Аристотель - Категории - Об истолковании - Природа политики - О душе

Аристотель - Категории; Об истолковании
Из того, что говорится, одно говорится в связи, другое — без связи. Одно в связи, например: «человек бежит», «человек побеждает»; другое без связи, например: «человек», «бык», «бежит», «побеждает».
 
Из существующего одно говорится о каком-нибудь подлежащем, но не находится ни в каком подлежащем, например «человек»; о подлежащем — отдельном человеке — говорится как о человеке, но человек не находится ни в каком подлежащем; другое находится в подлежащем, но не говорится о каком-то подлежащем (я называю находящимся в подлежащем то, что, не будучи частью, не может существовать отдельно от того, в чем оно находится); например, определенное умение читать и писать находится в подлежащем — в душе, но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном умении читать и писать. И определенное белое находится в подлежащем — в теле (ибо всякий цвет — в теле), но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном белом. А иное и говорится о подлежащем, и находится в подлежащем, как, например, знание находится в подлежащем — в душе, и о подлежащем — умении читать и писать — говорится как о знании. Наконец, иное не находится в подлежащем и не говорится о каком-либо подлежащем, например отдельный человек и отдельная лошадь. Ни то ни другое не находится в подлежащем и не говорится о подлежащем. И вообще, все единичное и все, что одно по числу, не говорится ни о каком подлежащем, однако ничто не мешает чему-то такому находиться в подлежащем. В самом деле, определенное умение читать и писать принадлежит к тому, что находится в подлежащем, но ни о каком подлежащем не говорится как об определенном умении читать и писать.
 

Аристотель - Категории; Об истолковании

Перевод с древнегреческого А. Кубицкого, Э. Радлова. — Москва: Издательство АСТ, 2023. — 160 с. — (Эксклюзивная классика).
ISBN 978-5-17-154713-4
 

Аристотель - Категории; Об истолковании - Содержание

КАТЕГОРИИ (перевод А. В. Кубицкого)
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ [Одноименное, соименное, отыменное]
  • ГЛАВА ВТОРАЯ [Сказываемое о предмете и находящееся в предмете]
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ [Род как сказуемое. Видовые отличия]
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]
  • ГЛАВА ПЯТАЯ [Сущность]
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ [Количество]
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Соотнесенное]
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ [Качество]
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ [Остальные шесть категорий]
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ [Четыре вида противолежания]
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Противоположности]
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ [Предшествующее и последующее]
  • ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Данное вместе]
  • ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Шесть видов движения]
  • ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ [Обладание]
ВВЕДЕНИЕ К «КАТЕГОРИЯМ» АРИСТОТЕЛЯ. ПОРФИРИЙ (перевод А. В. Кубицкого)
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. О роде
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. О виде
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О собственном признаке
  • ГЛАВА ПЯТАЯ. О привходящем признаке
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ. О том, что есть общего у пяти терминов
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ. О том, что есть общего у рода и различающего признака - О различии между родом и различающим признаком
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ. О том, что есть общего у рода и вида - О различии между родом и видом
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. О том, что есть общего у рода и собственного призрака - О различии между родом и собственным признаком
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. О том, что есть общего у рода и привходящего признака - О различии между родом и привходящим признаком
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у различающего признака и у вида - О различии между видом и различающим признаком
  • ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у различающего признака и у собственного признака - О различии между собственным и различающим признаком
  • ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у различающего признака и у привходящего признака - О своеобразных чертах у различающего признака и признака привходящего
  • ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у вида и у собственного признака - О различии между видом и собственным признаком
  • ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у вида и у привходящего признака - О различии между ними
  • ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. О том, что есть общего у собственного признака и у неотделимого привходящего признака - О различии этих же признаков
ОБ ИСТОЛКОВАНИИ (перевод Э. Л. Радлова)
  • ГЛАВА ПЕРВАЯ [Язык и письмена. Истинная и ложная речь]
  • ГЛАВА ВТОРАЯ [Имя]
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ [Глагол]
  • ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Высказывающая речь]
  • ГЛАВА ПЯТАЯ [Утверждение и отрицание. Простое и сложное предложение]
  • ГЛАВА ШЕСТАЯ [Утверждение, отрицание, противоречие]
  • ГЛАВА СЕДЬМАЯ [Противоположные и противоречащие предложения]
  • ГЛАВА ВОСЬМАЯ [Единство высказывания]
  • ГЛАВА ДЕВЯТАЯ [Высказывания о будущем]
  • ГЛАВА ДЕСЯТАЯ [Составные части предложения]
  • ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ [Соединение и разъединение сказуемых]
  • ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ [Возможное, могущее быть, необходимое]
  • ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ [Отношение между утвердительными и отрицательными высказываниями о возможном, могущем быть и необходимом]
  • ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ [Противоположные друг другу высказывания]

