1.1. Мужи карфагеняне, вечные властители Африки, знатные своей древностью, счастливые своей новизной! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия. Благо снисходит от властей и от небес. Однако и у вас вид туники некогда был иным. По крайней мере, как гласит молва о вашем пристрастии к ткани, выбору цвета и длины одежды, туники не опускались ниже голени, не доходили бесстыдно до колен и не были узки в плечах и руках. Не было в обычае и разделять складки поясом; напротив, они своей квадратной симметрией отлично сидели на мужах. Верхней же одеждой был плащ-паллий; и сам четырехугольный, отведенный назад с обеих сторон, он покоился на плечах, стянутый на шее укусом пряжки.
1.2. Подобным образом одевается сегодня жречество вашего Эскулапа. Так в самое недавнее время одевалась и община-сестра6, а если взять какое-либо иное место в Африке — Тир7. Но когда повернулась урна с вековыми жребиями, и Бог стал более благоволить к римлянам, то община-сестра, скороспелая в своем стремлении ко всему римскому, по собственному почину поспешила преобразиться8, дабы уже самим своим обликом поприветствовать приплывшего Сципиона9. А вам, после благодеяния, данного взамен нанесенной несправедливости, — вам, у которых была отнята старческая слабость, а отнюдь не слава, — после всех непристойностей Гракха10 и насильственных издевательств Лепида11, после троекратных алтарей Помпея12 и долгих промедлений Цезаря13, когда Статилий Тавр воздвиг стены14, а Сентий Сатур- нин произнес торжественную речь15, когда согласие принесло радость, была поднесена тога. О, сколь долгий путь совершила она от пеласгов к лидийцам, а от лидийцев к римлянам16, чтобы карфагеняне смогли одеваться с плеча куда более высокого народа!
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан - О плаще
Пер. с лат. А. Я. Пыжова; сопроводит. ст. и коммент. Ю. С. Довженко. — СПб.: Алетейя, 2000 — 217 с. — (Античное христианство. Источники)
ISBN 5-89329-316-9
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан - О плаще – Содержание
- Довженко Ю. С. Тертуллиан и его трактат-загадка «О плаще»
- Quinti Septimi Florentis Tertulliani Liber De pallio
- Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Книга «О плаще» (Пер. А. Я. Тыжова)
- Комментарии (Ю. С. Довженко)
- Указатель личных имен и географических названий
- Довженко Ю. С. К семантике плаща раннехристианского философа
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - Апологетик - К Скапуле
Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. - СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2005. — 256 с. – (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники».)
ISBN 5-89740-124-9
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - Апологетик - К Скапуле - Содержание
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан — христианин в мире язычников
- Языческие авторы - Климент Александрийский - Внелитературные источники
Интерпретация мифов у Тертуллиана
- Мифы как вымыслы поэтов - Мифы как деяния демонов - Мифы как истории обожествленных людей
Боги и герои
- Литературные персонажи - Персонажи религиозных культов. - Воцерковленный мифологический образ
АПОЛОГЕТИК
- Глава I. Незнание язычников о христианах. Разное поведение христиан и преступников перед судом - Глава II. Язычники обращаются с христианами иначе, чем с преступниками - Глава III. Ненависть язычников к христианскому имени - Глава IV. Об антихристианских законах и об отмене устаревших законов - Глава V. Законы о введении новых богов. Императоры-гонители христиан и императоры-защитники - Глава VI. Язычники отменили законы против роскоши и пьянства и постановления консулов, изгнавших Либера - Глава VII. О молве - Глава VIII. Опровержение обвинения в фиестовых трапезах и кровосмешении - Глава IX. Упомянутые преступления открыто совершаются самими язычниками - Глава X. Христиане не чтут богов, поскольку те — не боги. Доказательство этого на примере Сатурна - Глава XI. Анализ причин, по которым высший Бог мог бы делать людей богами - Глава XII. Об идолах и их изготовлении - Глава XIII. Язычники сами нечестивы по отношению к своим богам - Глава XIV. Язычники жертвуют богам отбросы. Насмешки над