Зеленина - Изгои Средневековья - Черные мифы и реальность

Галина Зеленина - Изгои Средневековья: «черные мифы» и реальность

Жизнь евреев в средневековой Европе регулировалась законами — за исключением тех многочисленных случаев, когда эти законы игнорировались или нарушались. Если частная жизнь еврея, жизнь его семьи и общины — религиозная практика, взаимоотношения супругов, внутреннее налогообложение, общинные должности и прочее — регулировались еврейским правом, галахой, то взаимоотношения с христианами, статус евреев как подданных и права еврейских общин регулировались законом христианским — церковным и королевским законодательством, а также привилегиями, жалованными грамотами, указами и прочими правовыми актами локальных властей: феодалов, епископов, городских советов. 

Как известно, средневековая цивилизация во многом являлась продуктом так называемого варварско-римского синтеза, результатом постепенного усвоения античного наследия германцами, расселившимися и создавшими королевства на территориях Западной Римской империи. Законодательство о евреях тоже было таким продуктом и имело два источника: римское право, повлиявшее на церковное, или каноническое, и варварское обычное право, вместе с каноническим сформировавшее право королевское. В этой главе пойдет речь о евреях в каноническом праве — в буллах понтифика, в канонах соборов, — которое определяло статус евреев в папском государстве и — в зависимости от послушности местных светских властей — во всем западном христианском мире. 

В основе канонического лежало римское, преимущественно уже христианское римское право и, прежде всего, Кодекс Феодосия — составленный в 430-х годах свод римских законов, принятых после христианизации империи по Миланскому эдикту 312 года. Законы о евреях сосредоточены в XVI книге Кодекса, прежде всего, в VIII и IX ее титулах. В этой книге идет речь также о еретиках — и это показывает, что евреи понимались как религиозная группа («секта иудеев»). Языческая римская толерантность, предоставлявшая свободу вероисповедания, а с Эдикта Каракаллы 212 года — и гражданство всем жителям империи, соседствует здесь с христианскими рестрикциями. «Совершенно очевидно, что секта иудеев не запрещена никаким законом», — утверждает Кодекс Феодосия и гарантирует ей, в частности, свободу религиозных собраний и соблюдения субботы, неприкосновенность личности и собственности евреев, а также синагог, наличие собственных сборщиков налогов и защиту от оскорблений для еврейских старейшин, «священников», «вождей синагоги». В то же время Кодекс именует иудаизм «суеверием» (superstitio), закрепляя понятие «вера» (religio) исключительно за христианством, предостерегает евреев от того, чтобы «возгордиться и решить как-либо посягнуть на христианскую веру», запрещает строить новые синагоги, запрещает оскорблять христианскую веру (например, путем сожжения на праздник Пурим креста в память о виселице Амана), жениться на христианках, поступать на военную службу и занимать судебные должности, получая таким образом власть над христианами. Теме рабов-христиан посвящен целый IX титул. Там говорится: «Пусть иудей не владеет рабом-христианином» — и под страхом смертной казни запрещается вводить раба «в скверну своей секты». 

Та же амбивалентность сохраняется в других авторитетнейших христианских римских правовых сводах — Кодексе и Новеллах византийского императора Юстиниана (VI век), где многое заимствовано из Феодосия, но евреи больше сближаются с еретиками. В частности, Юстиниан покушался на их религиозную практику, пытаясь запретить Мишну, первый свод постбиблейского раввинистического права, на том основании, что в ней нет ничего небесного и божественного — только выдумки земных людей. На Западе Юстиниан был менее известен и авторитетен, чем более умеренный в еврейском вопросе Феодосий, который оставался актуальным юридическим источником для канонистов. 

 

Галина Зеленина - Изгои Средневековья: «черные мифы» и реальность

Москва : Издательство АСТ, 2021. — 320 с.
ISBN 978-5-17-134047-6

 

Галина Зеленина - Изгои Средневековья: «черные мифы» и реальность - Содержание

Введение. Самые страдающие в Средневековье?

Часть I. ЕВРЕИ ПОД ВЛАСТЬЮ КОРОНЫ И ЦЕРКВИ

Глава 1. «Не должны терпеть никакого ущемления»: папство и евреи
Глава 2. «Принадлежат нам по нашей воле»: евреи в королевских законах
Глава 3. Вопреки «доносам зложелателей»: защита от наветов и насилия

Часть II. ДОБРЫЕ СОСЕДИ: ИУДЕО-ХРИСТИАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСТЕЛИ И НА РЫНКЕ 

Глава 4. «Община была единой семьей»: повседневность на службе апологии
Глава 5. Еврейский квартал: тюрьма или убежище?
Глава 6. Поношение христианской веры через возлежание с монахиней
Глава 7. Вино, мясо и хлеб: пищевые запреты и нарушения
  • Евреи и нееврейская еда: законы и практика
  • Христиане и еврейская еда
  • Мусульмане о кашруте и покупке мяса у евреев 
  • Экономическая подоплека: мясные рынки в Короне Арагона

Часть III. МЕЖДУ ЭККЛЕСИЕЙ И СИНАГОГОЙ: АПОСТАТЫ, ПРОЗЕЛИТЫ И ПОЛЕМИКА УСТАМИ ВЕРООТСТУПНИКОВ 

Глава 8. Основные вехи иудео-христианской полемики в Средние века
Глава 9. Прозелиты, апостаты и судьба евреев Европы
  • Бодо-Элеазар, «совращенный врагом рода человеческого»
  • Джованни-Овадия: «Не раньте его словами»
  • Йегуда-Герман: «Свет христианской веры вдруг засиял в моем сердце»
  • Профиат-Гоноратус: «Не будь как твои отцы»
  • «Со смятенным сердцем»: от папского беспокойства до изгнаний

Часть IV. КРОВЬ ЗА КРОВЬ: НАСИЛИЕ И МУЧЕНИЧЕСТВО, РЕАЛЬНЫЕ И ВООБРАЖАЕМЫЕ

Глава 10. Креативная юдофобия в фольклоре и искусстве.
  • Рога, копыта и «смрад иудейский»
  • Евреи на средневековых миниатюрах 
  • Judensau в текстах, ритуалах, изображениях
  • «Кричит сова, предвестница несчастья»
Глава 11. Агрессия в праздник Пурим: символическая и несимволическая
  • «Кровожадные и душегубные упования»?
  • Просвещенная стыдливость
Глава 12. Кровавый навет и другие «черные мифы» с участием детей Подмастерье Уильям и творческий гений монаха Томаса
  • Утопленник, граф, графиня и таинственная дама Пульцелина
  • Симонино и кладезь чудовищных признаний
  • Гвардейское дитя и план Торквемады
  • Меркантильные матери и евреи как Синие Бороды
Глава 13. От апологии до скандала: история изучения кровавого навета
Глава 14. Погромы, мученичество и мессианские ожидания
  • Imitatio Abrahami
  • Иерархия пространства и мученичество как обряд перехода
  • Ladies first: отговорка невежеством? 
Глава 15. Умереть нельзя обратиться, истребить нельзя обратить. Ашкеназы и сефарды перед лицом смерти и в ожидании Мессии

Словарик часто встречающихся в книге терминов

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя AlexDigger