Ефим Грекулов - Православная инквизиция в России
Издательство «Наука». М.: 1964 г. - 169 с.
Ефим Грекулов - Православная инквизиция в России - Содержание
- Введение.
- Глава I. Православная церковь в борьбе против антицерковного движения.
- Глава II. Ведовские процессы..
- Глава III. Инквизиционные методы борьбы с расколом..
- Глава IV. Монастырские тюрьмы и использование их для борьбы с антицерковным и революционным движением.
- Глава V. Насильственное насаждение православия среди народностей России.
- Глава VI. Отлучение и анафема.
- Глава VII. Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы.
- Глава VIII. Гонения на просвещение и науку.
Ефим Грекулов - Православная инквизиция в России - Введение
Споры о том, была ли в России инквизиция, на этом, собственно, и закончились. Инквизиционные порядки в монастырских тюрьмах и других церковных организациях освещались и в некоторых других работах, но эти работы либо запрещались, либо замалчивались. Так, в 1898 г. В. Г. Короленко в статье «Об инквизиции», предназначенной для журнала «Русское богатство», говоря об изуверстве и религиозном фанатизме, разжигавшемся церковными инквизиторами - католиками в г. Ковно, пытался разоблачить деятельность и православных инквизиторов в царской России. Однако статья эта была запрещена цензурой.
Лишь в годы первой русской революции прогрессивному историку и общественному деятелю А. С. Пругавину удалось познакомить русское общество с инквизиционной деятельностью монастырских застенков4. Его работы, основанные на архивных материалах, вызвали в обществе широкий отклик. Журналы того времени писали, что со страниц его книг «веет ужасами инквизиции» и если инквизиция отошла уже в область преданий, то монастырские тюрьмы представляют современное зло и даже в XX в. сохранили специфические черты человеконенавистничества и жестокости.
Духовное ведомство не стало опровергать опубликованные Пругавиным материалы, оно предпочло молчать о них. Но в годы реакции, наступившей после разгрома революции 1905 г., дальнейшее разоблачение инквизиционной деятельности православной церкви было невозможно; ее интересы надежно защищал весь административный и полицейский аппарат самодержавия.
Категории:
Благодарю сайт за публикацию:
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Особенно за живое задела
Особенно за живое задела глава
Разжигание национальной и религиозной нетерпимости как средство отвлечения масс от классовой борьбы..
Честно говоря, появление антирелигиозных советских агиток на сайте вызывает недоумения... Или, можето быть, в советское время "cпециалисты" по религии только о протестентах писали агитки, а о правосланых только исключительно правду :0)
Это история...
Это история...
О протестантах тоже есть
Стоит опубликовать "Ветер рвет паутину" и др. "шедевры" - 70 лет вавилонского пленения не должны уйти в небытие, т.к. повтор очень вероятен.
Хотя та же Свенцицкая в советские годы печатала книги под грифом "библиотека атеистической литературы", а сейчас ее труды подаются как истрические по первохристианству...