Русская икона - Воскресение Христово - Иконы праздников

Иванова - Воскресение Христово - Русская икона
Русская икона, образы и символы
Икона Воскресения - самая радостная и самая таинственная из праздничных икон. Она вся исполнена сияния. В центре изображен Господь Иисус Христос-победитель, окруженный славой, являющей Божественный свет. Спаситель попирает повергнутые створки адских врат и держит за руку первого человека — Адама, - привлекая его к Себе. Напротив Адама, повторяя его преклонение, расположена Ева. За прародителями стоят ветхозаветные праведники, среди которых выделяются цари Давид и Соломон, Иоанн Креститель и пророк Моисей. Одеяние Спасителя - ослепительно белое. Плащ Его развевается, подчеркивая стремительное движение. Твердь под Его ногами того же цвета, что иконные горки, возвышающиеся за Ним, которые почти сливаются с золотым фоном иконы.
 
Золото являет разительный контраст с черным хаосом бездны внизу, показанным как напоминание об одержанной победе: под поверженными створками врат темнеет разлом, в котором видны в беспорядке разбросанные замки и крючья — это то, что осталось от разоренного ада. Надпись в верхней части иконы обозначает изображенное как «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». У этого образа особая, драматическая судьба в истории церковного искусства. Именно он в русской традиции стал называться Сошествием во ад. Но даже сохраняя свое исконное название в греческой иконописи, — Анастасис, что значит Воскресение - он может истолковываться как «страстной образ», не имеющий прямого отношения к празднику. При этом Церковью он почитается именно как икона Воскресения — и выносится для поклонения не только раз в год, как образа других праздников, а каждую неделю, в воскресный день. Такой конфликт между традицией церковного почитания и интерпретацией в светском восприятии нуждается в подробном изучении. 
 

Иванова Светлана - Воскресение Христово

СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014. 76 с.
Серия "Русская икона, образы и символы"
ISBN 978-5-00000-037-3 
 

Страница книги Иванова Светлана - Воскресение Христово - Оглавление

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ 
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ 
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ 
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ 
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
  • СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ 

Иванова Светлана - Воскресение Христово - Сюжет и почитание 

 
Среди праздников Православной Церкви особо выделены двенадцать самых важных, которые называют по-церковнославянски «двунадесятыми». Пасха - Воскресение Христово - не входит в их круг, и тем самым подчеркивается особое значение этого события, превосходящего все другие радостные торжества в христианской истории. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Воскресение Христово, Пасха - это «праздников Праздник и Торжество из торжеств». «Вокруг Пасхи расположены все христианские праздники, как солнечный диск окружен золотой короной лучей», — пишет архимандрит Рафаил (Карелин). Главное благовестие Евангелия заключается в Воскресении Христовом, в Его победе над смертью и тлением. Господь был распят в пятницу, накануне праздника иудейской Пасхи. Обычно тело казненного не предавали погребению: оно оставалось висеть, пока не истлевало, и его не склевывали хищные птицы, или же его выбрасывали на растерзание диким зверям. Иосиф из Ари- мафеи, еврейский старейшина, вместе с Никодимом, которого отождествляют с тем человеком, который тайно приходил к Иисусу (Ин. 3: /;, как великой милости просили у Пилата дозволить им предать погребению Распятого (Мф. 27:57). «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: Там положили Мидса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19: 4142). Гроб этот принадлежал Иосифу Аримафейскому.
 
Страница книги 2Он представлял собой высеченную в камне пещеру и был приготовлен им для себя и членов своей семьи. Близилась суббота — время ритуального покоя, когда запрещалось заниматься любой работой. В спешке, чтоб успеть до этого времени, «взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею. И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и привалив большой камень к двери гроба, удалился» (Мф. 27:59-60). Обряд погребения не был закончен. Чтобы завершить его, ранним утром по прошествии субботы пришли женщины, неся с собой необходимые благовония. У гроба была поставлена стража, и на камень, закрывающий в него вход, приложена печать (Мф. 28:62-66). Но когда женщины с благовониями приблизились к гробнице, солдат уже не было. Женщины шли, не зная, смогут ли они вообще попасть в пещеру - вход в гробницу по обычаю погребений был закрыт огромным плоским камнем. Как повествует апостол Матфей, Ангел спустился к закрытой гробнице и отвалил камень, чтоб пришедшие помазать тело Иисуса Христа увидели, что «Его нет здесь, Он воскрес» (Лк. 24:6): «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его была как снег» (Мф. 28:2-3). Женщины поспешили сообщить эту весть ученикам.
 
