Катехизис Русской Православной церкви - 2016

Катехизис Русской Православной церкви
Настоящий Катехизис разработан Синодальной Библейско-Богословской Комиссией в качестве пособия для верующих Русской Православной Церкви, а также для готовящихся вступить в ее состав через таинство святого Крещения.
 
Он призван дать представление о наиболее важных понятиях и положениях христианского вероучения, нравственного учения и церковной жизни.
 
В первые века существования Церкви основы христианского вероучения преподавались вместе с подготовкой к таинству Крещения; эта подготовка, продолжавшаяся несколько месяцев (а зачастую и дольше), называлась оглашением.
 
Сохранились классические сборники катехизических (огласительных) поучений, написанные в IV веке святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом.
 
В последующие века, когда повсеместно распространилась практика крещения младенцев, предкрещальное оглашение было сведено к нескольким молитвам и богослужебным действиям, совершавшимся непосредственно перед крещением. При этом, однако, сохранялась практика обучения основам веры тех людей, которые приняли крещение в младенчестве, по достижении ими совершеннолетия.
 
Уже святитель Кирилл Иерусалимский, помимо «Огласительных поучений», обращенных к готовящимся к Крещению, написал также «Тайноводственные поучения», обращенные к тем, кто уже принял Крещение.
 
Появлявшиеся в Церкви впоследствии своды богословских знаний составлялись в расчете на членов Церкви, желающих получить систематическое представление о церковных догматах.
 

КАТЕХИЗИС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 
Синодальная библейско-богословская комиссия Русской Православной Церкви
Проект принят на пленарном заседании СББК 29 января 2016 года
Москва 2016 г. 
 

КАТЕХИЗИС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Содержание

 
Введение. Вера и источники христианского вероучения
Глава 1. Вера
Глава 2. Источники христианского вероучения
Часть I. Бог, мир и человек 
Глава 1. Бог
Глава 2. Мир
Глава 3. Человек
Глава 4. Христос
Глава 5. Грядущие судьбы мира
  • § 1. Царствие Божие
  • § 2. Смерть и посмертная судьба человека
  • § 3. Последние времена. Конец мира
  • § 4. Второе Пришествие Господа Иисуса Христа
  • § 5. Всеобщее воскресение
  • § 6. Всеобщий суд
  • § 7. Ад. Посмертные мучения грешников
  • § 8. Рай. Царство Небесное
Часть II. Церковь и ее богослужение
Глава 1. Учение о Церкви
Глава 2. Каноническое право и устройство Церкви
Глава 3. Богослужение
Глава 4. Храм
Глава 5. Икона. Крест
Часть III. Жизнь во Христе
Глава 1. Закон и благодать
Глава 2. Грех и добродетель
Глава 3. Аскетическое предание Церкви и духовная жизнь христианина
Глава 4. Молитва 
 

КАТЕХИЗИС РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - § 4. Второе Пришествие Господа Иисуса Христа

 
Второе Пришествие Христа будет радикальным образом отличаться от Его первого явления.
В первый раз Христос пришел на землю в уничиженном «образе раба», «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Фил 2:7), во второй же раз Он придет в славе и величии Своего Божества. По словам священномученика Ипполита Римского, «в писании показаны два явления Господа и Спасителя нашего: одно — первое, которое бы- ло по плоти бесславным по причине уничижения Его... а другое Его явление будет пока- зано во славе, когда Он придет с небес с силою ангелов и славою Отчею»423. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Мы проповедуем Пришествие Христово не одно толь- ко, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя... В первое «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12:2), во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе... Приидет Спаситель не для того, чтобы опять быть судимым, но приидет судить судивших Его»424.
 
Второе Пришествие Христа описывается в Священном Писании как событие космического масштаба.
В Евангелии Господь говорит: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф 24:29–31). «Знамением Сына Человеческого» христианская традиция считает крест. По словам святителя Иоанна Златоуста, крест Христов, который «светлее солнца», будет явлен на радость христианам. «Услышав о кресте, ты не представляй чего-либо печального: Христос придет с силою и славою многою», — пишет святитель Иоанн. В момент Второго Пришествия Христа «ангелы соберут воскресших, а облака восхитят собранных, и все это произойдет в кратчайшее время, во мгновение»425. Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24:31; Мк 13:27), «при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес 4:16).
 
Второе Пришествие Спасителя будет внезапным, будет подобно молнии, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27).
Оно застанет врасплох тех, кто не готовится к нему. Христос призывает к постоянному бодрствованию: «Бодрствуйте, ибо не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:42). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:34–36).
 
Не открывая времени Своего Второго Пришествия, Иисус Христос тем не менее раскрыл признаки его приближения.
Время перед кончиной мира описывается в Новом Завете как период бедствий. Согласно словам Христа, это время будет ознаменовано войнами: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф 24:6–7; Мк 13:7–8; Лк 21:9–11). Христиан будут ненавидеть, предавать на мучения и убивать (Мф 24:9; Мк 13:9; 13:11–13; Лк 21:12–20). В то же время, «проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14; Мк 13:10). Апостолы говорили о «последних временах» (1Тим 4:1; 1Ин 2:18), «последних днях» (2Тим 3:1), свидетельствуя, что это будут тяжелейшие дни, что в это время произойдет отступление многих от веры христианской (1Тим 4:1).
 
Второму Пришествию Христа будет предшествовать появление в мире «человека греха, сына погибели» (2Фес 2:3) — антихриста.
По учению Церкви, антихрист — это вполне определенная личность, враг Христа и Его Церкви, который явится в последние времена. Антихрист — это противник Христа; тот, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес 2:9). Главной отличительной чертой антихриста будет богоотступничество, противление Богу, желание выдать себя за Бога; он будет стремиться к разрушению дела Христова и в то же время будет выдавать себя за Христа. В святоотеческой традиции название «антихрист» связывается именно с тем главным врагом Христа и Церкви, «который должен прийти при конце мира»426. Победу над антихристом и всей его сатанинской силой одержит Христос во время Своего Второго Пришествия: Он убьет антихриста «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес 2:8).
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (6 votes)
Аватар пользователя ElectroVenik