Вейнберг - Введение в Танах - BibleQuote

Вейнберг Введение в Танах
Основной вопрос библеистики XX в.: "Каким образом создавалось Пятикнижие?"
 
Новый век в научном исследовании Пятикнижия начался с того, что была поставлена под сомнение надежда/иллюзия разрешения основных проблем изучения и понимания Пятикнижия.
 
Возникло много различных поводов и причин для таких сомнений, начиная от общих мировоззренческих до конкретных, связанных с самим изучением Пятикнижия.
 
 

Введение в Танах - Вейнберг - модуль Цитата из Библии - BibleQuote

 
К первым относятся те коренные социально-политические и духовные сдвиги, которые были вызваны двумя мировыми войнами, разрушительными революциями, установлением тоталитарных режимов и созданных ими Аушвицем и ГУЛАГом, геноцидом и угрозой атомного уничтожения, и другими явлениями нашего века, оставившими мало места для оптимистического эволюционизма, какой пронизывал научное изучение Пятикнижия в предыдущие века. Значительные успехи археологии и эпиграфики древнего Ближнего Востока в изучении его истории и культуры расшатывали другую, не всегда открыто заявленную, но почти всегда присутствовавшую в прежнем научном исследовании Пятикнижия установку - признание его уникальности и неповторимости.
 
Новые открытия доказывали наличие многих точек соприкосновения между изложенным в Пятикнижии и в других древних ближневосточных текстах, указывали на необходимость изучения Пятикнижия в культурно-историческом контексте древнего Ближнего Востока. Что касается конкретных поводов и причин для сомнений, то одна из наиболее существенных выражена остроумным афоризмом одного английского библеиста, заявившего: ("Пятикнижие не Моисеево, оно мозаично").

Превращение последователями "Новой документальной гипотезы" текста Пятикнижия в мозаику разрозненных отрывков, фактическое разрушение любой цельности в Пятикнижии не могло не вызвать отрицательную реакцию. Одним из проявлений ее стала, согласно точному определению известного английского библеиста Г.Г. Роули, "тенденция более консервативного подхода ко многим вопросам" в изучении Пятикнижия.

Эта тенденция проявляется во всем мире, в том числе в еврейско-израильской среде, например в трудах М. Сегала. Заявив, что "…мы должны отвергать аналитический метод [документальной] теории... должны освободиться от порожденного [документальной] гипотезой скептицизма и гиперкритицизма и довериться самой древней книге, смиренно стараясь услышать в ее стихах божественный голос", Сегал предлагает свой "синтетический" метод, который подводит его к выводу: "Признание традицией, что Моше был автором приписанного ему в Пятикнижии учения, заслуживает внимания".

Лишь немногие из еврейско-израильских библеистов столь консервативны, как Сегал. Так, например, У.Кассуто, хотя и утверждает, что существование разных теонимов и их чередование в Пятикнижии не может служить доказательством наличия в нем разных "документов", тем не менее, признает, что в основе этой цельности лежали разные традиции, бывшие в обращении в различных кругах древнееврейского общества.

"Из всего этого клада Тора выбирала те традиции, которые казались соответствующими ее целям, затем продолжала их совершенствовать, упорядочивать и объединять их, преобразовывать их стиль и фразеологию, и в целом придавать им новый облик в своем духе, пока они не слились в одно целое".

Консервативная тенденция весьма своеобразно проявляется в концепции И. Кауфмана, который в своем основном труде "История израильской религии" принимает предложенное Вельхаузеном выделение в основе Пятикнижия четырех "документов", но отвергает однолинейный эволюционизм Вельхаузена, подчеркнув, что Жреческий кодекс и отображенное в нем состояние йахвизма, его культа, организации жречества и т.д. соответствуют не времени после Второзакония, а времени до него. При всей спорности этого основного положения Кауфмана оно поддерживается рядом современных израильских библеистов - М. Хараном, А. Гурвицем и другими.

Консервативные тенденции присутствуют также в современной христианской библеистике, в которой, например, один из виднейших ее представителей Р. де Во говорит о четырех потоках традиций, лежавших в основе Пятикнижия и исходивших из разных йахвистских святилищ. Другой крупный исследователь, Б.Д. Эрдмане, полностью отвергает концепцию четырех "документов" заменив ее теорией, которая может быть названа "гипотезой кристаллизации". По этой гипотезе Пятикнижие предстает итогом многовековой собирательской деятельности, в ходе которой были переработаны, освоены и объединены многочисленные и разнообразные традиции.

 

История модуля BibleQuote

 
В модуль вошли 4 части "Введения в Танах" Й. Вейнберга
  • 1 Пространство и время Танаха
  • 2 Пятикнижие - через испытания к свершению
  • 3 Пророки. Повествование об обретении и утрате Страны обетованной. - Призыв к покаянию
  • 4 Писания. Человек в мире людей. - Оформление Танаха и его последствия
07.11.11 - третья редакция модуля в юникоде в формате .bqb для BibleQuote6
Благодарность czugajster - за тексты книг Вейнберга Й.
02.02.13 - модуль в кодировке UTF-8 в для BibleQuote 6 и Андроид

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.2 (13 votes)
Аватар пользователя esxatos