Услышав их рассказ, апостолы Петр и Иоанн бросились бежать к гробнице, но увидели лишь «пелены лежащие», которые церковное предание отождествляет с Туринской плащаницей. Константином Великим и царицей Еленой на месте Воскресения Христова была построена великолепная базилика. После захвата Иерусалима персами в 614 г. она была разрушена, но через пятнадцать лет, когда византийский император Ираклий освободил Палестину, частично восстановлена. Во время последующего арабского завоевания храм сильно пострадал, а в начале XI в. был превращен в развалины; частично подверглась разрушению и пещера Гроба Господня. В 1036 г. император Константин VIII на определенных условиях получил разрешение восстановить храм; работа по восстановлению была закончена лишь в правление его преемника, Константина Мономаха (1042—1055). Существующий сейчас храм Воскресения — в западной традиции известный как храм Гроба Господня — был построен крестоносцами в XII в. и освящен в 1149 г. В нем объединены два самых главных почитаемых места для всех христиан — Голгофа, где был распят Господь, и гробница — место Его Воскресения. Над гробом возвышается часовня — кувуклия (в переводе с греческого - царская опочивальня, сень). Она состоит из двух помещений: придела Ангела и Гроба Господня. В приделе Ангела в северной и южной стенах устроены два небольших отверстия; они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Низкий арочный свод ведет в Гроб Господень — главный алтарь храма; он включает в себя стены пещеры, уцелевшие от разрушения, и ложе, на котором покоилось Тело Иисуса Христа.

Русская икона - Саенкова Елена - Вознесение ГосподнеГосподь вывел учеников из Иерусалима в Вифанию на гору Елеон и, подняв руки, благословил их, а затем стал отдаляться от них, возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их». И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили грядущее второе пришествие Христа Спасителя. Ученики поклонились Господу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24: 50-52; Деян. 1: 9-12). В нескольких строках евангелист Лука описывает Вознесение Господне, ставшее завершением искупительного подвига Спасителя. В соответствии со Священным Писанием и толкованиями святых отцов, смысл и значение происходящего раскрывается в иконе праздника. Спаситель в золотых или белых одеждах в сиянии Славы стремительно возносится на небо. Ангелы поддерживают круг Славы, в который заключена фигура Иисуса Христа. На Него с мольбой взирают ученики. На их лицах отражаются разные чувства.
 
Прежде всего они испытывают удивление и даже изумление, поскольку, как сказал святой евангелист и апостол Иоанн Богослов, «никто не восходил на небо как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Только трое учеников — Иоанн, Петр и Иаков — видели Иисуса Христа в ослепительном сиянии Божественной славы во время Преображения на горе Фавор, и вот сейчас они все вместе созерцают величие Богочеловека. Апостолы переживают горе расставания со Спасителем: в них теплилась надежда, что Он всегда будет пребывать вместе с ними, но вместе с тем они исполнены радости, ведь Сын Божий возносится к Своему Отцу. Эти переживания усилены ожиданием новой встречи с Учителем, о которой поведали апостолам ангелы. Эту сложную гамму чувств иконописцы передают разными средствами: одни апостолы вздымают вверх руки, словно тянутся к Спасителю, желая в последний раз прикоснуться к Нему, другие — застывают в недоумении и закрывают лица. И всегда волнение апостолов подчеркивает спокойная и молитвенно сосредоточенная фигура Богородицы в центре композиции. В Вознесении величие Спасителя удостоились видеть все Его ученики. Теперь, взирая на иконы, каждый человек может созерцать ослепительное сияние Богочеловека. Посмотрим и мы внимательно на образы Вознесения и разберемся в их непростой символике. 
 

Русская икона - Саенкова Елена - Вознесение Господне

СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с. 
ISBN 978-5-00000-027-4 
 

Русская икона - Саенкова Елена - Вознесение Господне - Оглавление 

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ 
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ 
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ 
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ 

Русская икона - Давидова Мария - Сошествие Святого Духа на апостоловНа полукруглой скамье сидят апостолы. Их разноцветные одежды подобно радуге ярко выделяются на светлом фоне иконы. Апостолов окружают античные портики, покрытые алыми полотнищами.
 
Лики учеников Христа выражают торжественное внимание.
 
Их спокойные величественные позы и неторопливые жесты свидетельствуют о том, что они собрались в честь великого и знаменательного события. Загадочная фигура старца в короне, осененного сумрачной аркой, огненные лучи, расходящиеся от темно-синей полусферы, венчающей изображение, — все это и привлекает, и приводит в некоторое недоумение. Понять язык древнего изображения, вникнуть в его содержание и символику поможет эта книга.
 

Русская икона - Давидова Мария - Сошествие Святого Духа на апостолов

Санкт-Петербург: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014. - 76 с.
ISBN 978-5-00000-015-1
 

Русская икона - Давидова Мария - Сошествие Святого Духа на апостолов - Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Мария Георгиевна Давидова)
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Мария Георгиевна Давидова)
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Мария Георгиевна Давидова)
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Мария Георгиевна Давидова)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ

Русская икона - Наталия  Николаевна Созыкина - Ирина Константиновна Языкова - Преображение ГосподнеСамо  название  этого  удивительного и  любимого  на  Руси  двунадесятого праздника  —  Преображение  Господ­не — наполняет душу  светом,  пробуж­дает ее и возвышает над обыденностью и суетой.  Событие и его празднование проникнуты  ожиданием  чуда, радостью перемены,  светом  августовского  дня. Вспоминается и другое,  старинное и за­душевное название праздника Преобра­жения — Яблочный Спас.
 
Полное название праздника — Преоб­ражение  Господа  Бога  и  Спаса  нашего Иисуса Христа.  Оно  отмечается в  Пра­вославной Церкви 19 августа по новому стилю  и замыкает  собой  череду  вели­ких  господских  двунадесятых  праздни­ков. После него в церковном году стоит только Успение — Богородичный празд­ник, венчающий торжественную череду событий церковного года.
 
В христианском богословии Преобра­жение  называют  праздником  Царствия Божия, в котором явлено торжество Бо­жественного света. Господь Иисус Хри­стос  показал избранным  ученикам  свет нетварный,  несозданный,  Божествен­ный,  Фаворский;  Он  явил  перед  ними тот  Свет,  который  наполняет  Царствие Небесное,  Горний Иерусалим.  В  ико­нописных  подлинниках  Преображение названо  «благолепным»,  что  говорит о причастности этого праздника к Боже­ственной  красоте,  которая преображает мир  и  человека  как  высшее  и  прекрас­нейшее творение Божие.
 

Русская икона - Наталия  Николаевна Созыкина - Ирина Константиновна Языкова - Преображение Господне 

СПб.: ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-016-8
 

Русская икона - Наталия  Николаевна Созыкина - Ирина Константиновна Языкова - Преображение Господне - Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Наталия Николаевна Созыкина)
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Ирина Константиновна Языкова)
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Ирина Константиновна Языкова)
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Ирина Константиновна Языкова)

Русская икона - Губарева Оксана, Липатова Светлана - Воздвижение Креста ГосподняПоявлению в церковном календаре праздника Воздвижения Креста предшествовали чудесные предзнаменования, увиденные византийским императором Константином на небе, и паломничество в Иерусалим его матери Елены, которая нашла орудие казни Христа, — тот самый Крест, на котором был распят Спаситель.
 
Прославление этой драгоценной реликвии, изображенное на иконе «Воздвижения Креста», поражает нас особой торжественностью. Кажется, мы слышим колокольный звон, и до нас доносятся песнопения и слова молитв. Величественное праздничное богослужение проходит при большом стечении верующих, пришедших поклониться святыне.
 
Здесь присутствует царица в роскошных одеждах, толпятся мужчины, женщины в разноцветных платках, маленькие дети. В центре перед белокаменным храмом на возвышении стоит епископ. Два священнослужителя помогают ему поддерживать большой, высоко поднятый крест — главный символ христианской веры, означающий победу над смертью. Собравшиеся смотрят на него с особым благоговением, — он напоминает о жертве Христа, принесенной за весь человеческий род, дарует надежду на воскресение каждого человека. На многочисленных русских иконах с этим сюжетом художники не только изображали церковное чествование Креста, но и с увлечением иллюстрировали историю его поиска и долгожданного обретения. В этих образах будто бы оживают многочисленные предания о Константине и Елене, делая нас очевидцами событий, произошедших в Византии и в Иерусалиме много веков назад. 
 

Русская икона - Губарева Оксана, Липатова Светлана - Воздвижение Креста Господня

СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с. 
ISBN 978-5-00000-025-0 
 

Русская икона - Губарева Оксана, Липатова Светлана - Воздвижение Креста Господня - Оглавление 

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Светлана Николаевна Липатова) 
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Светлана Николаевна Липатова) 
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Светлана Николаевна Липатова) 
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Оксана Витальевна Губарева) 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ 

Русская икона - Оксана Губарева - Рождество ХристовоЭта икона Рождества Христова написана гениальным художником. Некоторые специалисты полагают, что преподобным Андреем Рублевым.
 
