Бальтазар - 2 - Теологика - Богословская эстетика - Космическая литургия - Достойна веры лишь любовь

Теологика - Истина мира - Бальтазар
Cовременное богословие

Третья часть нашей трилогии посвящена богословской «логике», то есть просто вопросу о том, что означает «истина» в событии Божьего откровения через вочеловечение Логоса и через излияние Святого Духа. Это понимание «логики» связано также с проблемой, каким законам мышления и языка подчиняются высказывания о воспринимаемом и познаваемом в «Эстетике», о переживаемом при столкновении свободы божественной и человеческой в «Драме», но такую проблему корректно поставить можно лишь в том случае, если за ней кроется вопрос о Логосе, стало быть — об истине самого бытия как такового.
 
Вся трилогия с самого начала подразделяется согласно трансцендентальным определениям бытия, а именно в зависимости от аналогичного соотношения их значения и формы в мировом и в божественном бытии: так, в «Эстетике» друг другу соответствуют мировая «красота» и божественная «слава», в «Драме» — конечная мировая и бесконечная божественная свобода. Здесь, в теологической логике, соответственно, продумывается связь между структурами тварной и божественной истин. А затем — и вопрос о том, может ли божественная истина представлять себя и (в различных формах) выражать себя в пределах структур тварной истины. Богословские знания о славе, благе и истине Бога предполагают естественным образом не только формальную или гносеологическую, но и онтологическую структуру мирового бытия: без философии нет богословия.
 
Здесь же, где должна вестись речь об истине, самое место вновь особо поразмыслить о рассматриваемых трансценденталиях, при этом будет правильно — коль скоро они все вместе царят над всем бытием — не только выявить их неразлучность (ср.: Платон, «Филеб» 64е), их взаимопроникновение и взаимообусловленность, но тем самым — и фундаментальную трансценденталию единства, о тварной структуре которого мы размышляем в первом томе и на божественной структуре которого («Как абсолютное единство может быть троичным?») следует подробно остановиться. При этом станет ясно, что о единстве как трансценденталии речь вообще может зайти не раньше, чем будут тематизированы остальные трансценденталии.
 
Чтобы продумывание аналогии истины бытия не потерялось в абстракциях, мы должны — по крайней мере, как в «Эстетике» и «Драме», — поставить перед собой наиболее сущностные вопросы христианской веры и жизни: как, в онтологическом смысле, Бог может стать человеком — иначе говоря: вполне ли способен мировой Логос вместить в себя Логос божественный? Если нам удастся до некоторой степени приподнять завесу над этой главной тайной, то каким образом можно будет помыслить в пределах мира и его логики нечто подобное «следованию за Христом» в отношении существ, которые совсем не участвуют в свершении таинства Боговочеловечения? Как, в качестве обрамляющей предпосылки для подобного следования, можно онтологически обосновать такой образ, как «Церковь» (в смысле «Тела» и «Невесты» Христа)? Круговое выступание–следование — circuminsessio[1]трансценденталии делает необходимым (и этим оправдывает) тот факт, что в предыдущих частях нашего триптиха в определенной мере вновь затрагиваются уже рассмотренные ранее вопросы; иначе как путем кружного повторения частей в их соотнесенности с целым вообще невозможно богословствовать; фрагментация богословия в лишенный контактов отдельный трактат есть его верная смерть.

[1]     Буквальный смысл этого средневекового латинского термина — взаимное пребывание; сосуществование [в данном случае — Лиц Троицы]. Часто используется греческий термин перихорезис (περιχώρησις).
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика - I - Истина мира

Пер. с нем. Андрей Лукьянов 
Серия «Современное богословие»
М.: Издательство ББИ, 2013. - xxiv + 301 с.
ISBN 978–5-89647–297–1

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика - I - Истина мира

Глава I. Истина как природа
Глава II. Истина как свобода
Глава III. Истина как тайна
Глава IV. Истина как участие
 
Бальтазар  создал богословскую трилогию Теологика для исследования истины - как одной из сущностей Бога.  Благу он посвятил 5 томов Теодрамы, красоте - 7 томов Богословской эстетики.
Как Бог соотносится с миром, как Он постижим для этого мира - главные вопросы Теологики.