богами в языческой литературе - Глава XV. Насмешки над богами в театре. Разврат в храмах. Их ограбления - Глава XVI. О почитании христианами ослиной головы, креста, солнца - Глава XVII. О едином Боге, о свидетельстве души - Глава XVIII. О пророках и переводе Писания на греческий язык - Глава XIX. О древности Писания - Глава XX. Божественность Писания доказывается исполнением ранее предсказанного в нем - Глава XXI. Об иудеях, о пришествии Христа, Его страданиях, смерти, воскресении и вознесении. «Мы чтим Бога через Христа» - Глава XXII. О демонах - Глава XXIII. Демоны и боги — одно и то же. Экзорцизм - Глава XXIV. Лишь христианам запрещено иметь собственную религию - Глава XXV. Опровержение веры в то, что боги дали могущество Риму - Глава XXVI. Могущество дает Бог - Глава XXVII. О кознях демонов против христиан - Глава XXVIII. О принуждении к жертвоприношениям - Глава XXIX. Опровержение обвинения в оскорблении величия: боги бессильны - Глава XXX. Христиане молятся за императора истинному Богу - Глава XXXI. Молиться за императора христианам велит Писание - Глава XXXII. Христиане не клянутся гениями императоров - Глава XXXIII. Император — не бог - Глава XXXIV. Называть императора богом — опасная лесть - Глава XXXV. Христиане не участвуют в непотребных празднествах в честь императора. Враги императора — не из числа христиан - Глава XXXVI. Отношение христиан одинаково ко всем людям - Глава XXXVII. О гипотетической мести христиан - Глава XXXVIII. Христиане не опасны для общественного спокойствия - Глава XXXIX. Христианские быт и нравы в сравнении с языческими: христиане, сходясь, образуют не группировку (factio), а совет (curia) - Глава XL. Стихийные бедствия как Божья кара обрушивались на человечество и раньше; с появлением христиан их сила ослабла - Глава XLI. Бедствия случаются по вине язычников, подкрепляя христианскую надежду - Глава XLII. Христиане не бесполезны для торговли - Глава XLIII. Христиане бесполезны для сводников, убийц, магов, гадателей, звездочетов - Глава XLIV. Все преступники — из числа язычников - Глава XLV. Христиане научены непорочности Богом - Глава XLVI. Христиане и философы - Глава XLVII. Философы и поэты заимствовали истину в Писании, извратив ее - Глава XLVIII. О метемпсихозе и воскресении - Глава XLIX. Поскольку христианское учение полезно, оно не может быть ложным - Глава L. Сравнение мучеников с солдатами. Примеры презрения к страданиям и смерти у язычников. «Когда вы осуждаете нас, Бог нас оправдывает»
Примечания
К СКАПУЛЕ
- Примечания
- Указатель имен
- Сокращения
- Библиография
- Источники
- Переводы
- Исследования
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе
Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2004. - 256 с. - (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»)
ISBN 5-7435-0218-8
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - О душе - Содержание
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
- Тертуллиан и Карфаген - Тертуллиан и митраизм - Тертуллиан и стоицизм - Тертуллиан и монтанизм - Тертуллиан и его читатели
«О душе»
- Проблемы - Источники
О душе
- Глава I. Не от философов, но от Бога следует узнавать о душе - Глава II. В том, что пишут о душе философы, много спорного и недостоверного - Глава III. Происхождение души — из дыхания Бога - Глава IV. Душа рождена и сотворена - Глава V. Душа — это тело - Глава VI. Опровержение платоников, отрицающих телесность души - Глава VII. Телесность души очевидна из слов Евангелия - Глава VIII. Душа является телом несмотря на свое отличие от других тел - Глава IX. Душа наделена определенным обликом, формой и размерами - Глава X. Душа является простой и однородной - Глава XI. Душа названа духом, потому что она дышит, а не потому что она собственно есть дух - Глава XII. О душе и уме - Глава XIII. Ум — орудие души - Глава XIV. Душа является несоставной и неделимой - Глава XV. У души есть ведущее начало, пребывающее в сердце - Глава XVI. Две части души: природное разумное начало и возникшее позже неразумное - Глава XVII. Об истинности пяти чувств - Глава XVIII. Интеллект нельзя предпочитать чувству и отделять от него - Глава XIX. Опровержение тех, кто утверждает, что человек