Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал

Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал
Главный редактор: Гавриэль Фельдман
Директор: рав Александр Айзенштат
Выпускающий редактор: Броха Губерман
Раввинский надзор: рав Элияу Тавгер
Дизайн / верстка: Лев Марзеев
Набор и корректура: Тали Володин
Фото: Хаим Фельдман, Элияу Пешков, Шимон Левин
Перевод: Реувен Губерман, Михаэль Нишлюк
 

Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал

101000, Москва,
Лучников переулок, д. 7/4 стр. 6, кв. 34
facebook.com/MirTory
В некоторых сносках использована информация, любезно предоставленная порталом Toldot.Ru
Отпечатано в типографии «Финтрекс» (fintrax.ru)
 

Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал - №33 - 2012 - Содержание

Памяти учителя и друга
Рав Моше Лебель, Рав Александр Айзенштат, Бенцион Парицкий
Пыль злословия
Рав Элияу Тавгер
Алахический статус гражданских браков
Рав Давид Канторович
идеализация природы как источника действия в атеизме
Рав Захария Матитьяу
Понятие времени в свете толкования традиционных текстов
Рав Мордехай Кульвянский
давид и Батшева
Рав Александр Красильщиков
Беаалотха
Рав Цви Патлас
Тикун в ночь Праздника Шавуот в каббалистической традиции
М. Алтшулер
Обиженный брокер
Рав Цви Шпиц
Ограничения конкуренции в бизнесе
Рав Йеуда Фруман
Шофар «на пенсии», или как правильно выбросить сукку?
Рав Шимон Соскин
Ограждение крыши и другие способы предотвращения опасности
Рав Бенцион Меламед
благословение на подготовку к заповеди
Рав Моше Аксельрод
Воспитание внутри и снаружи
Рав Шломо Вольбэ
Управление эмоциями
Эстер Офенгенден
Не хочу я прощаться с тобой!
Рав Цви Каплан
илуй (последний еврей)
Рав Цви Патлас
Визит раввинов из Москвы в город Куба (Азербайджан)
 

Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал - №34 - 2012 - Содержание

Или-или
Гавриэль Фельдман
Памяти рава Эльяшива
Рав Моше Лебель, Зеев Вольф Шафранов
Запрет мстить
Рав Элияу Тавгер
О заповели цдаки
Рав Давид Канторович
Ограничения конкуренции в бизнесе
Рав Йеуда Фруман
Формула еврейской протекции
Рав Ури Суперфин
Гуманизм и эгоизм как дополнение мировоззрения атеизма
Рав Захария Матитьяу
Усилия напрасные и необходимые
Раби Менахем Зеев Маор
Совет
Рав Яаков Доктор
Благословения на заповедь тефилин: спор ришоним
Рав Моше Аксельрод
Фруктово-ягодное пюре или варенье: кошерно ли это?
Рав Бенцион Меламед
Почему подстригся Йосеф?
Рав Элияу Нахман Вугенфирер
Тикун в ночь праздника Шавуот в каббалистической традиции
М.Альтшулер
цеэно Урээно
Раби Яаков бен Ицхак из Янова
48 путей к мудрости
Рав Ноах Вайнберг
Пробуждение памяти
Александр Кац
Воспитание внутри и снаружи
Рав Шломо Вольбэ
Управление эмоциями
Рабанит Эстер Офенгенден
илуй (последний еврей)
Рав Цви Патлас
Не хочу я прощаться с тобой!
Рав Цви Каплан
 

Мир Торы - интеллектуальный еврейский журнал - №35 - 2012 - Содержание

Верю - не верю
Гавриэль Фельдман
Злословие перед троими
Рав Элияу Тавгер
Ваэтханан
Рав Цви Патлас
48 путей к мудрости
Рав Ноах Вайнберг
Гуманизм и эгоизм как дополнение мировоззрения атеизма
Рав Захария Матитьяу
Договор Иссахара и Звулуна
Рав Гедалия Закгейм
Ограничения конкуренции в бизнесе
Рав Йеуда Фруман
Права работников
Рав Цви Шпиц
Самозащита права
Рав Бенцион Меламед
Как забрать у вора то, что он забрал?
Рав Элияу Нахман Вугенфирер
Поучать или не поучать?
Рав Давид Канторович
Этер Иска: введение в тему
МеирЛевин
Долги, инфляция и денежная реформа - взгляд Торы
Рав Шимон Соскин
Проблемы с израильскими плодами и их решение в диаспоре
Рав Ицхак Лифшиц
Мир дружественности
Рав Шломо Вольбэ
Служение сердцем
Рав Яаков Доктор
Радость каждый день и в праздники
Рав Авраам Куперман
Пробуждение памяти
Александр Кац
К основам русского еврейства
Рав Сендер Урицкий
Илуй (последний еврей)
Рав Цви Патлас
 

Гавриэль ФЕЛЬДМАН - ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ

 
Рав Шах[1] говорил ученикам: «Вы не получите награду за свою веру - вы и так верите в любую ерунду - в «сипурей цадиким»[2] и тому подобное! Вот я - ни во что не верю! Я получу награду за веру!»
 
Мир циничен и жесток, в нем почти нет места чуду. Практически все мы в пору советского детства в той или иной степени верили в «нашего» дедушку Мороза, а тот, кто помладше, даже успел на «забугорного» Санту. Потом мы выросли и зачерствели, но тоска по чудесной сказке осталась. Поэтому многие с удовольствием сбегают от реальности - кто в лес, махать деревянным мечом, а кто в путешествие по игровым серверам. А кто-то, вставая на путь, с которого несколько поколений назад сошли предки, начинает открывать для себя еврейскую традицию, и тут же обнаруживает искомую сказочность. Особую прелесть этой сказочности придает то, что она как бы санкционирована «нашей святой религией», т.е. верить в эту сказку можно и даже нужно, и не только самым маленьким детям. Тем более что наивная вера в сказку получила огромное распространение в традиционных и даже в ортодоксально соблюдающих еврейских кругах.
 
О чем конкретно речь? О псевдоеврейских «религиозных» услугах. О том, что спрос на эти услуги рождает обильное их предложение, которое, как правило, неплохо монетизировано: всевозможные новоизобретенные «сгулот» (приметы, амулеты и талисманы), распространение которых базируется на искренней вере в проходимцев от иудаизма и т.д. Благодаря этим проходимцам растет пропасть, отрезающая многих людей от истинного Знания. Дабы отделить мух от котлет, приведем несколько примеров.
1. Начнем с безобидного. Бытует поверье, что в составе Армии Обороны Израиля действует сверхсекретное подразделение старцев-каббалистов: в случае крайней необходимости они вступят в бой - надев на голову «циц»)3 воспарят над землей и уничтожат врагов с помощью молитвы и каббалистических формул.
 
2. Людям нравится слово «Каббала», вне зависимости от контекста и значения. Говорят, если советоваться с известным каббалистом относительно ведения бизнеса, то успех бизнесу практически гарантирован. Не страшно, что известный каббалист не изучал ни микро-, ни макроэкономику, не разбирается ни в маркетинговых инструментах, ни в финансовых рынках и их показателях - на то он и каббалист, тем более известный. А для того, чтобы почти что гарантировать успех уже в самой ближнесрочной перспективе, можно привлечь известного каббалиста в качестве «партнера по бизнесу», отписав ему 10 процентов всех будущих прибылей.
 
3.  Как-то раз мы с женой поехали в Тверию. В числе прочих там похоронен раби Меир - «Бааль а-нес» («чудотворец») и один из главных фигурантов Мишны. На ближних подступах к его гробнице нашему взору представилось невиданное изобилие всевозможных амулетов, оберегов и красных ниточек на любой вкус. Торговал всеми этими сокровищами красивый человек с длинной седой бородой. Подле него что-то жарилось на противне, источая тонкий аромат. Мне почему-то сразу показалось, что данное благовоние - это канифоль. Мы уж было собирались продолжить движение, но тут-то и началось самое интересное. Какая-то молодая женщина подошла к воскуривателю канифоли слишком близко и разглядывала его товар слишком долго и пристально. В общем, сама виновата. Он, конечно, приободрился, а затем голосом мягким, но не терпящим возражений, попросил свою жертву показать ему ладонь. Загипнотизированная женщина послушно показала руку. Лик торговца неожиданно стал тревожен: «Ой, какой ужас! Ты умрешьп ричем очень скоро!» Женщина предсказуемо испугалась. И тогда торговец смягчился: «Тебя еще можно спасти. Купи вот эту святую вещь. Каждый день, проснувшись, бери ее в руку, поворачивайся на месте 7 раз против часовой стрелки и произноси вот эти слова». Женщине хотелось жить, поэтому она вытащила кошелек и без особых колебаний купила спасительное средство.

В 1941 году Брискер Ров (рав Ицхак Зеев Соловейчик) прибыл в Йерушалаим. Когда он шел по городу, его сопровождала небольшая процессия, состоявшая из людей, знакомых с ним по Бриску (Бресту) или прослышавших о величии рава в Торе. В какой-то момент они увидели идущего навстречу человека в раввинском фраке, с красивой седой бородой. Среди сопровождающих рава Соловейчика начали перешептываться: «Кто это? Наверное, какой-то важный рав», - говорили они. «Наверное, не важный», - ответил услышавший их Брискер Ров. Он имел в виду, что «важных людей» очень мало, однако мы слишком привыкли встречать людей по одежке, по внешним проявлениям, и делать поспешные выводы.
Именно поэтому все чаще и чаще медиа (в том числе религиозные), четко реагируя на спрос, представляют платформу и легитимацию не только «известным каббалистам», но и всевозможным предсказателям и новоявленным врачевателям человеческих душ, которых они, не стесняясь, именуют раввинами и даже пророками



[1] Рав Элиэзер Менахем Шах (1894? - 2001) - рош ешива «Поневеж», глава поколения, великий лидер, которого многие называют «последним вождем харедим». Активно участвовал в политике.
[2] Истории о праведниках - особый жанр еврейского фольклора. Многие из историй, главными действующими лицами которых становились реальные люди, были придуманы.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.7 (3 votes)
Аватар пользователя Lexux