Бальтазар - Теологика II - Истина Бога
Однако для того, кто хотел бы понять Его как то, что Он есть, - разве Он не Пневма, что вводит нас в Его истину и тем самым в Его отношение к Отцу? С одной стороны, Логос обещает нам Пневму как своего толкователя на время своего возвращения к Отцу; но, с другой стороны, все, что Он прежде в своем пришествии во плоти и в своих страстях и воскресении сделал и пережил, Он совершает в Духе, которого Отец ниспослал Ему без меры. Таким образом, разграничительная линия между делом Логоса и делами Пневмы искусственна. Есть такие дела, как установление евхаристии и ее продолжение в течение столетий, и есть многие другие, подобные этому, которые мы не можем приписать ни одному, ни другому. Поэтому-то мы и придерживаемся апостольского символа веры, который истолкование дел Сына - Церковь, оправдание и освящение в таинствах, тайны общения святых, воскресение из мертвых и вечную жизнь - причисляет к делам Духа, причем нельзя забывать, что неделимый триединый Бог все дела спасения совершает в единстве, хотя каждая Ипостась действует в своем собственном бытии.
 
Но поскольку здесь речь идет о теологике, то прежде всего возникает центральный вопрос - как вечный Логос Бога может выражать себя в конечности творения, а раз Он это может, то (как бесконечный отзвук) следует все то, что Святой Дух через пространства и времена развертывает из единого события.

 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога

Пер. с нем. Андрей Лукьянов 
(Серия «Современное богословие»).
М.: Издательство ББИ, 2018. - 430 с.
ISBN 978-5-89647-357-2
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Теологика II - Истина Бога

Предварительное замечание
Иоанново восхождение
  • 1. «Я есмь истина»
  • 2. Истина как «слава» и «благо»
  • 3. Истина как полнота 
Глава I. Божественная и человеческая логика
A.Логика и любовь
  • 1. Требование Логоса
  • 2. Логика любви
B.Ана-логическая логика в мирской сфере 
  • 1. Триадическая структура мирской логики
  • 2. Imagines Trinitatis в конечном бытии
  • 3. Диалектика и диалогика как теологика
    • a) Гегель 
    • b) Диалогики
  • 4.Плодоносность
Глава II. Возможность христологии
A.Самовыражение Логоса
  • 1. Неудача образов
  • 2. Христос как истолкователь невидимого
  • 3. Иисус как совершенно иной и подобный 
  • 4. Истина в подобии 
  • 5. Трансцендирующая имманентность и имманирующая .. трансцендентность
B.Негативное богословие?
  • 1. Место негативного богословия
  • 2. Поиск Бога в свете Библии 
  • 3. К церковной рецепции негативного богословия
  • 4. Не-слово и сверх-слово 
Глава III. Логос и логика в Боге
A.Подходы, разграничения 
  • 1. Отношение Иисуса к Отцу и Духу
  • 2. Тождество и различие в Боге
    • a) Сущность Бога в ипостасях
    • b) Непостижимость любви 
    • c) Свойства сущности в свете ипостасей
B.Положение Логоса в Боге
  • 1. Логос между Отцом и Духом
  • 2. Определение исхождений
    • a) Проблематика
    • b) Слово, Сын, образ, выражение
Глава IV. Каталогические аспекты
A.Тринитарное различие и различие бытия 
  • 1. Троица и трансценденталии
  • 2. Божественное и тварное различие 
B.Завершения от Бога свыше
  • 1. Христос объединяет космические полюсы
  • 2. Христос - завершитель всех наук
  • 3. Тринитарная структура истории 
  • 4. Бог, космос, Богочеловек 
Глава V. Слово стало плотью
А. Verbum-Caro
  • 1.Заострение проблемы
    • a) «Плоть» 
    • b) Почему «плоть»? 
    • c) Слово как противоречие
    • d) Трансцендентальное ожидание?
    • e) Ожидающая тщета
  • 2.Язык плоти
    • a) Язык как выражение
    • b) Язык и образ 
    • c) Рождение слова 
    • d) Миф
    • e) Икона 
    • f) Символ, метафора
  • 3. Молчаливое деяние 
B.Factum est 
  • 1.Факт
    • a) Как отправной пункт всего богословия
    • b) В вечном источнике 
    • c) В переходе 
    • d) Видение и вера
    • e) Свобода и искушение
  • 2.Измерения
    • a) Verbum-Caro в тринитарном измерении
    • b) Verbum-Caro как единство
    • c) Verbum-Caro во всечеловеческом измерении
    • d) Verbum-Caro в церковном и космическом измерениях...
    • e) Verbum-Caro и аналогия
C.Caro Peccati 
  • 1.Противоречие
    • a) Диалектика и ложь
    • b) Дьявольское и негативность 
  • 2. "Caro peccati"
  • 3. Теологика как диалектика?
    • a) Язык Писания
    • b) Богословие противоречия 
    • c) Ад и Троица
Заключение
Именной указатель