Аристотель: идеи и интерпретацииАристотель: идеи и интерпретации

Под общей редакцией М.С. Петровой
М.: Аквилон, 2017. 580 с.
Гуманитарные науки в исследованиях и переводах [Т. VIII]; изд. с 2010 г.
Отв. ред. серии — М.С. Петрова
ISBN 978-5-906578-31-0
 

Аристотель: идеи и интерпретации - Оглавление

Вместо Предисловия - Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности (М.С. Петрова)
ТЕКСТЫ АРИСТОТЕЛЯ И ЕГО БЛИЖАЙШИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ
  • Е. В. Афонасин «Следы» прошлого... Аристотель — историк философии
  • Аристотель [Избранные фрагменты и свидетельства об утраченных сочинениях]
  • Протрептик [32]. О философии [33]. О пифагорейцах [40]. О философии Архита [47]. О Демокрите [47]. О поэтах [48]. (Перевод с древнегреческого языка и примечания Е.В. Афонасина)
  • Е. В. Афонасин Два трактата Аристотеля о движении животных (De motu animalium и De incessu animalium)
  • Аристотель О движении животных (Перевод с древнегреческого и примечания Е.В. Афопасипа)
  • Аристотель О передвижении животных (Перевод с древнегреческого языка и примечания Е.В. Афонасина)
  • Е. В. Афонасин Метафизика Теофраста (Предисловие к переводу) 93
  • Теофраст О первых началах. Метафизика (Перевод с древнегреческого языка и примечания Е.В. Афонасина)
  • Е. В. Афонасин Дикеарх из Мессины (Предисловие к публикации фрагментов и свидетельств)
  • Дикеарх [Фрагменты и свидетельства] Сочинения [129]. Биографические свидетельства [130]. О душе [131]. Философская биография [137]. Культурная история [145]. Политика [155]. Состязания. Литературная критика [156]. Гипотезы [160]. География [161]. (Перевод с древнегреческого языка и примечания Е. В. Афонасина)
ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИОГРАФИИ АРИСТОТЕЛЯ
  • М. В. Егорочкин Античные биографии Аристотеля
  • Vita Hesychii. Жизнь Аристотеля и его сочинения (Перевод с древнегреческого языка и примечания М.В. Егорочкина)
  • Vita Marciana (Перевод с древнегреческого языка и примечания М.В. Егорочкина)
КОНЦЕПЦИИ АРИСТОТЕЛЯ И ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОСПРИЯТИЕ
  • Н.П. Волкова О делении философских дисциплин и единстве философского знания у Аристотеля
  • Н. И. Волкова Ум и умопостигаемое как предмет науки о душе у Аристотеля
  • В. В. Петров Учение Аристотеля о росте и растущем и идентичность тела индивида
  • М. С.Петрова Рецепция текстов Аристотеля в латинском платонизме Поздней Античности
  • М. А. Ведешкин Тексты Аристотеля в системе философского образования IV века (на примере биографии Юлиана Отступника)
  • М. С Петрова Прояснение смысла и содержания фрагмента Об опьянении, приписываемого Аристотелю, посредством Сатурналий Макробия
  • М. С. Петрова Элементы естественнонаучных концепций Аристотеля в средневековой онейрокритике
  • О. В. Окунева Аристотель и формирование представлений о коренных народах Нового Света у европейских авторов XVI века
ИЗ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
  • Д. А. Балалыкин Античная медицина после Герофила
  • Д. А. Балалыкин, Н.П. Шок Аподиктический метод в традиции рациональной медицины: Гиппократ, Аристотель, Гален
  • Д. А. Балалыкин Микроструктура живой материи в натурфилософской системе Галсна
  • Д. А. Балалыкин Физиологический эксперимент как основа аргументов Галсна в полемике с оппонентами: на примере второй книги Обучениях Гиппократа и Платона
  • А. Ю. Серегина Аристотелевская традиция и популярная медицинская литература XVII века: Джейн ШАРП. Книга повитух
    • I. «Спор о женщинах»
    • ІІ. Джейн Шарп читает Аристотеля?
    • III. Усвоение идей Аристотеля вне университетской культуры в Англии XVII века
  • Джейн Шарп. Книга повитух
    • Часть первая. Главы X - XVIII
    • Часть вторая. Главы I - II; V - VI; VIII (Перевод с английского языка и примечания А.Ю. Серегиной)
Аннотации / Summaries
Авторы/Contributors
Contents

