Acta eruditorum - Выпуски 6-18

Acta eruditorum - Выпуски 6-18
«Acta eruditorum» продолжает публикации результатов научных исследований преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов академии, а также материалов научных форумов, проходивших в академии.
 
Совместными усилиями факультетов и кафедр академии успешно воплощается в жизнь задача привлечения к научно-исследовательским программам академии известных и молодых российских и зарубежных ученых, что является одним из приоритетных направлений деятельности РХГА как одного из ведущих частных образовательных учреждений высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге.
 

Acta eruditorum - Журнал РХГА

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 6
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 7
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 8
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2011. Вып. 9
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2012. Вып. 11
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2013. Вып. 12
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2013. Вып. 13
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 14
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 15
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 16
Acta eruditorum. 2014. Вып. 17
Acta eruditorum. 2015. Вып. 18
 
ISSN 2307–6437
 

Acta eruditorum — Выпуск 6

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 6.
СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитарн. академии, 2009.
 

Acta eruditorum — Выпуск 6 — Содержание

 
■ В . Х . Манеров. Методологические проблемы измерения и результаты исследования свойств и состояний совести 
■ С . А . Герасимов. О роли самопознания в проявлениях совести личности
■ В . Зеннхаузер. Христианство и педагогика
■ В . Г. Д о л и н а. О христианско-нравственном чувстве человека
■ Ю . М . З е н ь к о. Святоотеческая антропология и психология : основные авторы, работы и темы с I по XIV век
■ П . И . Ку ч е р. Феномен вины. Дохристианский Азазель и Сын Человеческий в аспекте искупления человека
■ В . Ф . А н д а р а л о. Воспитание христианских добродетелей у ребенка
■ В . И . Ш е р м а н. Библейский взгляд на диалог
■ А . М . Ч е р н и к о в. Создание счастливой семьи
■ О . Е . Ку з ь м и н а. К вопросу о семейных ценностях
Богословские и философские аспекты
■ Р. Г. Б а р а н ц е в. От земного Креста к небесной Троице 
■ P a b l o B l a n c o S a r t o. Logos and dia-logos. Faith, reason and love according to Joseph Ratzinge
■ J u a n M a n u e l B u rg o s. Christian Humanism and Personalism
■ М . Ю . Хромцов а. Понимание свободы как важнейшей составляющей теории спасения в контексте межконфессионального диалога
■ Л . Э . С у т я г и н а. Смысл мира и войны по взглядам русских православных богословов на рубеже XIX–XX столетий
■ Д . С . Б и р ю к о в. Некоторые аспекты монадологии в позднеантичной и византийской философии
■ А . А . Д а р о в с к и х. Трансформация аристотелевской категории в Византийской мысли IV в
■ м о н а х и н я К а с с и я ( Т. А . С е н и н а ). Имя Божие и икона в творениях иеросхимонаха Антония (Булатовича)
■ А . Г. В о л к о в а. Философия диалога в творчестве Кароля Войтылы
■ И . В . Л а р и о н о в а. Василий Васильевич Болотов: выдающийся ум на службе у истины
■ Ю . М . М и к и т ю к. Влияние концепций И. В. Киреевского «о цельности личности» и А. С. Хомякова «о соборности» на развитие русской религиозной мысли. Культурологические и социальные аспекты
■ Л . Н . Го л у б е в а. Преломление византийской традиции иконописи в творениях архимандрита Зинона (Теодора)
■ а р х и м а н д р и т А в г у с т и н ( Н и к и т и н ). Бернард Клервоский и Россия
■ J o s e Te o d o ro B e r n a l P a s c u a l. Algunos aspectos de la actividad caritativa de la Iglesia
■ J o rg e L a t o r re. Russian Icons and Western Contemporary Art
■ И . В . С о х а н ь. Христианский взгляд на культуру еды
■ М . С . С т а р о д у б ц е в а. Христианское творчество и культура
■ Н . В . О б и д и н а. Христианские ценности во фразеологическом контексте культуры
■ К . Б . Е р о ф е е в. Современное понимание прав человека католической церковью
■ Е . В . Гу в а к о в а. Хронотоп православной иконы
■ А . А . В о р о н ц о в. Юродство на Западе и Востоке христианского мира
■ О . В . Е г о р о в с к а я. Некоторые проблемы внутри православного диалога
■ О . М . Е в д о к и м о в а. Послания святителя Германа, Патриарха Константинопольского как первая письменная реакция на иконоборчество
■ А . В . Х о л о д о в. К истории гимна Свете Тихий. Время создания гимна Свете тихий и разбор мнений о его создателе с публикацией греческого, славянского и русского текстов этого гимна
■ О . В . П а в е н к о в. Ценностные ориентации молодежи, учащейся в светских и духовных учебных заведениях: сравнительный анализ (на примере социологического исследования по теме «Влияние РПЦ на ценностные ориентации молодежи в условиях полиментального российского общества») 
Ч е л о в е к  в  с о в р е м е н н о м м и р е :  п с и х о л о г и ч е с к и е  и  с о ц и а л ь н ы е  п р о б л е м ы
■ И . М . Н и к о л ь с к а я. Основы клинической психологии семьи 
■ Е . Б . Ф а н т а л о в а. Русский катарсис как отечественная духовная практика в психотерапии
■ В . Л . К о к о р е н к о. Феномен отцовства в современных психологических исследованиях
■ М . В . А р х и п о в а. К вопросу о транскрибировании психологических бесед на материале аудиодневников учителей
■ П . Г. З а р г а р о в а , Э . Ф . К и м. Психологические особенности ВИЧ-инфицированных матерей
■ М . Е . К а л а ш н и к о в а. Психологическая помощь семье, пережившей потерю близкого родственника
■ Н . И . Гу л я к и н а. Гражданский брак на современном этапе развития РФ
■ А . А . В о л к о в а. К вопросу о внутреннем диалоге

Acta eruditorum — Выпуск 7

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 7.
СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитарн. академии, 2010.
 