Бальтазар - Достойна веры лишь любовь
Издание завершается статьей доктора философских наук Олега Давыдова, библиографией, предметным и именным указателями, небольшим списком сокращений на иностранных языках. Библиография — список книг и статей, которые приводит Бальтазар по ходу повествования, — составлена на основе двух принципов: сначала указаны труды самого автора, далее — святых и учителей Церкви, затем — других авторов по хронологии: от XX века до Средних веков. Книга дополнена переводом иноязычных слов и выражений. За помощь в подготовке издания редакция благодарит Дмитрия Петрова, Никиту Новикова, Романа Ше- шенина, Ивана Суркова, Алексея Савинова, Алексея Гагинского, переводчика Александра Ярина. Мы выражаем признательность памяти первого издателя русского перевода «Достойна веры лишь любовь» — отца Александра Хмельницкого (1942-2021) — за благожелательное внимание, проявленное им к инициативе переиздания книги, — переиздания, которое он, к сожалению, уже не успел увидеть. 
 
Грандиозное видится на расстоянии, и чем дальше ход истории удаляет нас от фигуры швейцарского богослова Ханса Урса фон Бальтазара, тем значительней становится ее образ в ландшафте богословия эпохи. Книга, которую читатель держит в руках, как тщательно ограненный алмаз, собирает в своем прозрачном веществе колоссальную энергию лучей бытия и любви. Бальтазар вдохновляет и удивляет масштабом своего творчества. 
 

Бальтазар Xанс Урс фон - Достойна веры лишь любовь

М.: Теоэстетика, 2022. 192 с. 
ISBN 978-5-6046384-1-5 
 

Бальтазар Xанс Урс фон - Достойна веры лишь любовь - Содержание

Предисловие редакции 
Предисловие автора 
  • 1. Космологическая редукция 
  • 2. Антропологическая редукция 
  • 3. Третий путь — путь любви 
  • 4. Фиаско любви 
  • 5. Возможность восприятия любви 
  • 6. Любовь как откровение 
  • 7. Любовь как оправдание и вера 
  • 8. Любовь как дело 
  • 9. Любовь как форма 
  • 10. Любовь как свет миру 
Заключение 
Олег Давыдов. Послесловие. Великое в малом 
Список цитируемой литературы 
Предметный указатель 
Именной указатель  
Список сокращений на иностранных языках

Бальтазар - Космическая литургия
В первом издании я говорил о «кризисе» в жизни и творениях Исповедника. Меня за это упрекали, особенно Шервуд, и я опускаю это слово, придавая самому положению вещей позитивный смысл. То, что я назвал кризисом и что попытался выявить на особенно показательном примере — «Гностических сотницах», и что я связал — правда, лишь в качестве предположения — с пребыванием Максима в Александрии, в большей или меньшей степени присутствует во всех его трудах и на всех жизненных этапах и принадлежит, так сказать, к гороскопу этого человека, к его внутренней духовной констелляции. По смыслу это можно уподобить роковому месту между иудеями и язычниками, которое было заполнено Павлом и носит его имя. Но в подобных местах не водятся безобидные компиляторы и библиотекари: место само выбирает себе человека и его масштаб, и все там происходящее происходит в предельной осознанности. И мы с самого начала должны будем иметь с этим дело.
 
Так вот, и на этот раз предлагается отнюдь не всестороннее исследование, способное удовлетворить филологов. То, что уже ясно, с благодарностью отмечается или молчаливо предполагается; неясного же — того, что ожидает отдельных изысканий, — остается еще много. У нас пока нет ни одной работы об отношении Максима к Дионисию (подобного исследованию Вилле об отношении Максима к Евагрию или предпринятым Шервудом и мною исследованиям его отношения к Оригену). Нет работ ни о связи Максима с каппадокийцами, ни о его связи с неохалкидонской христологией VI в., хотя такое исследование (вслед за работой Юнгласа) могло бы плодотворно начаться уже сейчас, когда, наконец, с великим трудом удалось расчистить рабочее поле от загромоздивших его обломков гипотезы Лоофса относительно Леонтия. Нет ничего удовлетворительного о Максиме и Софронии, ничего полезного об отношении Максима к современной ему византийской литургии, ничего о погребенных в кате-нах библейских комментариях, ничего о предполагаемом, но пока не прослеживаемом отношении Максима (столь долго жившего в Карфагене) к Августину.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Космическая литургия. Миросозерцание Максима Исповедника

М.: Издательский дом «Познание», 2021. — 320 с.
ISBN 978-5-6044873-8-9
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Космическая литургия. Миросозерцание Максима Исповедника - Содержание

Предисловие ко второму изданию
Часть первая. АБРИС СИСТЕМЫ
ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Свободный дух
    • a) Высвобождение Предания
    • b) Между кесарем и папой
  • 2. Восток и Запад
    • a) Религия и Откровение
    • b) Схоластика и мистика
  • 3. Синтез
    • a) Истоки и ступени
    • b) Христос и синтез
  • 4. Хроника жизни и творчества
БОГ
  • 1. Темный луч
    • a) Диалектика трансцендентности
    • b) Диалектика аналогии
  • 2. Божественное незнание
  • 3. Трижды славное Единство
    • a) Смутный образ
    • b) Сокровенная плодовитость
  • 4. Превращения Единого
    • a) Традиционные темы
    • b) Число и сверхчисло
ИДЕЯ
  • 1. Идея в Боге (критика Ареопагита)
    • a) Онтологический путь
    • b) Гносеологический путь
  • 2. Идея и мир (критика оригенизма)
    • a) Исправление мифа
    • b) Истина мифа
КОСМИЧЕСКИЕ СИНТЕЗЫ
  • 1. Бытие и движение
    • a) Эон
    • b) Диастаз
    • c) Осуществление и благодать
    • d) Между Востоком и Западом
  • 2. Всеобщее и особенное
    • a) Движущееся бытие
    • b) Движимая сущность
    • c) Равновесие противоположно направленных движений
  • 3. Субъект и объект
  • 4. Дух и материя
    • a) Макрокосмический уровень
    • b) Микрокосмический уровень
ЧЕЛОВЕК И ГРЕХ
  • 1. История и парусия
  • 2. Рай и свобода
  • 3. ΠΑθος и бренность
  • 4. Существование как противоречие
  • 5. Диалектика страсти
  • 6. Сексуальный синтез
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ
  • 1. Постановка проблемы
  • 2. Обзор терминологии
  • 3. Синтетическая личность
    • a) Внутримирские уподобления
    • b) От Леонтия к Максиму
    • c) Свободный синтез
    • d) Христология сущности и христология бытия
    • e) По ту сторону Антиохии и Александрии
  • 4. Исцеление как сохранение
    • a) Обмен свойствами
    • b) Смысл учения о двух волях
    • c) Драма искупления
  • 5. Мироспасительные синтезы
ДУХОВНЫЕ СИНТЕЗЫ
  • 1. Осуществление христианства
  • 2. Синтез трех способностей
  • 3. Синтез трех законов
    • a) Христос как основа Природы и Писания
    • b) Отношение между природным законом и законом Писания
    • c) Сущность полюсов напряжения
    • d) Созерцание природы
    • e) Закон Писания
    • f) Христологический синтез
  • 4. Синтез трех культов
    • a) Церковно-сакраментальный культ
    • b) Богословско-духовный культ
    • c) Культ любви
  • 5. Синтез трех актов
    • a) Действие и созерцание
    • b) Любовь как единство
    • 6. Настоящее и вечность
    • a) Гностические сотницы
    • b) Движение и покой
    • c) Апокатастасис
ОБ АВТОРЕ

Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика - Том I - Созерцание формы
В мире, который больше не решается принимать красоту, неубедительными становятся аргументы в пользу добра, то есть силлогизмы отстукивают своим чередом, уподобляясь ротационным машинам или счетным устройствам, которые ежеминутно и бесперебойно выдают определенное количество заданного материала, но сам вывод больше не выводится. Если же такое происходит с трансценденталиями (когда мы выбросили одну из них), то что должно происходить с самим бытием? Если Фома мог определить бытие как «некоторый свет» для существующего, то разве этот свет не должен будет угаснуть там, где разучились говорить на языке света и где человек не может даже самому себе пересказать тайну бытия? То, что остается в сухом остатке, – это порция существования, которая, мысля себя духом и свободой, остается по сути темной и непостижимой. Свидетельство бытия кажется невероятным тому, кто больше не воспринимает красоту.
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Слава Господа. Богословская эстетика. Том I: Созерцание формы

Пер. с нем.
Серия «Современное богословие»
М.: Издательство ББИ, 2019. xiv + 659 с.
ISBN 978-5-89647-380-0
 

Бальтазар Ганс Урс фон - Слава Господа. Богословская эстетика. Том I: Созерцание формы

Содержание
Предисловие  
 
I. Введение 
  • 1. Подход и задачи 
  • 2. Эстетический масштаб 
  • 3. Деэстетизация богословия. Протестантизм 
  • 4. Протестантская богословская эстетика 
  • 5. Деэстетизация богословия. Католичество 
  • 6. От эстетического богословия к богословской эстетике 
  • 7. Композиция 
II. Субъективная очевидность 
  • А. Свет веры
    • 1. Вера и познание  
    • 2. Определение образа веры  
    • 3. Элементы образа веры 
  • B. Опыт веры
    • 1. Опыт и посредничество
    • 2. Архетипический опыт 
    • 3. Христианские чувства 
III. Объективная очевидность
  • А. Постулат объективного образа откровения 
  • В. Образ откровения
    • 1. Как факт 
    • 2. Как раскрывающее сокрытие 
  • С. Христос как центр формы откровения
    • 1. Убедительность 
    • 2. Мера и форма 
    • 3. Качество
  • D. Сообщение формы
    • 1. Сообщение Писания 
    • 2. Посредничество Церкви 
  • E. Засвидетельствование формы
    • 1. Свидетельство Отца 
    • 2. Свидетельство истории 
    • 3. Свидетельство мироздания
  • F. Эсхатологическая редукция 
Именной указатель

Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика - Том II - 1 - Клерикальные стили
Предметом внимания этого тома будет слава божественного откровения, какой она раскрывается и предстает в многогранном богословии церкви. То есть мы не будем говорить непосредственно (и сужающим образом) о форме и красоте богословия. 
 
Нас интересует лежащая в библейском откровении объективная первопричина в ее формообразующем воздействии на богословие. Таким способом историческое расследование создает переход от представления исторической формы откровения в себе (первый том) к ее внутрибогословской догматической обработке (третий том). Сейчас речь пойдет о способах видения, которые должны быть многообразными вследствие не только человеческой ограниченности, но и все более возрастающего проявления и могучего действия полноты откровения. Кроме того, исследование этого множества точек зрения подготовит нас к тому, чтобы мы не пропустили ничего существенного в догматике славы и смогли на широком пространстве индукции в церковно-богословской традиции сформулировать основные принципы этой богословской дисциплины, пренебрежение которой сделало ее сегодня практически несуществующей.
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика. Том II: Сферы стилей - Часть 1: Клерикальные стили

Перевод с немецкого - Ольга Хмелевская 
Серия «Современное богословие»
М.: Издательство ББИ, 2020. - viii + 380 с.
ISBN: 978-5-89647-38 1-7
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика. Том II: Сферы стилей - Часть 1: Клерикальные стили - Содержание

Введение
  • 1. Замысел
  • 2. Избранное, недостающее
  • 3. Формы, стили
Ириней 
  • 1. Эстетический миф 
  • 2. Рождение богословской формы
  • 3. Стилизованная середина
  • 4. Искусство Бога во времени
  • 5. Граница и поступательное движение
Августин
  • 1. Глаз, свет и единство
  • 2. Истинное и благое
  • 3. Прекрасное
  • 4. Реальность образа 
  • 5. Динамика и преобразование идеи красоты
  • 6. Созвучие и аналогия
Дионисий 
  • 1. Феномен
  • 2. Структура работы
  • 3. Эстетика и литургика
  • 4. Богословская символика
  • 5. Богословская эйдетика
  • 6. Богословская мистика
Ансельм
  • 1. Эстетический разум
  • 2. Сияние свободы
  • 3. Торжество молитвы
Бонавентура
  • 1. Серафим и стигматы 
  • 2. Троица, идея, reductio
  • 3. Первый и второй Адам 
  • 4. Текстура красоты
  • 5. Сердце, крест и слава

Бальтазар - Богословская эстетика - 2 - 2 - Мирянские стили
Сам Данте воспринимал свой труд как неотделимый от его уникальной божественной миссии и жизни, возвышающейся, как памятник или изваяние для потомков, как прорыв в новое, неисследованное. «...Я возымел желание... принести полезный плод обществу, открыв ему истины, не исследованные другими (intemptatas ab aliis ostendere veritates). Ведь какой плод принесет тот, кто вновь докажет одну из теорем Евклида? Тот, кто попытается вновь показать состояние блаженства, уже показанное Аристотелем?». И это - во вступительном слове к Монархии! В самом начале трактата О народном красноречии он пишет: «Так как нам не известно, чтобы кто-нибудь раньше нас излагал учение о народном красноречии, а таковое именно красноречие, мы видим, совершенно необходимо всем...». Мы обнаруживаем множество образов, связанных с путешествиями, как будто бы Данте жил в век Великих географических открытий. Снова и снова, вплоть до самых вершин рая, он вдохновляется легендой об Аргонавтах: в Аду его восхищенный взгляд прикован к Ясону, а еще более к Одиссею, который представляется ему совершенным образцом отчаянного первооткрывателя, - предвкушая то, чем станет для Блуа и Клоделя фигура Колумба. Никто не мог «смирить [в нем] голод знойный a divenir del mondo experto, изведать мира дальний кругозор», «и я в морской отважился простор, на малом судне выйдя одиноко с моей дружиной, верной с давних пор», при этом совершая свой шальной полет, folle volo, минуя Геркулесовы столбы, чтобы, солнцу вслед, diretro alsol, увидеть мир безлюдный. И сам Данте ходит по аду безумным путем, per la folle strada, предпринимает путь «среди глухих стремнин», lo cammino alto e silvestro; он призывает толпу, пытающуюся следовать за ним в «челне зыбучем», вернуться к берегу, и только «вы, немногие», можете «смело сквозь морские дали свой струг вести там, где мой след вскипел, доколе воды ровными не стали», ибо «морской простор не для худого струга - тот, что отважным кораблем вспенен, не для пловца, чья мысль полна испуга». Затем следует реалистическое, захватывающее описание опасных переходов по скалам в глубинах преисподней, крутого восхождения по горным обвалам и обрывам и еще более головокружительного - на отвесный утес Чистилища. Данте знает и передает чувство запредельного изнеможения, когда все телесные силы отказывают, и остаются только резервы воли: «Идем, я бодр и смел!». И, наконец, картины полета: полет на спине чудовища Гериона, перед которым Данте испытывал больший страх, maggior paura, нежели Фаэтон и Икар перед испепелявшим их пламенем - два образа роковой гордыни. Да, призыву бесконечного пространства следуют немногие,
 
A questo invito vengon molto radi:
O gente umana, per volar su nata,
Perche apoco vento cost caldi?
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика. Том II: Сферы стилей. Часть 2: Мирянские стили

(Серия «Современное богословие»)
М.: Издательство ББИ, 2022. - viii + 567 с.
ISBN 978-5-89647-402-9
 

Ганс Урс фон Бальтазар - Слава Господа. Богословская эстетика. Том II: Сферы стилей. Часть 2: Мирянские стили - Содержание

Данте
  • 1. Непроторенные пути
  • 2. Eros и Agape, или кто такая Беатриче?
  • 3. Чистилище. Покаяние и вдохновение
  • 4. Рай. Античный и христианский космос
  • 5. Ад. Межвременье
  • 6. Вечно-женственное
Иоанн Креста
  • 1. Совершенное приключение
  • 2. Парадокс мистической поэзии
  • 3. Значимость и границы
Паскаль
  • 1. Основные мотивы
  • 2. Форма в бесконечном
  • 3. Соразмерность несоразмерностей
  • 4. Сокровенность и любовь
  • 5. Эстетика Паскаля
Гаман
  • 1. В преддверии идеализма
  • 2. Красота и кенозис
  • 3. Евангельская аналогия
Соловьев
  • 1. Визионерство и текстуальная форма
  • 2. Логика и метафизика
  • 3. Этика и экклезиология
  • 4. Эстетика и апокалиптика
Хопкинс
  • 1. Оксфорд, Игнатий и Скот
  • 2. Божественное мышление и усмотрение о мире
  • 3. Сакраментальная поэзия
Пеги
  • 1. Основной элемент
  • 2. Истинный Израиль и пророчество
  • 3. Метаморфозы ада
  • 4. Укоренение христианства
  • 5. Сердце Бога
  • 6. Эстетика и святость
Именной указатель

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.4 (13 votes)
Аватар пользователя brat Vital