Аристотель - Природа политики: с комментариями и объяснениямиАристотель - Природа политики: с комментариями и объяснениями

хрестоматия
сост., предисл., коммент. Э. Вашкевич, пер. С. Жебелева
Москва: Издательство ACT, 2018. 320 с.
Серия "Философия на пальцах"
ISBN 978-5-17-097260-9
 

Аристотель - Природа политики: с комментариями и объяснениями - Содержание

Эльвира Вашкевич. Аристотель - человек-универсал
Политика
  • Книга I
  • <О том, что такое государство>
  • <О домохозяйстве и рабстве> 
  • <Об искусстве наживать состояние>
  • Книга II
  • <Разбор политических проектов Платона>
  • <Разбор проектов Фалея и Гипподама>
  • <Разбор государственного устройства лакедемонян>
  • <Разбор государственного устройства критян и карфагенян>
Физика
  • Книга восьмая (Т)
  • Глава первая - Глава десятая
Нкомахова этика
  • Книга первая (А)
  • Книга третья (Г)
  • Книга пятая (Е)
  • Книга шестая (Z)
  • Книга восьмая (0)
  • Книга девятая [I]

Аристотель - О душеАристотель - О душе

пер. с др.-греч. П. С. Попова; примеч. А. В. Сагадеева; вступит. ст. А. В. Лызлова
М. : РИПОЛ классик, 2020. 260 с.
серия PSYCHE
ISBN97 8-5-386-10563-1
 

Аристотель - О душе - Содержание

А.В. Лызлов Аристотель — основоположник науки о душе
Аристотель. О душе
  • КНИГА ПЕРВАЯ
  • КНИГА ВТОРАЯ
  • КНИГА ТРЕТЬЯ
Примечания
 
 
 
 
 
 
 

Аристотель - Никомахова этика Всякое искусство и всякая наука, а также и деятельность, и намерение стремятся к известному благу; поэтому благо хорошо определили так: оно есть то, к чему все стремится. Оказывается, однако, различие целей: они — частью деятельности, частью — независимые от них предметы. В тех случаях, где есть, помимо деятельности, цель, там предмет ценнее самой деятельности. Цели должны быть разнообразны, так как существуют различные действия, и искусства, и науки: цель врачебного искусства — здоровье, судостроительного — судно, стратегии — победа, экономии — богатство. Те из целей, которые подчинены одной какой-либо способности, как, например, умение сделать уздечку и другие необходимые принадлежности упряжи, подчинено уходу за лошадьми, точно так же как все относящееся к войне подчинено стратегии (подобное же подчинение существует и в других областях), — во всех этих случаях наиболее архитектонические [то есть общие и важные] цели должны быть предпочтены целям, им подчиненным, потому что ради первых люди прибегают ко вторым.
 
Нет разницы, будет ли цель действий в деятельности, или же, помимо последней, в чем-либо ином, как, например, в перечисленных науках. Если же есть цель в области, осуществимой деятельностью, к которой мы стремимся ради нее самой, а к другим целям лишь ради нее, и если мы не стремимся ко всему ради чего-либо иного (ибо в таком случае возник бы бесконечный ряд, и наше стремление стало бы пустым и тщетным), то ясно, что это именно и есть благо и добро. Познание его имеет важное значение для жизни, ибо не лучше ли тогда мы, как стрелки, ясно видящие цель, достигнем желаемого? Если это так, то следует постараться определить в общих чертах высшее благо и к каким наукам или способностям оно относится. Кажется, что оно относится к наиболее могущественной и архитектонической науке, а такова политика, ибо она определяет науки, в которых нуждается государство, и каким наукам следует обучаться отдельным лицам, и в каких пределах. Кроме того, мы видим, что наиболее уважаемые способности служат ей, как, например, стратегия, экономика, риторика.
 

Аристотель - Никомахова этика 

Москва ; Берлин : Директ‐Медиа, 2020. — 222 с.
ISBN 978‐5‐4499‐0452‐2
 

Аристотель - Никомахова этика - Содержание

Книга 1 – 10       
 

Аристотель - Политика - Власть - искусство править миромАристотель - Политика - Власть - искусство править миром

Москва: Издательство АСТ, 2018. — 320 с.
ISBN 978-5-17-103306-4
 

Аристотель - Политика - Содержание

ПОЛИТИКА
  • Книга первая (А)
  • Книга вторая (В)
  • Книга третья (Г)
  • Книга четвертая (Δ)
  • Книга пятая (Е)
  • Книга шестая (Z)
  • Книга седьмая (Н)
  • Книга восьмая (Θ)
БОЛЬШАЯ ЭТИКА
  • Книга первая (А)
  • Книга вторая (В)
 
 

Адольф Тренделенбург - Элементы логики АристотеляАдольф Тренделенбург - Элементы логики Аристотеля

Издательство Канон + РООИ «Реабилитация», 2017 год - 336 с.
ISBN 978-5-88373-043-5
 

Адольф Тренделенбург - Элементы логики Аристотеля - Содержание

Вступительная статья (М. Демин)
  • 1. Гуманистические реформы: филология vs философия
  • 2. Философы в борьбе за школьные программы
  • 3. Возвращение философии в школы: логика или психология?
  • 4. Назад к Аристотелю: филология на службе философии
  • 5. Формальная логика, диалектический метод и логическое наследие Аристотеля
  • 6. Элементы логики Аристотеля: русский контекст
От публикатора и редактора (М. Демин, Н. Дмитриева)
А. Тренделенбург. Пояснения к «Элементам логики Аристотеля»
Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Отдел первый. Учение Аристотеля о понятии, суждении и умозаключении (дедуктивном силлогизме)
  • Суждение
  • Категории
  • Виды суждений
  • Эбъем предиката в отношении к субъекту
  • Принцип тождества
  • Оппозиции
  • Обращение
  • Исследование и знание. Индуктивный вывод и силлогизм
  • Силлогизм. Его сущность. Фигуры умозаключения. Вывод по заключению и по посылкам.
  • Виды силлогизма по их направлению и виду
Отдел второй. Индукция
  • Индукция
  • Энтимема и пример (аналогия)
  • Опровержение. Ошибка в заключении
  • 3начение утвердительного и отрицательного доказательства. Косвенное доказательство
  • Принципы. Всеобщее и необходимое
  • В себе самом достоверный принцип
  • Определение понятия как принцип доказательства. Виды и элементы определения понятия
  • Деление
  • Методы определения понятия.
  • Определение понятия и силлогизм
  • Невыводимое определение понятия.
  • Гипотеза
  • Основание всякой науки.
  • Переход к метафизике
  • Развитие и завершение познания
Указатель имен (составитель M Демин)
Принятые сокращения цитируемых источников