Acta eruditorum — Выпуск 7 — Содержание

 
В о п р о с ы к у л ьт у р о л о г и и и р е л и г и о в е д е н и я
■ И . Р. Та н тл е в с к и й. Историография истории древнего Израиля. и Иудеи и проблемы интерпретации иудейского Писания
■ Н . В . C е р о в. Христианско-аксиологическая репрезентация. идеальных знаково-медитативных атрибутов бытия
■ И . В . Б о гд а н о в с к и й. Социальные и мировоззренческие основы. нетрадиционной религиозности
■ Т. Ф . Ф а д е е в а. Парацельс и его время. Комментарий на «Руководство по изготовлению и применению Философского Камня» Парацельса
■ А . В . Н е р о н о в. Общество и новые религиозные движения.: проблемы отношения и понимания
■ В . А . К а ю к о в. Гуманистическая роль хора в возрождении духовной жизни. личности и общества
■ Фрагмент научного перевода «Хроник» Жана Фруассара: Поход графа Дерби в Гиень и битва при Обероше (1345 г.)
■ М . В . А н и к и е в. «Хроники» Жана Фруассара и «Нормандская хроника» Пьера Кошона.: проблема идейно-сюжетных аналогий
■ Л . С . К о н д р а т ю к. Некоторые аспекты влияния духовной музыки. на морально-эстетическое формирование личностии
■ О . А . Ку х т е н к о в а. Рыцарские добродетели.. Представления о благородстве в XI–XIII вв.
■ Л . В . Р я б о в а. Этапы посмертного пути как символическое выражение. процесса индивидуации. (На примере «Мытарств души блаженной Феодоры»)
■ Е . С . П л я с о в а. Воспитательное общество благородных девиц и начало. формирования системы женского образования в России во второй половине XVIII в
■ Н . В . Ф а д е е в. Магико-алхимическое применение металлов. Металлы — Чаша
■ Д . Н . Ге с ь. Метафизика детства в творчестве Марка Шагала
■ Е . А . Д о ц е н к о. Советская киномузыка 30-х годов XX века
■ О . Ю. Люлевич. Русско-германские культурные связи в первой половине XVIII века
■ Н . В . К а р п е е в а. Культурологические взгляды Андрея Белого
Ф и л о с о ф с к и е и с с л е д о в а н и я
■ В . Н . То м а л и н ц е в. Экстремальные принципы как фактор. взаимопроникновения науки и религии
■ Е . Г. Л ё в к и н а. Идеал просветителя в праксеологии Т. Котарбиньского.: взаимодействие светской и религиозной морали
■ Н . Н . П а ф о м о в а. Между литературой и философией: ирония в творчестве. йенских романтиков
■ Н . В . Б е д р и ц к а я. Феноменология религии о сущности религиозного акта
■ М . Н . В а р л а м о в а. К истории одного отцеубийства, или О делении сущего по Платону
■ Е . В . Д у д и н а. Особенности учения о первоначалах Нумения Апамейского
■ Н . Н . М е р з л я к о в а. «Выбор себя» как условие экзистенции трансцендировать к Богу
■ И . И . Ш а р о н о в. Образ петуха и меловой черты в «Оправдании добра» Владимира Соловьева
■ Н . Н . М и т р о ф а н о в а. Художественный текст в культуре постмодерна
■ Р. В . С а в и н о в. Экзегеза Филона Александрийского. (появление аллегорического толкования Библии)
■ Е . А . В а с и л ь е в. Понятия веры и знания в контексте диалога науки и религии
■ Ф . С у а р е с. «Метафизические рассуждения», Disput. XLI. Sect. III (текст и перевод)

Acta eruditorum — Выпуск 8

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2010. Вып. 8.
СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитарн. академии, 2010.
 

Acta eruditorum — Выпуск 8 — Содержание

 
Х р и с т и а н с к а я м ы с л ь
Богословские аспекты
■ А в г у с т и н ( Н и к и т и н ) , а р х и м а н д р и т Христианские святыни Италии в записках русских паломников
■ Д . С . Б и р ю к о в. Давид Дисипат и история паламитстких споров
■ Г. Ю. К а п т е н. Отношение к материи в контексте восточно-христианского учения об обожении
■ П . И . Ку ч е р. Проблема вины человека в теориях искуплени
Х р и с т и а н с к а я м ы с л ь : Литературоведческие исследования
■ В . А . С к р и п к и н а. Образ Пресвятой Богородицы в поздней лирике С. М. Соловьева (младшего)
■ В . Н . К л и м ч у к о в а. Христианские истоки поэтических образов в сборнике Н. С. Гумилева «Шатер»
■ Е . В . Н и к о л ь с к и й. Антагонизм христианской и гностической аксиологии в мистической дилогии Всеволода Соловьева
■ О . Н . Ша д р и н а. Образ-символ сада в романе И.-В. Гете «Избирательное сродство»
■ Е . А . У м н и к о в а. Своеобразие духовного очерка С. А. Нилуса«Эпизод из жизни старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха отца Амвросия» (1901)
Х р и с т и а н с к а я м ы с л ь Человек в зеркале психологии и искусства
■ С . А . Ч е р н я е в а , Е . А . Х а р ь к о в с к а я. Свобода и ее субъективное переживание в нравственном развитии личности
■ Е . Б . Фа н т а л о в а. Духовно-нравственное начало в человеке и свободный выбор ценностей как методический прием его актуализации
■ Г. И . О н ище н к о. Христианские ценности и современная отечественная немедицинская психотерапия
■ М. А . Жу к о в а. Поздняя афонская икона. Опыт личной встречи
■ А . В . Б е л о н о г о в а. Христианская составляющая творчества режиссера-мультипликатора Александра Федулова (1947–1996)
■ Р. А . Фе д о т о в а. О психологии восприятия иконы
П р о б л е м ы   к у л ь т у р о л о г и и    и   р е л и г и о в е д е н и я
■ Т. Ф. Фа д е е в а. Принципы приобретения знаний на удаленном расстоянии в древней традиции: взаимосвязь сидов (курганов), погребальных комплексов и пещер
■ Е . К . Фо к е е в а. Исторические изыскания М. П. Погодина
■ С . А . Юр и к о в а. Современная социокультурная ситуация и необходимость одухотворенного образования
■ Н . С . Те р л е ц к и й. Представления о божественной благодати в исламе
■ Л . В . Р я б о в а. Мистико-эзотерические аспекты учения К. Г. Юнга
■ А . Ю. К ашн и к о в. Тип религиозной организации омских мормонов
■ Н . В . К а р п е е в а. Проблема сознания в культурологической эссеистике Андрея Белого
■ Л . С . Гу м е н ю к. Назад к «готике»: история обращения к средневековой архитектуре в России и Европе
■ С . А . Ч е п а й к и н. Валькирический миф в женских образах «Старшей Эдды»
■ Т. В . П о л е ж а е в а. Трансформация иудео-христианской полемики в СССР после Второй мировой войны на примере трудов о. А. Меня и А. И. Солженицына
■ А . В . С т о л я р о в. Категория «времени» в каноническом тексте «Лунь юй»
■ Б . К . Д в и н я н и н о в. Божественная триада в герметизме «Бог, Мир, Человек» 
■ Д . Г. С и г а л. Сведения о квенах в средневековых источниках 
■ А . Г. З о р и н а. Японские сады
■ Е . С . Шу в а л о в а. Семантика традиционного индийского орнамента на примере узора «бути»
■ Д . В . В о л г и н а. Семиотика власти в Японии
Ф и л о с о ф с к и е  и с с л е д о в а н и я :  в  и с т о р и ч е с к о м  и  п р о б л е м н о м   к о н т е к с т а х
■ М. В . Б ы с т р о в. Прорыв к духовному через основания математики
■ Р. В . С а в и н о в. Анализ некоторых концепций институциализации постсредневековой схоластики
■ О . В . П а в е н к о в. Идеал-реалистическое учение Н. О. Лосского: гносеологические, онтологические и антропологические аспекты
■ Ю. В . Фи л и п п о в а. Состояния сознания
■ О . А . К о п ы л о в а. Понятие «неразличия» в философии Н. Кузанского и И. Экхарта
■ Н . А . К о з л о в. О творении и творчестве по С. Л. Франку
■ А . А . К о з л о в. Несколько слов о философии и науке Нового времени

Acta eruditorum — Выпуск 9

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2011. Вып. 9.
СПб.: Изд-во Русск. христианск. гуманитарн. академии, 2011.
 

Acta eruditorum — Выпуск 9 — Содержание

 
Христианская мисль: богословские. антропологические, культурологические и психологические аспекту
■ Б. Г. Дверницкий. Личность, культура, психология в свете религиозной антропологии
■ Л.Ф. Шеховцова. Личность как самосознание
■ И.В.Астзр. Инновационньїе возможности русской православной церкви в решении проблеми социального одиночества
■ А.Г. Волкова. Слово, диалог, язиковая личность в христианской культуре
■ В. Г. Галушко. Триадология и диада в философии и богословии
■ Е. Б. Фанталова. Творчество иеромонаха Романа как возможний источник духовно ориентированной психотерапи и(личностньій опьіт автора)
■ В.И.Черняев. Творчествоитворческийпроцессглазамихудожника
■ А.В. Белоногова. Особенности христианского кинематографа
■ В. Ю. Евдокимов. Социальное служение Русской Православной Церкви конца XX — начала XXI вв.
■ А.В. Щербаков. Зарождение идеологии иосифлянства: преподобний Пафнутий Боровский
■ В.В. Перетятько. Сопоставление идей о психическом устройстве человека в психоанализе и христианстве
■ М.А. Санников. Квопросуоформированиидуховно-нравственнойличностивсемье
Философские исследования: в историческом и проблемном контекстах
■ Д. В. Шмонин. АгдитепШт Апзеїті и формирование схоластического метода познания.
■ М. Ю. Хромцова. Пространство диалога и его интерпретации в приложении к сфере межрелигиозного общения.
■ Д. С. Бирюков. Учение Иоанна Филопонаодвижении вУІ-й книге трактата «Против Аристотеля о вечности мира».
■ Р. Н.Демин. Бернардино Вариско — один из забитих авторов «Логоса»
■ Р. В. Савинов. Постсредневековаясхоластикаисистемнаятеория
■ И. В. Ларионова. ПроблемазлаитеодицеиуНиколаяБердяева 
■ В.Н.Рьібант. Рационалистическая трактовка теории естественного права в учений Гуго Гроция
■ А.В. Захваткин. Феномен коммуникации в концепциях зкзистенциальньїх философов
■ О. В. Павенков. Любовь — зто жизнь. Русская религиозная философия альтруистической любви (И. Ильин, Л. Карсавин, С. Л. Франк)
■ А. В. Заньковский. Социальная онтология Зрнста Юнгера и Жан-Поля Сартра
Проблеми культурологии и религиоведения
■ Т. Ф. Фадеева. Вершители судеб и их жертви в «Охоте на ведьм». Суди
■ Фрагмент научного перевода «Хроник» Жана Фруассара: РассказобитвеприОрз(1364)
■ П.И.Кучер. О спорности прогресса
■ И.В.Рьібант. Пробуждение женского самосознания и перспективи его развития в западной культуресХІУдоХУІІІ вв
■ О. С. Корф. Типология религиознихобьединений нетрадиционнихрелигий в России
■ Е.А. Васильєв. Трансформация понятия «религия» в контексте мирового сообщества
■ Б. К. Двинянинов. КонцепцияУмавгерметизме
■ О. В. Кутарев. Двойственность и сотериология традиционного даосизма

Acta eruditorum — Выпуск 11

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2012. Вып. 11.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2012.
 

Acta eruditorum — Выпуск 11 — Содержание

 
Христианская мысль. Богословские, антропологические, культурологические и социально-психологические аспекты
■ Иеромонах Кирилл (Зинковский) Представления о материи и теле человека... в посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского
■ Н. А. Малкова. Святая Клара Ассизская (1193(?)1194–1253) и преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173(?)1175): опыт сравнения аскетических идеалов
■ Д. С. Бирюков. Учение о материи у Василия Кесарийского и Григория Нисского и его истоки в античной мысли
■ Е. П. Невельская-Гордеева Психология самоопределения личности. .. в контексте трехкомпонентной структуры человека.
■ Г. Ю. Каптен Падение Константинополя в 1453 году как пример Священной войны.
■ А. М. Семанов Христианская антропология и сотериология. сквозь призму личностного возрождения в богословии Джона Гилла.
■ Е. Ю. Иванова Христианский взгляд на частную собственность
Философские исследования: в историческом и проблемном контекстах
■ Д. В. Дмитриев Религиозный мир В. Г. Белинского
■ А. В. Захваткин Религиозно-философские истоки диалогической концепции... Мартина Бубера.
■ Б. К. Двинянинов Танаталогия А. Т. Болотова (на основе анализа книги «О душах умерших людей»).
Проблемы культурологии и религиоведения
■ Р. А. Федотова Икона в литургическом пространстве: теургический аспект.
■ В. А. Егоров «Гражданская религия в Америке» Роберта Беллы.
■ И. В. Ларионова Проблема зла и страдания в творчестве Леонида Андреева.
■ А. В. Столяров Девять канонов управления Поднебесной, государством, семьей (по тексту «Чжун Юн» (中庸))
Критика и библиография
■ О. А. Штайн Маска как форма идентичности

Acta eruditorum — Выпуск 12

 
В выпуске №12 «Acta eruditorum» публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на ежегодной Сретенской научно-практической конференции «Психея и Пневма» (24–25 февраля 2012 г., 21–22 февраля 2013 г.), на 15-й ежегодной конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир» (20–21 декабря 2012 г.), а также материалы исследований культурологической, богословской и философско-религиоведческой тематики в рамках научно-исследовательских программ, выполняемых в Русской христианской гуманитарной академии. В разделе «Научная жизнь РХГА» приведен отчет о прошедшей в Русской христианской гуманитарной академии открытой лекции профессора Оксфордского университета, директора «Центра изучения роли религии в общественной жизни» Роджера Тригга.
 
Acta eruditorum.. Научные доклады и сообщения. 2013. Вып. 12.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013.
 

Acta eruditorum — Выпуск 12 — Содержание

 
Х р и с т и а н с к а я м ы с л ь : б о г о с л о в с к и е , а н т р о п о л о г и ч е с к и е , к у л ьт у р о л о г и ч е с к и е и с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к и е а с п е к т ы
А . М . П р и л у ц к и й. Символизм имени в пространстве религиозного семиозиса
И е р о м о н а х М е ф о д и й ( З и н к о в с к и й ). О родственности понятий. человеческой личности и культур
В . Г. Га л у ш к о. Духовно-душевное измерение человека и его веры
В . С . Н о р к и н. Переписка свт. Геннадия Схолария и митр. Виссариона Никейского в историческом и хронологическом аспекте
А . В . Б у д а н о в а. Уникальный пример служения Богу, миру и человеку епископа Макария (Опоцкого) в России 20–30-х годов
А . В . Б у д а н ц о в. «Второе крещение» как один из аспектов понимания монашеского пострига 
П р о б л е м ы р е л и г и о в е д е н и я
С . Б . В е с е л о в а. Строй символов гражданской религии Америки (читая Роберта Белла (х) через «Мифологии» Ролана Барта)
С . А . М а т в е е в. Гносеология санкхьи: источники достоверного знания
З . Г. М у р а в ь е в а. Культ Геракла в Херсонесе Таврическом
В . А . Ку р и л о в. Свобода совести в СССР: история становления правового института
Н а у ч н а я  ж и з н ь Р Х ГА
Д . В . Д м и т р и е в. Укол зонтиком

Acta eruditorum — Выпуск 13

 
Выход данного сборника приурочен к 20‑летию образовательной программы «Религиоведение» в РХГА и включает подборку статей, поднимающих вопросы актуальных задач современного религиоведения, взаимосвязи науки и религии, религии и образования, межкультурной и межрелигиозной коммуникации, авторы статей также рассматривают проблемы роли и места религии в современном обществе. В выпуске №13 «Acta eruditorum» публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на ежегодной Сретенской научно-практической конференции «Психея и Пневма» (24–25 февраля 2012 г., 21–22 февраля 2013 г.), на XV-й ежегодной конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир» (20–21 декабря 2012 г.), а также другие материалы и исследования богословской и философско-религиоведческой тематики. В разделе «Научная жизнь» приведены материалы и отчеты о прошедших 28–31 мая 2013 г. в Русской христианской гуманитарной академии XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтениях, а в разделе «Критика и библиография» читатель может познакомиться с наиболее интересными новинками издательства академии.
 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2013. Вып. 13.
СПб.: Изд‑во Русской христианской гуманитарной академии, 2013.
 

