Бердяев - Константин Леонтьев - Алексей Хомяков

Бердяев Hиколай - Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков
Константин Николаевич Леонтьев - неповторимо-индивидуальное явление. Нужен особый вкус, чтобы полюбить и оценить его. Хорошо говорит о нём В. В. Розанов: «Он как не имел предшественников (все славянофилы не суть его предшественники), так и не имел школы.
 
Я, впрочем, наблюдал, что вполне изолированный Леонтьев имеет сейчас, и, вероятно, всегда имел и будет иметь, два-три, много двадцать-тридцать, в стране, в цивилизации, в культуре, настоящих поклонников, хранящих «культ Леонтьева», понимающих до последней строчки его творения и предпочитающих его «литературный портрет» всем остальным в родной и в неродных литературах».
 
Трудно отыскать К. Леонтьева на большой дороге, на основной магистрали русской общественной мысли. Он не принадлежит ни к какой школе и не основал никакой школы, он не характерен ни для какой эпохи и ни для какого течения. Он ни за кем не следовал, и никто за ним не следовал. Он много писал на политические злобы дня, страстно относился к самым жизненным историческим задачам своего времени, но не имел влияния, несмотря на признанный огромный дар свой, и остался одиноким, непонятым, никому не пригодившимся, интимным мыслителем и художником.
 

Бердяев Hиколай - Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков

М: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 
445, [3] с. (Философия. Психология)
ISBN 5-17-039060-2 
 

Бердяев Hиколай - Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков - Содержание

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ 
  • Глава I - VI
Библиография
 
АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ
Предисловие
  • Глава I. Истоки славянофильства
  • Глава II. Алексей Степанович Хомяков как личность
  • Глава III. Хомяков как богослов. Учение о Церкви
  • Глава IV. Хомяков как философ. Гносеология и метафизика
  • Глава V. Философия истории Хомякова
  • Глава VI. Учение Хомякова об обществе и государстве
  • Глава VII. Учение Хомякова о национальности и национальном призвании
  • Глава VIII. Значение Хомякова. Судьба славянофильства 

Бердяев Hиколай - Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли. Алексей Степанович Хомяков - Предисловие

 
Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование и не претендует на исчерпывающую полноту. Эта работа - не столько историческая, сколько философско-систематическая, психологическая и критическая. Я хочу дать цельный образ Хомякова, центральное и главное в его миросознании и мироощущении. Вместе с тем я преследую цели критической оценки славянофильства Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема - Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной фигурой в славянофильстве, то тема Хомяков есть вместе с тем тема о славянофильстве вообще, а тема Хомяков и мы есть тема о судьбе славянофильства.
 
Давно уже пора приступить к серьезному исследованию славянофильства и оценке его значения в истории нашего самосознания. Безрелигиозное и денационализированное сознание не в силах было того сделать - славянофильство выпадало из поля зрения. Лишь религиозное и национальное возрождение в силах понять славянофильство и оценить его. Я верю, что оно начинается.
 
Моя монография о Хомякове принадлежит к серии монографий «Пути» о русских мыслителях религиозного духа. По типу своему монографии эти должны быть не подготовительными научными исследованиями, не историческими работами, претендующими на полноту и детальность, - они должны давать синтетические образы и целостную оценку с точки зрения определённого миросозерцания. Заранее можно предвидеть, что моя работа о Хомякове будет признана субъективной, потому что она написана с точки зрения определённого религиозно-философского миросозерцания. Но, верю, в миросозерцании этом - истина и правда, и во имя истины и правды образ Хомякова не был искажен. Приведу важнейшую библиографию о Хомякове, не претендующую на полноту.
 
Основным источником для работы о Хомякове служат восемь томов Собрания его сочинений. В VIII томе собраны важнейшие письма Хомякова. Я пользовался третьим, дополненным, изданием 1900 года и по этому изданию делал цитаты. После Собрания сочинений Хомякова главным  источником является обширное, не оконченное ещё исследование профессора Киевской духовной академии В. 3. Завитневича «Алексей Степанович Хомяков». Вышли: том I, книга I - «Молодые годы, общественная и научно-историческая деятельность Хомякова» и книга II - «Труды Хомякова в области богословия», 1902 год. Этой работе, слишком апологетической, но самой ценной из всего написанного до сих пор о Хомякове, я многим обязан.
 
Укажу также на работу В. Лясковского «Алексей Степанович Хомяков, его биография и учение» (Русский архив, 1896 год, книга 11 и отдельной книгой). Книга профессора Л. Е. Владимирова «А. С. Хомяков и его этико-социальное учение» (1904 год) не представляет особенного интереса. Много важных материалов о Хомякове и славянофилах можно найти в трехтомной работе Н. Колюпанова «Биография Александра Ивановича Кошелева». В приложении напечатана ценная переписка славянофилов, которая проливает свет на центральную роль Хомякова и знакомит с религиозными сомнениями славянофилов. Имеют значение: Д. Ф. Самарина {«Данные для биографии Ю. Ф. Самарина за 1840-1845 год» - в предисловии к тому V сочинений Ю. Самарина) и «Материалы для биографии И. В. Киреевского» (в предисловии к тому I сочинений И. Киреевского).
 
Из общих работ о славянофилах укажу на ценную работу М. Гершензона «Исторические записки» и его статью «П. В. Киреевский» (в предисловии к собранию русских песен П. В. Киреевского). Известная книга Пыпина «Характеристика литературных мнений» имеет мало значения и искажает славянофильское учение. Для критики славянофильства важен Вл. Соловьёв - «Национальный вопрос в России» и его предисловие к «Истории и будущности теократии».
 
Одним из материалов для характеристики славянофильской эпохи и отдельных славянофилов могут служить Герцена «Былое и думы» и «Дневник». Но характеристиками Герцена нужно пользоваться с осторожностью. Для выяснения мировоззрения Хомякова имеют значение сочинения других славянофилов, особенно И. Киреевского и Ю. Самарина. Подробную библиографию можно найти у В. 3. Завитневича.
 
15 сентября 1911 г.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Andron