Фокин - Германская мысль

Германская мысль конца XIX - начала XX в.
В сборник вошли малоизвестные произведения теологов-протестантов конца XIX — начала XX в. Р. Кнопфа, А. Гарнака, В. Вреде, А. Юлихера, знаменитого философа-индолога П. Дейссена, философа культуры Х. С. Чемберлена, великого немецкого композитора Р. Вагнера, а также доклад немецкого писателя Г. Гессе «Фауст и Заратустра». Все публикации объединяет глубокое размышление об основаниях веры. В заключающей сборник статье делается попытка рассмотрения современной религиозной мысли и предлагается один из путей ее выхода из кризисного состояния.Издание адресовано отечественным богословам самых разных конфессий, филологам, психологам, историкам, философам, религиоведам, культурологам, а также всем интересующимся историей раннего христианства и проблемами богословия.
 

Theologia teutonica contemporanea. Германская мысль конца XIX - начала XX в. о религии, искусстве, философии

 
Сост. Фокин И. Изд. С.-Пб. университета, 2006 г.
 

От СОСТАВИТЕЛЯ
ГЕРМАН ГЕССЕ. ФАУСТ И ЗАРАТУСТРА
РИХАРД ВАГНЕР. ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ 
ПАУЛЬ ДЕЙССЕН. ВЕДАНТА И ПЛАТОН
В СВЕТЕ КАНТОВОЙ ФИЛОСОФИИ    

 
ХАУСТОН СТЮАРТ ЧЕМБЕРЛЕН ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА
РЕЛИГИЯ ОПЫТА
БУДДА И ХРИСТОС
БУДДА
ХРИСТОС 

 
РУДОЛЬФ КНОПФ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСКИХ ВЕРОВАНИЙ В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ
I.    ИУДЕЙСКИЕ НАДЕЖДЫ НА БУДУЩИЙ МИР 
II.    ДРЕВНЕЙШАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
III.    КРУШЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭСХАТОЛОГИИ
IV.    ГРЕЧЕСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
V.    ГРЕКИ И ХРИСТИАНСТВО 
VI.    НЕБО И АД ГРЕКОВ В АПОКАЛИПСИСЕ ПЕТРА

 
АДОЛЬФ ГАРНАК. МОНАШЕСТВО, ЕГО ИДЕАЛЫ И ЕГО ИСТОРИЯ
ВВЕДЕНИЕ
I.    ЭПОХА АПОСТОЛОВ  
II.    II СТОЛЕТИЕ (ГНОСТИЦИЗМ И МОНТАНИЗМ)
III.    III и IV СТОЛЕТИЯ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОНАШЕСТВА) 
IV.    ВОСТОЧНОЕ МОНАШЕСТВО 
V.    НАЧАЛО ЗАПАДНОГО МОНАШЕСТВА. АВГУСТИН 
VI.    БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ И ЕГО ОРДЕН ДО X СТОЛЕТИЯ
VII.    КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА: XI и XII СТОЛЕТИЯ   
VIII.    ФРАНЦИСК. МОНАШЕСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА ОТ XIII до XV СТОЛЕТИЯ
IX.    ОРДЕН ИЕЗУИТОВ И НОВОЕ ВРЕМЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
АДОЛЬФ ГАРНАК. СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
АДОЛЬФ ГАРНАК. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО ДО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ
ВВЕДЕНИЕ
I.    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ К ЦЕРКВИ  
II.    ЦЕРКОВЬ В I В. (ОКОЛО 30-130 гг.) и ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ и КУЛЬТУРЕ
III.    ЦЕРКОВЬ ВО II В. (ОКОЛО 130-230 гг.) и ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ И КУЛЬТУРЕ
IV.    ЦЕРКОВЬ В III в. (около 230^-311 гг.) и ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ и КУЛЬТУРЕ 
V.    РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ К ЦЕРКВИ
VI.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ:' ОТ КОНСТАНТИНА ДО ГРАЦИАНА И ФЕОДОСИЯ (306-395 гг.). ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ

 
ВИЛЬЯМ ВРЕДЕ. МЕСТО ПАВЛА В ИСТОРИИ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
ПАВЕЛ И ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ ЕМУ РАЗВИТИЕ  — ВЛИЯНИЕ ПАВЛА НА ЕГО ЭПОХУ
ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАВЛА

 
АДОЛЬФ ЮЛИХЕР. РЕЛИГИЯ ИИСУСА И НАЧАЛО ХРИСТИАНСТВА ДО НИКЕЙСКОГО СОБОРА
ВВЕДЕНИЕ — ИИСУС
I.    Источники истории Иисуса
II.    Внешнее течение жизни Иисуса
III.    Религия Иисуса 
ПАВЕЛ И ЭПОХА АПОСТОЛОВ (ДО 125 г.)
I. Вера в Воскресение Иисуса  
II. Первоначальная община в Иерусалиме
III.    Павел. Его ЖИЗНЬ И деятельность
IV.    Религия и теология Павла
V.    Средний тип христианина в древних общинах
VI.    Развитие теологии Павла в течение двух ближайших поколений
ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ В ЦЕРКВИ ОТ 125 до 325 г 
I.    Христианство эпигонов
II.    Борьба с гностицизмом, ее опасность и ее счастливый конец 1
III.    Превращение христианства в церковь со времени борьбы с гностиками
КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ 
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ. Иван Фокин

 

 
Иван Фокин - ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 

После большевистского разгрома нашей философской и богословской культуры очень трудно, почти невозможно, высказываться прямо и непосредственно по философско-теологическим проблемам современного русского христианства. Постоянно приходится делать всевозможные пояснения и оговорки, без которых просто не преодолеть глубоких разрывов в нашей духовной действительности, образовавшихся после террора «воинствующего материализма».

В книгу «THEOLOGIA TEUTONICA CONTEMPORANEA* («Современная немецкая теология») вошли переводы трудов немецких мыслителей конца XIX — начала XX в., объединенные одной общей темой — поиском религиозной и научно-философской Истины, благодаря которой, согласно всем авторам настоящего сборника, только и может существовать современная культура как нечто органически развивающееся из единого Духа. Эта книга призвана, по замыслу составителя и издателей, познакомить русских читателей с этой малоизвестной духовной позицией представителей немецкой эстетической, теологической и философской мысли, незаслуженно забытых или замалчиваемых в современной богословской, религиоведческой и историко-философской науке.

Исходя из такой цели, трудно было избежать некоторой эклектичности при составлении настоящего сборника. Однако, несмотря на это очевидное несовершенство, необходимость публикации подобной литературы ощущается в настоящее время весьма остро: прежде всего из-за плачевного состояния отечественного гуманитарного (духовного) образования, после того как из высшей школы ушла так называемая «марксистско-ленинская философия», внедрявшаяся в сознание нескольких поколений русских «интеллигентов» в виде «научного материализма и атеизма», а место простого и непредвзятого изучения христианской религии заняло аморфное преподавание различных религиозных мировоззрений, получившее ничего не говорящее название «религиоведение».

В связи с такой путаницей в умах, и, по-видимому, с не вполне сознаваемой нелепостью отношения к религии как к «религиоведению» (представим себе философию, вдруг превратившуюся в «философи-оведение»!), при подготовке книги были учтены некоторые основные тенденции и ошибки нашего все еще «общественного» образования. Поэтому в сборник наряду с исследованиями знаменитых немецких теологов-протестантов «вильгельмовской эпохи» начала XX столетия (Р. Кнопфа, А. Гарнака, П. Вреде, А. Юлихера) вошли также некоторые произведения, весьма косвенно относящиеся к теологии в традиционном ее понимании (X. С. Чемберлен, П. Дейссен). Наконец, при составлении было сочтено возможным включить в издание небольшой доклад Г. Гессе «Фауст и Заратустра», трактующий проблемы современного естествознания в несколько необычном, отчасти эстетическом и научном, отчасти теолого-историческом ключе, и известную статью Р. Вагнера «Искусство и революция» с ее весьма оригинальным и тем не менее органическим соединением взглядов античности и христианства.

Вопросы религии давно стали делом всего культурного человечества, по сути, перейдя границы отдельных народностей и исповеданий, и поэтому всякая оригинальная мысль, всякое искреннее открытое слово о Боге и Его отношении к человеку наполняют нас столь же искренней радостью и надеждой на лучшее будущее современного христианства, а значит, и всей совокупности нашей духовной жизни. Поэтому совершенно естественно после столетия запустения и варварства возрадоваться иной раз и давно уже пройденному или полузабытому в области христианского богословия. Именно эту радость припоминания и призвана доставить читателю книга «THEOLOGIA TEUTONICA CONTEMPORANEA», появление которой вызвано как духовными потребностями нашей историко-философской науки, так и интересом к событиям и проблемам истории раннего христианства.
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.6 (14 votes)
Аватар пользователя esxatos