Acta eruditorum — Выпуск 13 — Содержание

 
П р о б л е м ы р е л и г и о в е д е н и я , б о г о с л о в и я и ф и л о с о ф и и ( к 2 0 ‑ л е т и ю о б р а з о в а т е л ь н о й п р о г р а м м ы « Р е л и г и о в е д е н и е » в Р Х ГА )
■ Р. В . С в е т л о в. Нужно ли современной России религиоведение?
■ A . Д е з и. Избыток бытия в онтологии Шеллинга
■ А . А р к о. Возникновение метафоры «внутренний человек» и ее восприятие в античности
■ М . Ю . Х р о м ц о в а. Жак Дюпюи о перспективе диалогической открытости христианства
■ О . В . К у т а р е в. Древнеславянские загробные представления и концепция множественности душ
■ М . Н . О р л о в а. О связи между онирической традицией и представлениями об инкубате
■ Ю . В . Б е л о у с о в а. Некоторые аспекты образа протестанта в российской медиасреде
■ И е р о м о н а х И л а р и о н ( Р е з н и ч е н к о ). Естественная теология Думитру Станилоа
■ С . А . Ч е р к а с о в. Особенности характера древнерусского богословия (на примере анализа восприятия догмата Боговоплощения в некоторых памятниках церковной письменности Древней Руси)
■ Д . В . Х м ы р о в. Советская религиозная политика в отношении. русской церковной эмиграции (в отечественной и зарубежной историографии)
■ Л . М . Е ф и м о в а. Феномен аэдов и мнемонов в Древней Греции
■ О . В . А ф а н а с ь е в а. Проблемы церковной рецепции на примере литургических реформ в Русской Православной Церкви в XVII в.
П р о б л е м ы к у л ь т у р о л о г и и и и с т о р и и
■ О . В . С у б б о т и н а. Иконография «Страшного суда»
■ С . Б . В е с е л о в а. Город как образ сознания и образы города в сознании
■ А . В . Б е л о н о г о в а. Из опыта чешского кинематографа: К. Я. Эрбен.. Христианские корни сказки «Златовласка»
■ А . Б . С и д я к и н а. Война за польское наследство и курляндский трон для Э. И. Бирона: история одного сговора
П р о б л е м ы   ф и л о с о ф с к о г о   о б р а з о в а н и я
■ И . С . П у ч к о в а. Высшее философское образование дистанционно.: проблемы и перспективы
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я
■ О . А . Ш т а й н. Медиальный приступ реальности на книжных полках
Научная  жизнь РХГА
■ О . А . Ш т а й н. Религиозные традиции в современной науке и культуре
■ В . А . Е г о р о в. XIII Свято-Троицкие ежегодные академические чтения

Acta eruditorum — Выпуск 14

 
В выпуске №14 «Acta eruditorum» публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на ежегодной Сретенской научно-практической конференции «Психея и Пневма» (21-22 февраля 2013 г., 20-21 февраля 2014 г.), на 16-й ежегодной конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир» ( 20-21 декабря 2013 г.), международной научно-практической конференции «Польша и Россия — диалог культур и вероисповеданий», прошедшей в польском городе Соколовско (25-26 июля 2013 г.), а также материалы исследований культурологической, богословской и философско-религиоведческой тематики в рамках научно-исследовательских программ, выполняемых в Русской христианской гуманитарной академии, а в разделе «Критика и библиография» читатель может познакомиться с наиболее интересными новинками.
 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 14.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
 

Acta eruditorum — Выпуск 14 — Содержание

 
Статьи для «Современной мультимедийной энциклопедии философских, культурологических и религиоведческих знаний» О проекте Проект поддержан Российским гуманитарным научным фондом (№12-03-12015) 
■ Д. К. Бурлака. Систематизация философского и религиоведческого знания: традиции, современные возможности, перспективы
■ С. В. Никоненко. Аналитическая философия
■ Д. С. Бирюков.Григорий Палама —выдающийся православный богослов
Философские исследования
■ А. А. Ермичев. О времени начала русского духовного ренессанса и его социокультурном статусе
■ С. Н. Василькова. К анализу принципов саморазвития абсолютной идеи в учении Гегеля
■ Ф. И. Бисев. Метафизическое единство мистического учения Я. Беме и философии М. Хайдеггера
Христианская мысль: богословские, антропологические, культурологические и социально-психологические аспекты 
■ Н. Н. Лепехин. Системный подход в православном семейном консультировании
■ М. Ю. Хромцова. Тринитарные обоснования плюралистической теологии религии Р. Паниккара
■ Е. П. Невельская-Гордеева. Психологические аспекты изменения мировоззрения
■ Н. З. Гаевская. Память смертная как аспект в психологии подвижничества
Материалы международной научно-практической конференции «Россия и Польша». Диалог культур и вероисповеданий

Acta eruditorum — Выпуск 15

 
В выпуске № 15 «Acta eruditorum» публикуются статьи по материалам докладов, прозвучавших на ежегодной Сретенской научно-практической конференции «Психея и Пневма» в период с 2011 по 2014 г., на ежегодной конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир», прошедшей в декабре 2013 года, а также материалы исследований культурологической, философско-религиоведческой тематики в рамках научно-исследовательских программ, выполняемых в Русской христианской гуманитарной академии. Открывает номер публикация первой части доклада известного современного исследователя религии, профессора Оксфордского университета Роджера Тригга, который был прочитан на открытой лекции в Русской христианской гуманитарной академии 5 октября 2013 года. В заключительном разделе номера «Критика и библиография» читатель может познакомиться с рецензией на недавно вышедшую книгу современного католического мыслителя Андреа Риккарди «Жить вместе в ХХI веке».
 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 15.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
 

Acta eruditorum — Выпуск 15 — Содержание

 
Наши гости
■ Р о д ж е р Тр и г г. Демократия и религия
Статьи для «Современной мультимедийной энциклопедии философских, культурологических и религиоведческих знаний»
■ М. Ю. С м и р н о в. Протестантизм
■ П. А . С а п р о н о в. Ге Николай Николаевич
А к т у а л ь н ы е   п р о б л е м ы   п с и х о л о г и и и  п е д а г о г и к и
■ О . Н . Ш и л о в а, Г. В. В д о в и н а, Д. В. Шмонин. Позднеантичная ученость и принципы образования в перспективе смены парадигм
■ А. В. П у х а е в. Теория виртуальности Ч. С. Пирса. как альтернатива физикализму и дуализму тела и разума в психофизической проблеме современной философии сознания
■ П . И . С м и р н о в. Эволюция основных социальных типов личности
■ С . А . Ч е р н я е в а. Применение современного фольклора в практике. психологической помощи
■ С . П . Ш к л я р у к, М. В. М а н с у р о в а. Психологические ресурсы религиозного мышления
■ В . Н . К р а с н о в с к и й. Социальные сети и их влияние на массовое сознание
■ А . М . И с а ч е н к о. «Выбор субъекта, или По ту сторону слов»
■ С . Н . М и т ю г о в а. Творчество жизни пожилого человека 
■ Н . В . М а т в е е в а. Влияние взаимоотношений в семье на формирование. духовно-нравственных принципов подростка
■ И е р о м о н а х Д и о н и с и й (Мозокин). К вопросу о диалоге христианства и психоанализа
■ М . В . А р х и п о в а. Метод наблюдения: проблема наблюдателя
■ Г. Ю . Тр о и ц к а я. Роль музыкального образования. в формировании духовно-нравственных ценностей подростков
Ф и л о с о ф с к и е , р е л и г и о в е д ч е с к и е и к у л ьт у р о л о г и ч е с к и е и с с л е д о в а н и я
■ Ф . В . Ф у р т а й. Кинематограф Джованни Боккаччо
■ Р. В . С а в и н о в. Царство Божие как проблема европейской метафизики XVI–XVIII вв
■ Т. Ф . Ф а д е е в а. Современное отношение к некоторым оккультным теориям: использование (применение) в современной жизни. К вопросу о физиогномике (френологии) и метопоскопии (метопомантии)
■ А . И . П р о х о р о в. Проблема определения предмета философии истории. в рамках методологической модели «философия — наука — ремесло»
■ А . В . З а н ь к о в с к и й. Внезапность, трагическое и теургия хаоса
■ А . В . Щ е р б а ц к и й. Мифологические и античные представления. о «вечном возвращении» и апокатастасисе
■ А . С . К о с к о в а. Итальянские мотивы и образы в русской поэзии Серебряного века: образ Данте Алигьери
■ Л . В . Ч е р н я к о в. Основные дискуссии о литературной норме итальянского языка
■ С . В . Ку д р я ш о в. Характер идентичности современной контркультуры
К р и т и к а и б и б л и о г р а ф и я
■ О . А . Ш т а й н. Монолог о межконфессиональном диалоге

Acta eruditorum — Выпуск 16

 
Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. 2014. Вып. 16.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
 

Acta eruditorum — Выпуск 16 — Содержание

 
■ Роджер Тригг. Демократия и религия (Окончание. Доклад, прочитанный в РХГА 5 октября 2013. Начало доклада в предыдущем номере).
Христианская мысль: богословские, философские, искусствоведческие аспекты
■ Е. В. Ченикалова. К истории созданиия монастырей афонской традиции... на Кавказе
■ Священник Константин Костромин. «Диссиденты» и юродивые — антиподы духовной жизни эпохи Смутного времени (сопоставление художественных образов и исторических персонажей).
■ Д. А. Клеопов. Феномен юродства с темпоральной точки зрения.
■ Р. А. Федотова. Произведения иконописного искусства в контексте... представлений о Боге Освятителе: к постановке вопроса.
■ А. С. Ефимов. Гимн святому Мариану как агиографический документ.
■ Н. З. Гаевская. Эсхатологическая топика «imitatio salas».
Востоковедческие исследования
■ В. Ю. Климов. Соундзи-доно (1432–1519), основатель рода Гоходзё..., и его потомки (история Японии в лицах, XV–XVI вв.).
■ А. Д. Бертова. Японское христианское движение «Церковь Сердца Христа»...: характерные черты и особенности.
■ К. Г. Маранджян. История одного ксилографа из собрания ИВР РАН (двуязычное «Евангелие от Луки»)
■ М. С. Болошина. Японские журналы «Мадо» и «Муза» как продолжение культурной миссии свт. Николая Японского.
Материалы всероссийской конференции «Сергей Эйзенштейн: динамика восприятия — 1990–2000‑е гг.»

Acta eruditorum — Выпуск 17

 
Acta eruditorum. 2014. Вып. 17.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
 

Acta eruditorum — Выпуск 17 — Содержание

 
Д ж . Б о к к а ч ч о в русской словесности и культуре
■ Г. В. С т а д н и к о в «Декамерон» Боккаччо и «Приятные ночи» Страпаролы. К традиции итальянской новеллистики: от новеллы — к новелле-сказке 
■ И. Ю. Шауб. Античные источники Боккаччо
■ М. С. Самарина. «Декамерон» Боккаччо: пир во время чумы
■ Е. А. З о л о т а й к и н а , К . С . Л а н д а. Исторические персонажи у Боккаччо.: между реальностью и литературной легендой
■ В. В. А н д е р с е н. Французские отзвуки «Декамерона»
Культурологические, философские и религиоведческие исследования
■ Н. А. Х р е н о в. Мировые войны XX века взглядом из XIX века: ментальный аспект
■ С. В. К а р д и н с к а я. Смысл творчества в русской женской поэзии XX–XXI веков
■ С . П . Маляров. Интеллектуальные истоки христианского образования...: о передаче лучшего в мире 
Фрагмент из Книги второй «Хроник» Жана Фруассара. Рассказ о военной кампании Людовика Анжуйского в землях Аквитании (лето—осень 1377 года)
■ К. М. То в б и н. Сахалинская духовность: традиционалистский очерк
■ В. В. К а т ь к о в а. Художественные образы старообрядцев в произведении Ф. М. Достоевского «Записки из Мертвого дома»
■ И. А. Шадрихина. Поэзия Егора Летова. Футуризм и архаика
■ М. В. К о л м а к о в а. «Секта» в исследованиях советских ученых 60–80 годов ХХ века
■ В. А. Ку р и л о в. Христианский социализм в России.: история и перспективы развития

Acta eruditorum — Выпуск 18

 
Acta eruditorum. 2015. Вып. 18.
СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2015.
 
Acta eruditorum — Выпуск 18 — Содержание
 
Философские и культурологические исследования
■ М. Ю. Л ю б и м о в а. Е. И. Замятин: pro et contra. Итоги и перспективы научно-издательского проекта 
■ Е. В. Ку з ь м и н. Дискуссия Владимира Cергеевича Соловьева и Валерия Яковлевича Брюсова о «вечной женственности» (или «вечно женственном») 
■ А. В. П у х а е в. Однозначность предикации о Боге: вклад аналитической философии в проблему смысла языка религии
■ В. Н. Ш а ц е в. Максим Ковалевский в зеркале известного чеховского рассказа
■ Р. В. С а в и н о в. Поздний аверроизм: институциональный базис философского дискурса
■ А. С. К о с к о в а. Свой среди чужих, чужой среди своих: задачи и общеметодологические. проблемы имагологии на современном этапе
■ А. И. П р о х о р о в. Топология сознания как метод герменевтики феноменологического текста
■ А. А. М у х а м е т о в а. Катон Младший в античной и раннехристианской литературе
■ В. Ф. У ш а к о в. «1984»: диагностика интеллектуального садизма вместо предупреждения
■ А. В. П а р т о л и н а. Макбет как антигерой. Трагедия В. Шекспира «Макбет»
Христианская мысль: философские, богословские, антропологические, культурологические и социально - психологические аспекты 
■ О. В. П а в е н к о в, М. В. Р у б ц о в а, В. Г. П а в е н к о в Триадология любви П. А. Флоренского и C. Н. Булгакова
■ М. Ю. Х р о м ц о в а. Тринитарный подход в современном православном богословии 
■ С. Ю. В о р о б ь е в а. Функции христианских сюжетов и образов в повести Е. И. Замятина «Алатырь»
■ С. Н. Б е л ь к о в. Православный подход к проблеме аддикции. Практический опыт реабилитации наркозависимых в центре Саперное
■ Д. В. М а к е е в а. Деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по установлению диалога РПЦ МП с инославными церквами
■ О. И. П о д к о л з и н а. Миссионерская проповедь В. Ф. Марцинковского детям и молодежи в начале XX века
А к т у а л ь н ы е п р о б л е м ы п с и х о л о г и и и п е д а г о г и к и
■ И. А. В а х р у ш е в а. Картина болезни и личностные особенности пациентов с сахарным диабетом второго типа
■ И. В. Тр о и ц к а я. Особенности условий и объекта деятельности работников социального приюта для детей
■ Ю. Е. К о н д р а т о в а, М. В. А р х и п о в а. Исследование социальных представлений молодежи об очереди
■ М. А. М а л а ф е е в а. Гражданская идентичность и этнорелигиозные различия школьников Москвы и Петербурга: сравнительно-сопоставительный анализ
■ В. О. К о в а л е н к о. Формирование картины мира, ее элементы и роль в отношениях человека 
Критика и библиография
■ А. М. П р и л у ц к и й.Диссертация Матушанской Юлии Григорьевны «Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы Западной цивилизации (социально-философский анализ)» с точки зрения официального оппонента

Acta eruditorum — Выпуск 13 — Естественная теология Думитру Станилоае

 
Естественная теология как особый способ мышления о человеке и космосе занимает особое место в богословском творчестве Думитру Станилоае (1903–1993), священника, ярчайшего представителя румынской церковной науки XX века. Естественная теология, являясь попыткой рационального осмысления присутствия Божественного в природе, опирается на концепт естественного откровения, то есть некоей природной данности, которая может быть осмысленна в связи с бытием Бога. Естественная теология о. Думитру, основанная на трудах прп. Максима Исповедника, Псевдо-Дионисия Ареопагита и свт. Григория Паламы, может быть даже выделена в отдельный предмет исследования.
 
Для Д. Станилоае говорить о естественном откровении как самобытном феномене крайне недопустимо. Естественное откровение должно восприниматься только в контексте сверхъестественного. Это его главная и принципиальная мысль. «Православная Церковь не делает разделения между естественным и сверхъестественным откровением. Естественное откровение познается и полностью воспринимается в свете сверхъестественного, и естественное откровение дается и поддерживается постоянным действием Бога в  ироде». Это самые первые строки его главного труда — «Православного догматического богословия», которые определяют тональность размышлений об обнаружении Бога в природе.
 
Необходимо сказать, что очевидная взаимная необходимость категорий естественного и сверхъестественного откровения обнаруживается в интерпретации иных доктринальных вопросов. Ч. Миллер приводит соответствующий тому пример, отмечая, что смерть является тем рубежом, который заметно ослабляет силу естественного откровения как реальности, несущей Божественное свидетельство. По этой при-
чине сверхъестественное откровение необходимым образом несет в себе идею воскресения2, что не просто восполняет естественную ситуацию, но как бы выправляет ее, корректирует в восприятии смерти как события естественного, но не фатального.
 
«Догматика» Д. Станилоае с первых страниц говорит нам о важнейшей роли человеческого опыта, который хотя и находится в контексте космоса, но способен объять его своим осмыслением. Такого рода «естественный» опыт становится не просто предпосылкой, но частью человеческого опыта Бога3, то есть «сверхъестественного». Будучи существом не только духовным, но и телесным, человек не мыслит самого себя и окружающую его реальность (в том числе рансцендентную) вне восприятия категорий внешней действительности.  
 
Поэтому анализ окружающего мира может стать причиной возникновения экзистенциальных вопросов, которые способствуют родвижению в понимании мира и человека в качестве замысла Личностного Существа. В современной науке, говоря упрощенно, идея замысла мира, а также появление таких условий внутри космоса, которые бы позволили появиться в нем разуму, способному к осмыслению этой действительности, называется антропным принципом. Отечественный исследователь Е. И. Хлебосолов отмечает: «В содержании антропного принципа присутствуют не только обобщенно научные, концептуальные моменты. В нем заключается и некоторая  етафизическая позиция, которая предполагает определенный взгляд на Вселенную.
 
Поскольку направленность развития есть данность, изначально присущая материи, то появление в ходе этого процесса разума должно иметь какой‑то смысл, предназначение. В своей объективной основе антропный принцип ведет к сближению научных и религиозных взглядов о возникновении и развитии мира. Он вводит в науку замысел и цель, а тем самым и Творца»5. Данная ремарка является необходимой в том смысле, что естественная теология Д. Станилоае могла бы стать сегодня значимым дополнением в философско-богословской рефлексии на научную картину мира, что является актуальным направлением современных богословских исследований.
 

Acta eruditorum — Выпуск 17 — Сахалинская духовность: традиционалистский очерк

 
Религиозный компонент сахалинской ментальности является совершенно неразработанной темой. Как правило, исследования сегодняшней религиозной ситуации в Сахалинской области не выходят дальше статистических подсчетов и ангажированных, идеологических антисектантских программ и памфлетов2. Тем не менее небывалый всплеск религиозности в 1990‑х и переход сахалинских религиозных общин на местный культурообразующий уровень остались темными пятнами в гуманитарной сфере областных исследований. Влияние религиозного фактора на менталитет и мировоззрение не оспаривалось и не оспаривается даже убежденными атеистами и агностиками, и изучение его особо важно в нашем геополитически неуравновешенном регионе. Именновременщический характер сахалинской ментальности является центральной причиной грандиозных демографических подвижек в области с 1990 г. Цельное региональное самосознание, укорененное в традиционных ценностях, является, напротив, причиной стабильности и неподвижности ментальности, ее неподверженности сиюминутным влияниям, в основе которых — виртуальное формирование искусственных материальных потребностей.
 
Отталкивая от методологии Традиционалистской школы3, все имеющиеся в области конфессии можно разделить на три разряда: (1) традиционные, (2) стремящиеся к традиционности и (3) новаторские. Оговоримся: мы отталкиваемся от философии традиционализма, а не от буквы современных правовых актов; с этой точки зрения традиционные конфессии своим мировоззренческим стержнем имеют Традицию — устоявшуюся цепь смыслопередач, действующую в аспекте вертикальном (ритуал, преемственности поколений, наличие жреческой касты) и горизонтальном (общинность, гендерное неравенство, иерархичность семьи и рода, кастово структурированное общество). В таком обществе Традиция — не система убеждений или стиль мироощущения, но цельное умонастроение, тяготеющее к переустройству материального бытия под соответствие Высшим принципам, пропитывающим бытие. При таком настрое быт, поведение, распределение семейных, половых и возрастных мест в обществе не нацелены на приоритетное удовлетворение материальных потребностей, тем паче потребностей, искусственно сфабрикованных информационными инструментами. В сознании такого типа появляются фундаментальные основания, не поддающиеся цивилизационной, политэкономической и даже информационной ломке; обобщенно эти нерушимые онтологические и феноменологические параметры можно обобщить как «Дух» (система духовных и религиозных способов самообнаружения индивида), «Кровь» (ощущение продолжающейся связи с мифологическими и реальными прародителями и следами их активности) и «Почва» (трансцендентная привязка к территории обитания, получение от нее жизнеутверждающей и социально-конструктивной энергии).
 
Напротив, модернистское сознание лишено вышеименованных принципов. Модерн являлся целенаправленной и планомерной борьбой с Традицией и поэтому его основаниями стали мировоззренческие перевертыши, обратно пропорциональные принципам Традиции: антропоцентризм (вместо теоцетризма), эволюционизм (вместо перманентизма или креационизма), профанный сциентизм (вместо жреческой «священной науки»), прогрессизм (вместо циклизма или регрессизма), жажда нового (вместо тяги к укорененности и неподвижности), потребительское отношение к среде обитания (вместо трепета перед освященным присутствием Сакрального порядком вещей), индивидуализм (вместо общинность как коллективного появления Священного). Неверно думать, что эти принципы являются продуктом атеизма или «научности» — они лежат в протестантски понимаемой «религии» — системе принципов и норм, исходящих из индивидуального осознания возможностей общения с Богом, отстраненным от мира. По этой причине современные постпротестантские религиозные организации можно считать такими же рычагами уничтожения Традиции, как и массмедиа, капитализм и идеологию «Просвещения».
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 7.3 (3 votes)
Аватар пользователя andrua