Каткарт Т., Клейн Д. - Аристотель и муравьед едут в Вашингтон: Понимание политики через философию и шуткиКаткарт Т., Клейн Д. - Аристотель и муравьед едут в Вашингтон: Понимание политики через философию и шутки

Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 198 с.
ISBN 978-5-91671-169-1
 

Каткарт - Клейн - Аристотель и муравьед едут в Вашингтон - Понимание политики через философию и шутки - Содержание

  • I Стратегия словоблудия
  • II Стратегия «И твоя мама тоже!»
  • III      Стратегия искусного маневрирования
  • IV     Стратегия «Звездного пути»
  • V Урок для продвинутых
  • VI Дебаты
Избранные биографии болтунов и демагогов
Примечания
Иллюстрации
Предметный указатель
 
 
 

Эдит Холл - Счастье по Аристотелю. Как античная философия может изменить вашу жизньЭдит Холл - Счастье по Аристотелю. Как античная философия может изменить вашу жизнь

Пер. с англ.
М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 298 с.
ISBN 978-5-00139-087-9
 

Эдит Холл - Счастье по Аристотелю. Как античная философия может изменить вашу жизнь - Оглавление

Линия времени (все даты до н. э.)
Введение 
  • Глава 1. Счастье
  • Глава 2. Потенциал
  • Глава 3. Решения
  • Глава 4. Коммуникация
  • Глава 5. Самопознание
  • Глава 6. Намерения 
  • Глава 7. Любовь 
  • Глава 8. Общество
  • Глава 9. Досуг
  • Глава 10. Отношение к смерти
Благодарности
Глоссарий
Примечания
Дополнительная литература
 

Рикёр Поль - Бытие, сущность и субстанция у Платона и АристотеляРикёр Поль - Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля

Курс, прочитанный в университете Страсбурга в 1953-1954 гг.
Пер. с франц.
М.: Издательство гуманитарной литературы, 2019. 286 с.
ISBN 978-5-87121-051-2
 

Рикёр Поль - Бытие, сущность и субстанция у Платона и Аристотеля - Оглавление

Об этом издании
От переводчика
Цель и план курса
I. ПЛАТОН
  • Часть первая «ПОДЛИННО СУЩЕЕ», ИЛИ ИДЕЯ
  • Часть вторая ИДЕЯ БЫТИЯ И НЕБЫТИЕ
  • Часть третья БЫТИЕ И «БОЖЕСТВЕННОЕ»
II. АРИСТОТЕЛЬ
  • Введение
  • Часть первая СУЩЕЕ КАК СУЩЕЕ
  • Часть вторая БЫТИЕ И СУБСТАНЦИЯ
 
 

Комментарии Фомы Аквинского к трактату Аристотеля «Об истолковании»Комментарии Фомы Аквинского к трактату Аристотеля «Об истолковании»

Издательство - РХГА — 248 с.
Санкт-Петербург — 2018 г.
ISBN 978-5-88812-894-7
 

Комментарии Фомы Аквинского к трактату Аристотеля «Об истолковании» - Содержание

  • О.А. Антонова, Е. В. Журавлева.Предисловие. Логика в Средние века
  • Фома Аквинский. Комментарии к трактату Аристотеля «Об истолковании»
  • Введение Фомы Аквинского (пп. 1-3)
Книга I
  • Лекция I (пп. 4-10)
  • Лекция II (пп. 11-22). Об обозначении звукосочетаний
  • Лекция III (пп. 23-35). О различных обозначениях звукосочетаний
  • Лекция IV (пп. 36-51). Об имени
  • Лекция V (пп. 52-73). О природе глагола и его отношении к имени
  • Лекция VI (пп. 74-81). О формальном принципе высказывания или речи
  • Лекция VII (пп. 82-87). Об определении высказывания
  • Лекция VIII (пп. 88-108). О делении высказываний на простые и сложные, утвердительные и отрицательные
  • Лекция IX (пп. 109-117). Об абсолютном противолежании утверждения и отрицания
  • Лекция X (пп. 118-142). О делении высказываний относительно субъекта и о противолежании утверждения и отрицания в общих и неопределенных высказываниях
  • Лекция XI (пп. 143-153). О противолежании между общими и частными высказываниями, а также об истинности и ложности утверждения и отрицания
  • Лекция XII (пп. 154-163). Одному утверждению противолежит только одно отрицание
  • Лекция XIII (пп. 164-175). Об истинности и ложности противолежащих, единичных и случайных высказываний о будущем
  • Лекция XIV (пп. 176-199). О единичных высказываниях о будущем и случайных по материи, о случайном в вещах и об основаниях случайного
  • Лекция XV (пп. 200-204). Как истина соотносится с вещами и как истина соотносится с высказываниями
Книга II
  • Лекция I (пп. 205-210). О простом высказывании, в котором субъект является определенным или неопределенным именем 
  • Лекция II (пп; 211-224). О простых высказываниях, в которых предикатом является глагол есть, а субъектом является определенное имя, не взятое общим образом
  • Я. А. Слинин. Обзор суждений Фомы Аквинского о трактате Аристотеля Об истолковании    
Библиография

Фома Аквинский - Комментарии к «Второй Аналитике» АристотеляФома Аквинский - Комментарии к «Второй Аналитике» Аристотеля

2-е изд.
Перевод, комментарии и предисловие О. А. Антоновой, Е. В. Журавлевой, отв. ред. Д. В. Шмонин
 СПб.: МОО «Платоновское философское общество», 2020. — 391 с.
ISBN 978-5-6043772-1-5
 

Фома Аквинский - Комментарии к «Второй Аналитике» Аристотеля - Содержание

Фома Аквинский, Комментарии ко Второй Аналитике Аристотеля
Книга I
  • Введение (пп. 1-6)
  • Лекция 1 (пп. 7-12). О необходимости предварительного знания для всякого обучения и учения
  • Лекция 2 (пп. 13-21). О видах и порядке существования предварительного знания, необходимого для получения достоверного знания
  • Лекция 3 (пп. 22-27). О предварительном знании заключения
  • Лекция 4 (пп. 28-43 bis). О природе доказательного силлогизма
  • Лекция 5 (пп. 44-52). О первых и неопосредованных посылках
  • Лекция 6 (пп. 53-59). О знании неопосредованных начал что мы можем достичь знания всякой вещи посредством доказательства. Опровержение первой ошибки
  • Лекция 8 (пп. 68-75). Об опровержении ошибки, демонстрирующем, что доказательство по кругу невозможно
  • Лекция 9 (пп. 76-81). О начале или о том, что значит «сказываться обо всех»
  • Лекция 10 (пп. 82-89). О втором начале или о том, что значит «сказывается само по себе»
  • Лекция 11 (пп. 90-97). О третьем начале или о том, что «сказывается как общее». А также о том, как общее используется в доказательстве
  • Лекция 12 (пп. 98-108). О том, каким образом может возникнуть ошибка при рассмотрении «общего»
  • Лекция 13 (пп. 109-119). Доказательство происходит из необходимых начал
  • Лекция 14 (пп. 120-126). Доказательство имеет заключение само по себе и происходит из посылок самих по себе
  • Лекция 15 (пп. 127-134). Доказательство не может переходить от одного рода к другому
  • Лекция 16 (пп. 135-142). Доказательство относится к вечным вещам, а не к тем, которые могут являться преходящими
  • Лекция 17 (пп. 143-148). Доказательство происходит не из общих, а из собственных начал вещи
  • Лекция 18 (пп. 149-158). О различии между началами и не началами, началами общими и [началами], свойственными [доказываемому предмету]
  • Лекция 19 (nn. 159-166). О различии общих начал между собой
  • Лекция 20 (пп. 167-172). Каким образом в доказательном знании используются общие начала
  • Лекция 21 (пп. 173-179). О вопросах, ответах и обсуждениях, собственно присущих каждой науке
  • Лекция 22 (пп. 180-191). О том, что каждой науке присущи собственные ошибки и заблуждения
  • Лекция 23 (пп. 192-200). О различии между доказательством о том, почему данная вещь есть, и доказательством о том, что данная вещь есть, относительно одной и той же науки. А также о доказательстве, почему данная вещь есть, происходящим от следствия к причине
  • Лекция 24 (пп. 201-206). О доказательстве о том, что [вещь] есть посредством неопосредованных начал
  • Лекция 25 (пп. 207-212). Об отличии доказательства о том, почему есть, от доказательства о том, что есть, в различных науках, а именно в науках подчиненных или не подчиненных друг другу
  • Лекция 26 (пп. 213-220). [О том, что] доказательный силлогизм главным образом строится по первой фигуре. Об отрицательном высказывании опосредованном или неопосредованном
  • Лекция 27 (пп. 221-232). О силлогизме, посредством которого возникает неведение или ошибка. [О том], каким образом относительно первого и неопосредованного возникает неведение, которое подразумевает, что существующее не существует
  • Лекция 28 (пп. 233-239). Об ошибочном силлогизме по первой и второй фигурам, в котором выводят отрицательное ложное высказывание, противоположное утвердительному неопосредованному высказыванию
  • Лекция 29 (пп. 240-247). О ложном силлогизме с опосредованными высказываниями
  • Лекция 30 (пп. 248-254). О неведении как простом отсутствии знания
  • Лекция 31 (пп. 255-267). Вопросы о том, содержит ли доказательный силлогизм ограниченное количество крайних и средних терминов, или их количество может быть бесконечным
  • Лекция 32 (пп. 268-277). Вопрос относительно возможности бесконечного количества средних терминов; сведение данного вопроса к вопросу относительно крайних терминов. Также вопрос относительно бесконечного количества терминов в отрицательных доказательствах, и сведение его к вопросу относительно утвердительных доказательств
  • Лекция 33 (nn. 278-286). Логика показывает, что доказательства, которые касаются сути вещи, не могут уходить в бесконечность. Предварительное рассуждение, которое поможет разрешить общим образом вопрос об уходе в бесконечность доказательства с утвердительными предикатами
  • Лекция 34 (пп. 287-297). Посредством логического доказательства обосновывается общим образом идея, согласно которой утвердительные предикаты не могут уходить в бесконечность ни круговым образом, ни по направлению вверх или вниз
  • Лекция 35 (пп. 298-307). Показывается аналитическим образом, что предикаты конечны как по направлению вверх, так и по направлению вниз
  • Лекция 36 (пп. 308-322). Некоторые следствия из вышесказанного
  • Лекция 37 (пп. 323-331). Лучше ли общее доказательство, чем частное? Рассмотрение отрицательных доказательств
  • Лекция 38 (пп. 332-339). Общее доказательство лучше частного
  • Лекция 39 (пп. 340-348). Доказательство утверждения лучше, чем доказательство отрицания
  • Лекция 40 (пп. 349-355). Доказательство отрицания и прямое лучше доказательства посредством сведения к абсурду
  • Лекция 41 (пп. 356-371). О точности знания, а также о единстве и различии наук
  • Лекция 42 (пп. 372-381). Научное знание не существует относительно случайных вещей, а также относительно вещей, которые познаются посредством чувства
  • Лекция 43 (пп. 382-394). Начала не одни и те же для всех силлогизмов
  • Лекция 44 (пп. 395-406). О сравнении знаний с другими способами познания
КНИГА II
  • Лекция 1 (пп. 407-417). Четыре вопроса о знании, и их связь со средним термином
  • Лекция 2 (пп. 418-430). Можно ли доказать определение, которое обозначает то, что нечто есть
  • Лекция 3 (пп. 431-442). Можно ли доказать посредством обратимых терминов суть вещи или то, что обозначает определение
  • Лекция 4 (пп. 443-450). Можно ли определение доказать посредством деления
  • Лекция 5 (пп. 451-459). Можно ли доказать, чем является вещь, предполагая, что [составляет] ее суть
  • Лекция 6 (пп. 460-469). Можно ли обосновать суть вещи посредством доказательства или определения
  • Лекция 7 (nn. 470-478). О демонстрации того, чем является вещь [по сути] посредством логического силлогизма и доказательства
  • Лекция 8 (пп. 479-489). О том, что невозможно всегда познавать то, чем является вещь [по сути], посредством доказательства. Каким образом соотносится определение с доказательством?
  • Лекция 9 (пп. 490-503). О том, что причину вещи можно показать посредством четырех видов причин
  • Лекция 10 (пп. 504-513). Каким образом в доказательстве могут быть одновременными причина и следствие? Предварительное рассмотрение вопроса о причине, которая не является одновременной со следствием
  • Лекция 11 (пп. 5145-20). Каким образом мы рассматриваем причину, которая не является одновременной со следствием, в доказательстве
  • Лекция 12 (пп. 521-526). [О том], как мы доказываем посредством причины, которая не одновременна со следствием, относительно тех вещей, становление которых происходит по кругу; и [о том], как мы доказываем посредством причины относительно тех вещей, которые происходят всегда, и относительно тех вещей, которые происходят в большинстве случаев
  • Лекция 13 (пп. 527-535). Какие элементы составляют определения, которые обозначают сущность вещи
  • Лекция 14 (пп. 536-541). Исследование предикатов, которые необходимы для определения посредством деления рода [на первые неделимые по виду]
  • Лекция 15 (пп. 542-551). Опровержение двух ошибок. О тех, кто ищут истину относительно вещи для построения ее определения, [используя операцию] деления
  • Лекция 16 (пп. 552-559). О рассмотрении определения посредством подобий и неподобий
  • Лекция 17 (пп. 560-565) О способе изучения причины вещи относительно единичных вопросов, а также о подобии вопросов о том, что является причиной вещи как относительно единства среднего термина, так и относительно порядка средних терминов
  • Лекция 18 (пп. 566-574). О соответствии причин и действий при условии одновременности следования
  • Лекция 19 (пп. 575-581). Соответствует ли одной причине одно действие, и наоборот. О способе следования причины и следствия
  • Лекция 20 (пп. 582-596) Как мы познаем первые начала доказательства
Библиография

Метафизика; Политика; Поэтика; РиторикаАристотель - Метафизика; Политика; Поэтика; Риторика - трактаты

пер. с др.-греч. В. Аппельрота, С. Жебелёва, А. Кубицкого, Н. Платоновой
СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2023, 704 с.
Серия "Non-Fiction. Большие книги"
ISBN 978-5-389-20042-5
 

Аристотель - Метафизика; Политика; Поэтика; Риторика - трактаты - Содержание

МЕТАФИЗИКА. Перевод А. Кубицкого
  • Книга первая (А)
  • Книга вторая (α)
  • Книга третья (В)
  • Книга четвертая (Г)
  • Книга пятая (Δ)
  • Книга шестая (Е)
  • Книга седьмая (Z)
  • Книга восьмая (Н)
  • Книга девятая (Θ)
  • Книга десятая (I)
  • Книга одиннадцатая (К)
  • Книга двенадцатая (Λ)
  • Книга тринадцатая (М)
  • Книга четырнадцатая (N)
ПОЛИТИКА. Перевод С. Жебелева
  • Книга первая (А)
  • Книга вторая (В)
  • Книга третья (Г)
  • Книга четвертая (Δ)
  • Книга пятая (Е)
  • Книга шестая (Z)
  • Книга седьмая (Н)
  • Книга восьмая (Θ)
ПОЭТИКА. Перевод В. Аппельрота
РИТОРИКА. Перевод Н. Платоновой
  • Книга первая
  • Книга вторая
  • Книга третья
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron