Попов - Евангельское движение в Москве

Владимир Александрович Попов - Евангельское движение в Москве. Страницы истории
Москва - крупнейший мегаполис мира, в котором проживают люди разных национальностей и вероисповеданий. В Российской столице сосредоточены центры православия и крупные центры евангельского христианства. По некоторым данным, в Москве существует 300 церквей евангельского направления с общим количеством членов примерно в 30 тысяч. На первом месте по количеству зарегистрированных религиозных организаций стоит православие. На втором месте — протестанты-евангелики: евангельские христиане, христиане веры евангельской, евангельские христиане-баптисты.
 
Многолетним историческим символом Москвы евангельской является Центральная церковь евангельских христиан-баптистов, старинное собственное здание которой расположено в исторической зоне столицы на Малом Трехсвятительском переулке, дом 3.
 

Владимир Александрович Попов - Евангельское движение в Москве. Страницы истории

М. : Христианский центр «Логос», 2020. — 384 с.
ISBN 978-5-87246-013-9
 

Владимир Александрович Попов - Евангельское движение в Москве. Страницы истории - Содержание

  • Предисловие
  • Протестанты земли российской
  • Первые евангельские собрания в Москве
  • Евангельских верующих преследуют
  • Хождение в народ
  • Поборники царства мира
  • Разделивший крест Христа
  • Молодой виноградник
  • «В стройном хоре и оркестре успех нашей работы»
  • Возродить храм души
  • «Пока мы дышим, мы должны творить»
  • Центр духовного притяжения
  • Журнал «Логос» — на нивах просветительства и музыкальной педагогики
  • «Немного рифмач и немного скрипач»
  • Певец Голгофы
  • «В нем жил высокий дух»
  • Интеллектуалы в церкви
  • Она была письмом Христовым
  • Тайные ученики
  • Блаженны милостивые
  • Полагая души свои за братьев
  • Защитники без вины виноватого
  • Евангелие остановило танки
  • Молитва на Лубянке и в Кремле
  • Воины Христа
  • Билли Грэм проповедовал в Москве
  • По стопам отца
  • Визиты президентов
  • Центральная церковь — родоначальница московских церквей
  • Обретение эпохальной находки
  • Живой памятник истории и культуры

Владимир Александрович Попов - Евангельское движение в Москве. Страницы истории - Первые евангельские собрания в Москве

 
У истоков евангельского движения в Москве стояли библейские книгоноши. Слово «книгоноша» — одно из самых древнейших на Руси. Появилось оно вместе с официальным принятием и утверждением христианства. Еще в годы княжения Ярослава Мудрого переписчики духовных книг усердно заботились о том, чтобы сокровища библейской мудрости не залеживались в монастырских и церковных хранилищах. Они подыскивали людей, которые могли бы доставлять литературу в села и деревни. И вот тех, кто брал на себя миссию распространения библейских книг, сочинений Отцов Церкви, проповедей священнослужителей стали называть книгоношами. Движение это со временем заглохло, слово «книгоноша» было забыто. И, лишь во второй половине 19-го века оно снова обрело популярность.
В тогдашнем российском обществе резко усилилась тяга к духовным исканиям, возрос интерес к библейским истинам. Ведь с 1858 года возобновилось дело перевода Священного Писания на современный русский язык, и к 1862 году был выпущен полный текст Нового Завета. Эпоха духовного оживления требовала энтузиастов-распро-странителей Евангелия. Такие люди вскоре появились. 8 апреля 1863 года на квартире преподавателя истории Петербургской духовной семинарии Астафьева Николая Александровича впервые собрался кружок из восьми лиц разного происхождения и различной вероисповедной принадлежности. Душой собрания был Астафьев. А вокруг него объединились: чиновник министерства народного просвещения Белецкий, преподаватель теории музыки в консерватории Заремба, органист голландской церкви Арк, служащий английской фирмы Нобс, чиновник министерства государственных имуществ Неандер, работник книгоиздательства Форхгаммер. Эти столь разные люди были едины в одном — в стремлении помочь народам России познакомиться с Евангелием.
 
К 1866 году кружок перерос в «Общество распространения Священного Писания в России». Большую поддержку делу становления «Общества» оказала Мария Григорьевна Пейкер. Проживая долгое время за границей, она регулярно откладывала деньги на какое-либо доброе дело в России. Возвратившись в Петербург, она узнала об образовании библейского кружка и сразу же отдала накопленные средства на его развитие. Мария Григорьевна происходила из аристократического семейства, много вращалась в большом свете, рано овдовела и всю себя отдала христианскому служению. Несколько лет она возглавляла Петербургский тюремный комитет, открыла ребцентр для женщин, освобожденных из заключения. В 1872 году Пейкер представляла Россию на Всемирном Конгрессе по тюрьмам в Лондоне.
Солидный организаторский опыт пригодился Марии Григорьевне и в то время, когда она стала сотрудничать с основателями Общества распространителей Писания. Пейкер смогла привлечь для этого дела лиц из дворянской знати. Среди активных помощников и жертвователей оказались: Корфы, Бобринские, Пашковы, Чертковы, Игнатьевы.
 
В начале восьмидесятых годов 19-го века большим средоточием движения книгонош стала Москва. Там появились книжные склады и филиалы Петербургского «Общества». Активные книгоноши, как правило, шли в места скопления людей. В Москве к тому времени в трактире «Яма» собирались известные представители российской гуманитарной науки и вели оживленные религиозно-философские дискуссии. Завсегдатаи собраний часто видели там столпов христианской философии: Владимира Соловьева. Сергея Булгакова, Николая Бердяева. Их выступления по текущим событиям и вечным проблемам бытия привлекали московскую интеллигенцию. Регулярными посетителями этих интеллектуальных вечеров стали и книгоноши. Они приносили туда духовную литературу, вступали в беседы на животрепещущие темы. «Братья, весь смысл жизни — в Евангелии, приобретайте и читайте эту Книгу», — призывал книгоноша Синицын.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (3 votes)
Аватар пользователя brat christifid