Райт - Иуда и Евангелие Иисуса

Райт Николас Томас - Иуда и Евангелие Иисуса
Книга Райта Николаса Томаса Иуда и Евангелие Иисуса  - сенсация апокрифа - еще одно евангелие? Развенчание нового мифа о происхождении христианства. В апреле 2006 года группа швейцарских ученых опубликовала коптский текст под названием Евангелие Иуды. Событие, понятным образом, вызвало большой интерес не только в научном мире. Разговоры о содержании текста начались еще задолго до его публикации.
 
В Интернете появилось несколько фрагментов, которые, как теперь выяснилось, не все относились именно к Евангелию Иуды — в плохо сохранившемся кодексе содержатся несколько сочинений. Было ясно, что рассуждения о тексте, еще не опубликованном в надлежащем виде, могут быть лишь предварительными — что-то впоследствии подтвердится, что-то нет. Впрочем, и теперь, после публикации относительно неплохо сохранившегося «евангелия», суждения ученых будут, очевидно, разноречивыми. 
 
«Евангелие Иуды» под редакцией Родольфа Кассера, Марвина Мейера и Грегора Вурста, с дополнительными комментариями Барта Эрмана. Также я приобрел весьма колоритное журналистское повествование о том, как в 1970-х годах был найден оригинал текста, как его перевозили с места на место в поисках покупателя, из-за чего документ был сильно поврежден, пока, спустя почти 30 лет, он, наконец, не оказался на столе человека, способного восстановить и перевести его [Герберт Кросни «Потерянное евангелие: поиски Евангелия Иуды Искариота» («The Lost Gospel: The Quest for the Gospel of Judas Iscariot»)].
 
Обе книги изданы в Вашингтоне Национальным географическим обществом, которое также сняло документальный фильм с участием авторов и редакторов. Основная идея фильма в том, что древний гностицизм — это не только интересная тема для изучения, но еще и заманчивая религиозная альтернатива, на которую нам сегодня крайне полезно обратить внимание.

Так или иначе, означенный документ — манускрипт, вызвавший столько шума, по-видимому, подлинник. Авторитетные ученые в различных научных областях, включая специалистов по радиоуглеродному датированию, заявляли о подлинности манускрипта, созданного в Египте в период с III по IV век. И он не оказался ни скудным, ни неинтересным. Более того, комментарии первых редакторов текста — в частности, Мейера и Эрмана — крайне любопытны, поскольку демонстрируют характерное стремление последних десятилетий — найти новые доводы против классического христианства. Но у меня остался вопрос: не сделало ли Евангелие Иуды для этого стремления — нынешнего энтузиазма в отношении древнего гностицизма — то же самое, что, согласно традиции, сделал Иуда в отношении своего учителя?

 
Не выявил ли этот новый интересный документ более убедительно, чем другие известные нам аналогичные писания, именно те самые идеи, в которые верили ранние «гностики», и не показал ли, почему ряд крупнейших христианских богословов раннего периода решительно отвергал их альтернативные взгляды? Не позволяет ли он нам более ясно, чем раньше, увидеть, где именно были проведены политические и богословские границы во II веке? Я полагаю, да, позволяет. Это убеждение появилось у меня и окрепло по мере изучения как самого документа, так и того, что уже было написано о нем.

Таким образом, я пишу эту небольшую книгу, чтобы подкрепить три моих убеждения. Во-первых, это новое Евангелие Иуды, будучи чрезвычайно любопытной археологической находкой, ничего не сообщает нам о реальном Иисусе, да и о реальном Иуде тоже. В частности, оно не «реабилитирует» Иуду (как некоторые утверждают) и не снимает обвинений, выдвинутых против него в Новом Завете и использованных во врелля гонений на евреев в Средние века. Во-вторых, энтузиазм по отношению к новому «евангелию» раскрывает истинные мотивы исследований ученых, занимающихся поиском «альтернативного Иисуса», а также вызывающие тягу к сенсационным сведениям вроде тех, что мы находим в книгах, подобных «Коду да Винчи» Дэна Брауна.

 
В-третьих, специфическое учение Евангелия Иуды лишь высвечивает определенные моменты христианства I века, которые следует обрисовать более полно, чем порой это делается. При сопоставлении всего изложенного становится понятно, что публикация этой интересной книги спустя более 1500 лет после ее написания более убедительно, чем когда-либо прежде, демонстрирует несостоятельность содержащихся в ней идей. И, наоборот, более убедительно показывает привлекательность, пожалуй, не всего современного западного христианства, но — истинной христианской веры, проповедуемой в Новом Завете, веры, за которую те, кто противостоял гностикам II века, страдали и погибали.
 

Том Райт - Иуда и Евангелие Иисуса - Развенчание нового мифа о происхождении христианства

Том Райт; пер. с англ. Д. В. Скворцова
М.: Эксмо, 2009.—224 с.
Религия. Настоящее христианство
ISBN 978-5-699-34837-4
 

Том Райт - Иуда и Евангелие Иисуса - Развенчание нового мифа о происхождении христианства

  • 1. He просто еще одно евангелие?
  • 2. Гностицизм II века
  • 3. Библейский Иуда и исторический Искариот
  • 4. Когда евангелие вовсе не евангелие?
  • 5. Владыка мира или беглец из мира?
  • 6. Раскрутка Иуды: новый миф о происхождении христианства
  • 7. Значение нового «евангелия» для современности
Приложения к русскому изданию
Приложение I. Евангелие Иуды. Перевод с коптского Вадима Витковского
Приложение II. Источники сведений об Иисусе из Назарета. Глеб Ястребов
  • 1. Синоптические евангелия: Марк, Матфей, Лука
  • 2. Евангелие от Иоанна
  • 3. Евангелие от Фомы
  • 4. Евангелие от Марии
  • 5. «Гностические» евангелия
  • 6. «Иудеохристианские» евангелия 
  • 7. «Евангелия детства»
  • 8.  Евангелие от Петра
  • 9.  Евангелие Иуды
  • 10. «Папирус Эджертона»
  • 11. Так называемый «оксиринхский папирус 840»
  • 12.  «Тайное евангелие от Марка»
  • 13.  Анализ источников
  • 14.  Источники в свете исторических знаний
Приложение III. Что думать о «Евангелии Иуды»? Крейг Эванс
Приложение IV. Несостоявшаяся сенсация. Православный взгляд на Евангелие Иуды. Епископ Иларион (Алфеев)
 
 
 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.4 (10 votes)
Аватар пользователя esxatos