Мы не знаем, как выглядел образ, когда был только что создан мастером: краски его местами сильно утрачены.
 
Но сквозь дымку потертостей красочного слоя и царапин нам словно приоткрывается величайшая тайна: мы видим миг, когда в мире родился Бог. Люди, ангелы, животные и Сама Богородица - все будто вдруг остановились, чтобы осознать и вместить случившееся. Задумалась Богородица, праведный Иосиф, женщины, купающие Младенца, ангелы, склонившиеся к яслям, пастухи. Кажется, что даже всадники стали недвижимы на своих конях. Все, что двигалось, вдруг замерло. Литературный рассказ, в котором впервые был создан образ мира, замершего в момент Рождества, был создан в апокрифическом протоевангелии Иакова:
 
«И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел,
что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и осушающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось» (Протоевангелие Иакова 18:3-5).
 
Автор иконы сумел выразить это благоговейное молчание мироздания по- другому: без слов, через художественное изображение. Но, чтобы создать этот простой и бесконечный в своих смыслах образ, потребовалась тысяча лет художественных поисков многих поколений иконописцев. Об истории иконографии Рождества Христова и будет наш рассказ.
 

Русская икона - Оксана Губарева - Рождество Христово

Санкт-Петербург: Метропресс: ООО «Метропресс», 2013 г.-76 с.
ISBN 978-5-00000-004-5
 

Русская икона - Оксана Губарева - Рождество Христово - Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Оксана Витальевна Губарева)
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Оксана Витальевна Губарева)
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Оксана Витальевна Губарева)
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Оксана Витальевна Губарева)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ

Русская икона - Турцова Нина Михайловна - Крещение ГосподнеКрещение  в  Иорданских  водах  —  это великое  событие,  ознаменованное явлением  всех  лиц  Святой  Троицы: Бога  Сына,  принимающего  Таинство от  Иоанна Предтечи,  Святого  Духа в  образе  голубя  и  Бога  Отца,  глас  Ко­торого  засвидетельствовал  неземную сущность Иисуса Христа.  Поэтому из­начально праздник, установленный в па­мять  Крещения,  получил и второе наи­менование: Богоявление Господне.
 
На иконе  мы видим,  как  осторожно касается Иоанн главы Сына Божия. Со­мнения тревожат его душу: «... мне надоб­но  креститься  от  Тебя,  и  Ты    приходишь ко мне?»  (Мф.  3 : 14).  Но,  подчиняясь  выс­шей воле, Иоанн Предтеча совершает Таинство, выполнить которое ему бы­ло предначертано от рождения.
 
От  лучей  Святого  Духа  небо  сияет Божественным  светом.  Золотые  ним­бы святости окружают головы Христа, стоящего в реке Иордан, ангелов, про­тянувших  к  Нему  покрытые  убрусами руки, и Иоанна -  Предтечи и  Крести­теля  Господня.  Белые  блики  света  от­ражаются  на  уступах  горок  и  зеленой глади  реки.  Радуется  земля,  жаждущая просвещения, свободы от рабства тле­ния и смерти:  «Паки Иисус мои очищается во Иордане, паче же очищает грехи наша». Рез­вятся в  Иордане рыбки — это  символы спасаемых душ человеческих.  Мир ду­ховный и мир земной, в  образах скло­ненных  ангелов  и  Иоанна  Крестите­ля,  смиренно  приносят  благодарность Спасителю.  Один  из  ангелов  устрем­ляет  свой взор  к небу,  прислушиваясь к гласу Господню. Внимает Богу Отцу и  Сам Христос, чуть  приподняв  вверх глаза.  Слышит  слова  Отца  и  Иоанн Предтеча,  обративший  ладонь  левой руки  к  небу.  Водные  стихии  —  прибе­жища змея-дьявола — содрогнулись пе­ред  раскрывшейся  неземной  тайной: Иордан  в  образе  юноши  обернулся к Иисусу в  изумлении,  море-женщина на дельфине в ужасе убегает.
 

Русская икона - Турцова Нина Михайловна - Крещение Господне

 СПб.: ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-014-4
 

Турцова Нина Михайловна - Крещение Господне - Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ

Русская икона - Губарева, Кутковой, Лепахин - Сретение ГосподнеСретение — слово старославянское. Его значение легко отгадывается: сретить - значит встретить. О какой же встрече идет речь? Это единственная встреча в истории человечества.
 
Встреча с большой буквы, которая изменила судьбы мира, это Встреча Младенца Иисуса в Иерусалимском храме старцем Симеоном, который после этого получил именование Богоприимца. Это произошло на сороковой день после Рождества Христова. Событие празднуется церковью 2/15 февраля как двунадесятый, то есть один из самых торжественных праздников.
 
На иконе мы видим склоненного старца Симеона, который бережно держит на руках маленькую фигуру Младенца Христа. Перед ним стоит Богородица, протягивающая покровенные руки, и праведный Иосиф с голубями в руках. Родители принесли Сына в храм и благоговейно, как величайшее сокровище, передали Его на руки святому старцу. Позади Симеона на втором плане стоит святая пророчица Анна. Она поднимает вверх голову, покрытую платом; на ее лице отражается пророческое вдохновение.
 

Русская икона - Губарева, Кутковой, Лепахин - Сретение Господне

Санкт-Петербург: Метропресс: ООО «Метропресс», 2014г.-76 с.
ISBN 978-5-00000-026-7
 

Русская икона - Губарева, Кутковой, Лепахин - Сретение Господне – Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ

 
Русская икона - Турцова Нина Михайловна - Вход Господень в ИерусалимТоржественно  и  медленно  приближа­ется  к  городу  Сын  Божий.  Взоры  всех присутствующих  обращены  к  Нему. Восхваляют Учителя следующие за Ним апостолы. Услышав  о приходе  Спаси­теля,  горожане  оставили  свои  повсед­невные заботы и вышли Ему навстречу. В сомнении, они на мгновение замерли: Долгожданный  Мессия!  Он  ли  это?» Но небо засияло Божественным светом, славя Господа. Его золотые блики отра­зились на горе, башенках града и лицах людей.  И,  внезапно,  что-то  таинствен­ное, необъяснимое озарило души жите­лей Иерусалима: «Осанна!» — обратились к  Спасителю  первые.  «Осанна!»  —  под­хватили другие. И вот уже слилось при­ветствие многолюдной толпы в  единый тихий  и  благоговейный  глас.  Радуются дети, устилая путь Господа Иисуса Хри­ста  одеждами  и  ветвями.  Не  разумом, а чистыми детскими сердцами постига­ют они величие происходящего. Лик же Спасителя исполнен печали: Его не тро­гают  ни  торжество  учеников,  ни  сми­ренное  ликование  народа.  Сейчас  Он сойдет с осла и как простой паломник войдет в царственный град Иерусалим. А за его стенами Спасителя ждут отрече­ние учеников, отступничество народа, страдания и гибель.  Многое тревожит душу Господа. Но Он неуклонно следует к воротам Иерусалима: час настал, и Сын Божий  исполнит  великую  волю  Отца, отдав жизнь во имя искупления грехов че­ловеческих. Своим распятием на Кресте Он победит смерть и откроет всему живо­му путь в Царство Небесное.
 
Автор  иконы  из  Благовещенского собора  Московского  Кремля,  тонкий художник,  блистательно  владеющий средствами  живописи,  сумел  передать все  многообразие  чувств,  испытывае­мых участниками события. Доминиру­ющие в  иконе  светлые  краски,  строго продуманные  ритмические  соотноше­ния  одновременно  рождают  ощущения радости и тихой грусти, покоя и надви­гающейся драмы. Эта неоднозначность переживаний осознается всякий раз при прочтении древних текстов,  описываю­щих мессианский Вход Христа Спасите­ля  в  день  посвященного  Ему Вербного воскресения.  Поэтому прежде, чем про­должить рассказ  о  шедевре  безвестного московского мастера, который мы поме­стим в конце книги, нам предстоит озна­комиться  с  историей  великого  события и его праздника, их письменными и ху­дожественными источниками.
 

Русская икона - Турцова Нина Михайловна - Вход Господень в Иерусалим 

СПб.: ООО «Метропресс», 2014 — 76 с.
ISBN 978-5-00000-021 -2
 

Турцова Нина Михайловна - Вход Господень в Иерусалим - Содержание

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ 

Русская икона - Давидова Мария - Тайная вечеряНа иконе изображены апостолы, сидящие тесным кругом вокруг стола. Вместе с ними — Божественный Учитель, Господь Иисус Христос. Это момент их прощальной трапезы перед грядущими Страданиями Спасителя. Ученики, кажется, беседуют между собой, обращаясь друг к другу со смиренной сдержанностью во всех движениях. Они как бы склоняются перед Спасителем, Который также преклоняет главу перед ними: Он готов предать Себя на смерть ради спасения мира. Эта тихая гармония нарушается резким «диссонансом»: рука предателя Иуды тянется к чаше через весь стол, словно он хочет приступить к трапезе раньше Учителя. «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня», — говорит Господь о Своем предателе. Имя его еще не известно ученикам. Они в недоумении и страхе стараются заглянуть в собственную душу, готовые подозревать самих себя. Им ужасна сама мысль о возможности столь низкого поступка. Иоанн Богослов, самый юный ученик Спасителя, склонился к Нему на грудь в знак любви и благоговения. По просьбе апостола Петра он робко спрашивает Учителя об имени злодея. Но Господь не отвечает прямо на поставленный вопрос: Он меняет тему разговора и предлагает апостолам Свое последнее наставление о любви к Богу и ближнему. 
 
Звонкие холодноватые тона древней живописи передают атмосферу тишины и сдержанной гармонии, которую создает мерный круговой ритм фигур. Кажется, что от большого трапезного стола словно исходит таинственное сияние. Маленькая золотая чаша как бы притягивает основные линии композиции, собирая ее динамические «лучи» в единый фокус. Светлое светящееся облако фона позволяет ясно выделить главные силуэты фигур. Весь образ вписывается в сферу подобно традиционным изображениям иконописного рая. Краски древней иконы сгармонированы, подчинены единому целому. Икона производит очень цельное впечатление в единстве всех составляющих ее элементов. «Тайная вечеря» - так называется эта икона. Почему последняя трапеза апостолов называется Тайной? Что за тайные, глубинные смыслы заключены в образе, который о ней рассказывает? Об этом вы узнаете из этой книги. 
 

Русская икона - Давидова Мария - Тайная вечеря

СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2014, 76 с. 
ISBN 978-5-00000-018-2 
 

Давидова Мария - Тайная вечеря - Оглавление 

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Мария Георгиевна Давидова) 
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Мария Георгиевна Давыдова) 
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Мария Георгиевна Давидова) 
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Мария Георгиевна Давидова) 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИИ 

Русская икона - Кирьянова Светлана - Распятие ХристовоБесплотное тело Иисуса Христа будто парит над землей. Во имя любви к людям Бог воплотился и вочеловечился, жил и проповедовал на земле и теперь умирает на Кресте.
 
Умирает - чтобы воскреснуть, сломать врата ада и открыть людям путь в Царствие Небесное. Именно ради этого Он и пришел в мир: чтобы Своей смертью победить смерть. Рядом с Крестом стоит поддерживаемая женами Богородица и любимый ученик Христа - св. Иоанн Богослов. Из близких Господу людей только они не покинули Его. Они стоят возле Креста на Голгофе, соучаствуя в великом и страшном событии.
 
Глядя на икону, кажется, что вместе с ними вся вселенная застыла от ужаса перед свершившимся злодеянием. Вверху в рыдании замерли ангелы. И даже воин, который только что был среди палачей, со страхом и трепетом взирает на Распятого. Видя величие Господа, он уверовал в Него и признал Его истинным Сыном Божиим. Распятие Христово — краеугольный камень Священной истории. Ветхий Завет сменяется Новым Заветом, заветом любви Господней. Эту необъятную любовь Бога к Своему творению мы видим в образе Распятого Христа. Словно не палачи прибили Его руки к Кресту, а Он Сам простер их над страдающей землей, призывая к Себе людей: «Приидите ко Мне вcи труждающиеся и обремененныеу и Аз упокою вы»... 
 

Русская икона - Кирьянова Светлана - Распятие Христово

СПб.: Метропресс : ООО «Метропресс», 2013, 76 с. 
ISBN 978-5-00000-010-6 
 

Русская икона - Кирьянова Светлана - Распятие Христово - Оглавление 

  • СЮЖЕТ И ПОЧИТАНИЕ (Светлана Александровна Кирьянова) 
  • ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ (Светлана Александровна Кирьянова) 
  • ОБРАЗ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ (Светлана Александровна Кирьянова) 
  • РАССКАЗ ОБ ОДНОМ ШЕДЕВРЕ (Светлана Александровна Кирьянова) 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
СПИСОК ИЗОБРАЖЕНИЙ 

 
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (4 votes)
Аватар пользователя otec Vyacheslav