получает интеллект позже души - Глава XX. Душа однородна по семени, разные судьбы обусловливаются внешними воздействиями - Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных - Глава XXII. Определение души - Глава XXIII. Мнения различных еретиков, заимствующих учение Платона - Глава XXIV. Опровержение учения Платона о воспоминании души - Глава XXV. Опровержение мнения, что душа появляется после рождения - Глава XXVI. Писание подтверждает то, что душа есть у еще неродившихся младенцев - Глава XXVII. Душа и тело зачинаются одновременно - Глава XXVIII. Разоблачение обмана Пифагора - Глава XXIX. Опровержение учения о переселении душ - Глава XXX. Опровержение учения о переселении душ (продолжение) - Глава XXXI. Нелепость учения о переселении душ - Глава XXXII. Опровержение учения о вселении человеческой души в животных - Глава XXXIII. Бессмысленность и неадекватность воздаяния, осуществляемого посредством вселения человеческой души в различных животных - Глава XXXIV. Опровержение учения Симона Самаритянина - Глава XXXV. Опровержение учения Карпократа - Глава XXXVI. О мужском и женском полах - Глава XXXVII. О вынашивании младенца, его рождении и дальнейшем росте - Глава XXXVIII. Плоть — дом души, а душа — жилец плоти - Глава XXXIX. О суевериях, связанных с родами - Глава XL. Плоть — служанка души - Глава XLI. Как нет души без греха, так нет и души без семени добра - Глава XLII. Опровержение учения Эпикура о смерти - Глава XLIII. О естественности сна - Глава XLIV. О случае с Гермотимом - Глава XLV. О сне и экстазе - Глава XLVI. О достоверности сновидений - Глава XLVII. Четыре вида сновидений - Глава XLVIII. О влиянии времени, положения человека и поста на сновидения - Глава XLIX. Не существует душ, свободных от сновидений - Глава L. Опровержение Менандра, учившего, что смерть к его последователям не относится - Глава LI. Смерть сразу и полностью отделяет душу от тела - Глава LІІ. Человек не был создан для смерти, любая смерть является насилием над природой - Глава LIII. Видимость угасания души при болезнях возникает благодаря процессам, происходящим в теле больного - Глава LIV. О прибежище души после смерти согласно различным философам - Глава LV. Преисподняя согласно учению христиан; рай сразу после смерти — привилегия мучеников - Глава LVI. Опровержение мнения, что души непогребенных и погибших преждевременно находятся среди живых - Глава LVII. Под именем душ, вызываемых магами, действуют демоны - Глава LVIII. О посмертной участи душ
Примечания
DE ANIMA (латинский текст)
Библиография
Указатель имен
В предлагаемом читателям трактате Тертуллиан обрушивается на гностика Маркиона, увидевшего принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами и разработавшего учение о суровом Боге первого и добром Боге второго.
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс - Против Маркиона - в пяти книгах
Пер. с лат., вступ. ст. и комм. А. Ю. Братухина. - СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга — СПб», 2010. — 576 с.
ISBN 978-5-903525-50-8.
Тертуллиан - Против Маркиона
Сочинение "Против Маркиона" - это и опровержение гностического дуализма, и теодицея Творца, и доказательство органической связи между Ветхим и Новым Заветами, и истолкование огромного количества библейских текстов. Пять книг этого трактата содержат в себе практически все основные положения христианства и служат своеобразным учебником по сектоведению и по Священному Писанию обоих Заветов.
Тертуллиан защищает здесь, кроме прочего, истинность воплощения, страдания, смерти предсказанного ветхозаветными пророками Спасителя и отстаивает воскресение мертвых.
Страстность Квинта Септимия, его убежденность в своей правоте и стремление любой ценой отвратить читателей от опасного заблуждения внушают уважение и заставляют задуматься, не ослабел ли в людях за последние 18 веков огонь живой веры, не овладели ли нами равнодушие и конформизм, гордо именуемые толерантностью.
Для всех интересующихся церковно-исторической наукой, богословием и античной культурой.
Тертуллиан - Избранные сочинения
Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. - Москва: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994—448 с.
