение
  • 2.Солнце (Sol)
  • 3.Сера (Sulphur)
  • 4.Луна (Luna)
  • 5.Соль(Sal)
IV. Rex и Regina
  • 1. Введение
  • 2.Золото и Дух
  • 3.Преображение царя
  • 4.Возрождение царя («Cantilena» Рипли)
  • 5.Темная сторона царя
  • 6.Царь как антропос
  • 7.Связь символа царя и сознания
  • 8.Религиозная проблема обновления царя
  • 9.Regina
V. Адам и Ева
  • 1. Адам как арканная субстанция
  • 2.Статуя
  • 3.Адам как первый посвященный
  • 4.Полярность Адама
  • 5."Старый Адам"
  • 6.Преображение
  • 7.Rotundum, голова и мозг
  • 8.Адам как олицетворение полноты
VI.Конъюнкция
  • 1.Взгляд алхимии на единство противоположностей
  • 2.Стадии конъюнкции
  • 3.Получение квинтэссенции
  • 4.Значение алхимического процесса
  • 5.Психологическая интерпретация процесса
  • 6.Самопознание
  • 7.Monocolus
  • 8.Содержание и значение первых двух стадий
  • 9.Третья стадия: unus mundus
  • 10.Самость и границы познания
Эпилог
Латинские и греческие тексты
Иллюстрации
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat christifid