ISBN 5-01-004130-8
Тертуллиан - Избранные сочинения - Содержание
АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
- К язычникам (перев. И. Маханькова) - О свидетельстве души (перев. А. Столярова)
ДОГМАТИКО-ПОЛЕМИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
- О крещении (перев. Ю. Панасенко) - О прескрипции [против] еретиков (перев. А. Столярова) - Против Гермогена (перев. Ю. Панасенко) - О плоти Христа (перев. А. Столярова) - О воскресении плоти (перев. Н. Шабурова и А. Столярова) - Об идолопоклонстве (перев. И. Маханькова)
ПРАКТИКО-АСКЕТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
- К мученикам (перев. Э. Юнца) - О зрелищах (перев. Э. Юнца) - О молитве (перев. Н. Шабурова) - О покаянии (перев. И. Маханькова) - О терпении (перев. Ю. Панасенко) - К жене (перев. Э. Юнца) - О женском убранстве (перев. Э. Юнца) - О поощрении целомудрия (перев. Э. Юнца)
Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Трактаты
К Скапуле
О женских украшениях
Против Гермогена
Апологетик
К язычникам
К жене
О крещении (Dе Baptismo)
- 1–3. О природных свойствах воды, чудесно действующих в таинстве крещения - 4–6. Вода как субстанция крещения и ее энергия - 7. Помазание после крещения - 8. Возложение рук после крещения - 9. Предзнаменования и прообразы крещения - 10. Энергия крещения Иоанна - 11. Крестил ли Христос - 12. Крещены ли апостолы - 13. Когда вступил в силу закон об обязательности крещения - 14. Крестил ли ап. Павел - 15. Крещение единственно и однократно - 16. Крещение кровью - 17. Право крещения - 18. Возраст крещения - 19. День крещения - 20. Обряд крещения
О молитве
О плаще
О плоти Христа (De Carne Christi)
- 1–2. Еретики (Маркион, Валентин, Апеллес) отрицают плоть во Христе, стремясь опровергнуть воскресение; но не может быть воскресения без плоти - 3–5. Плоть не умаляет величия Божьего. В ее воскресение нужно верить, не пытаясь понять великую тайну слабым разумом - 6–9. Плоть Христова не призрачна и не происходит со звезд. Рождение Христа от плоти человеческой засвидетельствовано Писанием - 10–12. Плоть Христа не душевна, а душа – не плотского характера; как утверждают еретики - 13–15. Его плоть – человеческого, а не ангельского свойства - 16–17. Плоть Христа – человеческой природы, но не имеет на себе первородного греха. Символические образы первого и последнего Адама, Евы и Девы Марии - 18–20. Облечение Слова плотью – великая тайна веры. Христос рожден от Девы, но без греха - 21–22. Человеческое происхождение Его плоти доказывают все предки Марии вплоть до Давида и Авраама - 23. Девство Марии прекращается после рождения Христа - 24–25. Еретики, отрицая человеческую плоть во Христе, отрицают тем самым и воскресение. Но то и другое несомненно
О покаянии
О свидетельстве души
О терпении
О целомудрии
О воскресении плоти
О зрелищах
Об идолопоклонстве
О прескрипции [против] еретиков
- 1–2. Само существование ересей свидетельствует о подлинной вере - 3–6. Ереси черпают силу из слабости веры: истинная вера проверяется в противостоянии им - 7. Умствования – главный источник ересей; христианину довольно одной веры - 8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего-то другого - 12–14. Самым прочным основанием является «правило веры», сверх которого ничего не следует искать - 15–19. Еретики не смеют опираться на Писание; оно не принадлежит им и они способны лишь искажать его. Еретикам безусловно отказано в самом праве рассуждать о Писании - 20–22. Истина принадлежит Христу, затем – апостольскому преданию - 23–25. Апостольское учение лишено противоречий; в нем явлена вся истина, полученная от Христа - 26–29. Церковь – единственная наследница истины и апостольского авторитета - 30–32. Еретики не смеют претендовать на истину потому, что они позже истины. Примеры различных ересей - 33–34. Ереси были предвозвещены и осуждены до их появления - 35–36. Источник неповрежденной истины – церковный авторитет, основанный на авторитете апостольском. Рим как источник авторитета - 37–40. Попытки еретиков исказить Писание доказывают, что оно им не принадлежит - 41–43. О порочности еретиков свидетельствует их превратный образ жизни; и здесь истина принадлежит церкви - 44–45. Предупреждение еретикам. Обещание опровергнуть (на основании изложенных выше общих принципов) различные отдельные ереси
Против Праксея (Adversus Praxean)
- Глава 1. Праксей и его ересь - Глава 2. Символ веры, содержащий таинство домостроительства, обуславливающее наличие в Боге Единой сущности и Трех Лиц - Глава 3. Принципу монархии (единовластия) не противоречит наличие у монарха других управляющих лиц - Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына - Глава 5. Различие Лиц Святой Троицы, исходящее из самих Их имен и других понятий, встречающихся в Священном Писании - Глава 6. Другие свидетельства Священного Писания о Святой Троице. Различие Приказывающего и Исполняющего не вводит Двух Богов и Двух Господов - Глава 7. Содержащееся в Священном Писании различие Отца и Сына как невидимого и видимого, сокрытого и открытого, неявленного и явленного - Глава 8. Общность имен Отца и Сына - Глава 9. Утверждение Священного Писания о единстве Бога не противоречит единству Божества Отца и Сына - Глава 10. Доказательство того, что Сын не тождествен Отцу и Святому Духу, основанное на Евангелии от Иоанна - Глава 11. Свидетельства о том же из других Евангелий. Субстанциальность Сына как Духа Божия[421] - Глава 12. Христология: единство Лица Иисуса Христа и двойство Его природ и природных действий - Глава 13. Ересь Праксея (модализм) – разновидность иудейства
Обработка исторической действительности при помощи скриптурарно-эсхатологических мотивов создавала ортодоксальную историю христианской церкви, своего рода творимую легенду, которая должна была стать подлинной реальностью благодаря возраставшему авторитету епископальной церкви. Создавался трагический образ мучимой и гонимой с самого своего основания церкви, которая, несмотря на все преследования, все же превозмогала и побеждала грешный и неправедный мир, олицетворенный в виде нече.стивой римской империи. Этот образ предназначался для запечатления и канонизирования. Но этим вовсе не исчерпывалась задача апологета. Раскрашенное контрастными цветами эсхатологии прошедшее предъявляло целый ряд требований и к настоящему. Если история на глазах апологета упиралась в tempora ultima, если страшный последний день приближался с каждым быстротекушим часом, то и действительность должна была быть соответствующей этим последним временам. Задача историографа влекла за собой задачу моралиста и бытописателя.
Результаты деятельности историка и бытописателя должны были быть строго аналогичны. Если только критический и недоверчивый взгляд исследователя может выделить из-под густой эсхатологической окраски реальную картину взаимоотношений христианской церкви и римской империи, то необходpмо такое же напряжение испытующего взора, чтобы строго различать между est и debet esse в описании христианского быта, которое нам дает апологет. Как эсхатологизм дал нам вместо изображения мирного сожительства христианской общины и языческой империи картину драматической борьбы между castra diaboli и castra dei, так и вместо мирного житья христиан в римской империи, как в социально-экономическом целом, мы имеем перед собой поспешное отречение последних праведников на земле от гниющего в своих беззакониях грешного мира.
Однако реальная действительность не может быть изгнана совершенно, тем более что и апологетические цели часто заставляют хвататься за нее, как за последнее спасение, и потому вместо изображения ecclesia Chrlstі, отделенной китайской стеной от imperium Caesaris как морально, та̋к и экономически, мы часто находим черточки, говорящие о теснейшем сожительстве имперской и церковной организаций и гневное негодование апологета на растущую деморализацию внутри христианской общины и строгие предписания о том, каков должен быть ее уклад в после.ние дни. Мы видим перед собой, с одной· стороны, утверждение, что истинный христианин toto gеnere отличен от закоренелого язычника, а с другой - достойные лучшего успеха усилия провести резкую демаркационную черту между христианской нравственностью и языческою, между христианским образом жизни и языческим. Постоянство и видимая тщета этих усилий заставляют нас сильно усомниться в самом существовании такой границы, которая так необходима апологету при изображении приближения последних времен, и, таким образом, мы здесь оказываемся лицом к лицу с тривиальной действительностью.
проф. Преображенский Павел - Тертуллиан и Рим - опыты по истории первохристианской Церкви
Москва, 1926
Институт истории
проф. Преображенский Павел - Тертуллиан и Рим - Оглавление
Предисловие
Введение
- ГЛАВА I Imperium et ecclesia
- ГЛАВА II Genus tertium
- ГЛАВА III Veritas christiana
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан - Об одеянии женщин. О женских украшениях. Послание к жене
М.: Издательство «Глаголы Жизни», 2017. – 96 с.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан - Об одеянии женщин. О женских украшениях. Послание к жене – Содержание
Об одеянии женщин
О женских украшениях
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава?
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
Послание к жене
-
ЧАСТЬ I
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
-
ЧАСТЬ II
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: