Фильштинский - Арабы и Халифат

 Исаак Фильштинский - Арабы и Халифат
Вскоре после смерти пророка Мухаммада перед руководителями мусульманской общины стали возникать различные проблемы богословского характера.
 
Новая религия быстро распространялась, но преемники Пророка не могли претендовать на харизматическую роль учителей, способных давать ответы на порожденные новой исторической обстановкой вопросы, решение которых было необходимо не только с религиозной, но и с чисто практической, часто политической точки зрения.
 
Как и христианское, исламское вероучение складывалось постепенно на протяжении длительного времени.
 
Почти через столетие после смерти Пророка, на рубеже VIII – IX веков, в исламском мире стали появляться кружки, в которых обсуждались проблемы греха, предопределения и свободы воли, природы Аллаха и его атрибутов.
 
Подобные дискуссии велись главным образом в Багдаде и Басре, чему способствовало присутствие в этих городах большого числа новых мусульман из местного арамейского и пришлого иранского населения.
 

Исаак Фильштинский - Арабы и Халифат

 
Москва, «Издательство «Ломоносовъ», 2015 г. – 296 с.
ISBN: 978-5-91678-264-6
 

Исаак Фильштинский - Арабы и Халифат - Содержание

 
Вступление
  •        Глава 1 Халифат в канун прихода к власти Аббасидов
  •        Глава 2 Аббасидский халифат во второй половине VIII века
  •        Глава 3 Религиозно-философские течения и мусульманское право в первые века ислама
  •        Глава 4 Аббасидский халифат в первой половине IX века
  •        Глава 5 Социально-экономическое состояние Халифата в VIII – XII веках
  •        Глава 6 Арабы и Халифат во второй половине IX века
  •        Глава 7 Распад арабо-мусульманской империи в IX – X веках
  •        Глава 8 Халифат под властью Бувайхидов (945 – 1055 годы)
  •        Глава 9 Шиизм и шиитское сектантство. Исмаилиты и карматы
  •        Глава 10 Фатимидский халифат (909 – 1171 годы)
  •        Глава 11 Ирак и Сирия под властью Сельджукидов
  •        Глава 12 Крестовые походы и арабо-мусульманский Восток
  •        Глава 13 Египет под властью Аййубидов (1169 – 1252 годы)
  •        Глава 14 Мамлюкский султанат (1250 – 1517 годы)
  •        Глава 15 Арабо-мусульманская культура VIII – XV веков
Приложение. Абассидские халифы
Рекомендуемая литература
 

Исаак Фильштинский - Арабы и Халифат - Вступление

 
Четырехсотлетний период, начиная со второй половины VIII и до начала XIII века, был наиболее плодотворным в истории средневековой арабо-мусульманской культуры. Именно в эти века процесс арабизации центральных областей Халифата – Сирии, Ирака и частично Египта в основном завершился, и само понятие «арабы» изменило свое содержание. Жители значительной части покоренных аравийскими кочевниками провинций, ассимилировав завоевателей, восприняв их язык, «становятся» арабами и начинают принимать все более активное участие в созидании арабо-мусульманской культуры, обогащая ее за счет традиций, унаследованных ими от их древних предков. Усвоив и переработав многое из духовного наследия народов Средиземноморья и древних цивилизаций Востока (в первую очередь традиции Античности и сасанидского Ирана), арабы не только включили их достижения в свою культуру, но и познакомили с ними страны Запада и тем самым внесли свою лепту в культурный подъем Европы эпохи Возрождения.
 
В ходе арабских завоеваний и в последующие столетия язык пришельцев-аравитян постепенно обретает универсальную культурную функцию. Населявшие провинции Халифата народы независимо от того, восприняли они ислам или сохранили свои древнейшие верования, начинают пользоваться арабским языком в своем научном, религиозно-философском и литературном творчестве подобно тому, как пользовались латынью ученые, теологи и просто образованные люди средневековой Европы, что в значительной степени обусловило расцвет арабо-мусульманской культуры, в особенности словесного искусства соответствующих столетий.
 
Несмотря на существенные различия в уровне общественной жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса взаимовлияния, а в конечном итоге и синтеза культур, втянутых в орбиту ислама народов, создается единая обще мусульманская культура, определившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы этих народов, их идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения.
Расцвет арабской средневековой культуры совпал по времени с радикальными политическими изменениями в арабо – мусульманском средневековом государстве. Внешне это выглядело как смена господствующей династии. Правящая на протяжении почти столетия династия Омейядов была свергнута, и к власти пришла новая династия Аббасидов, потомков аль-Аббаса, дяди пророка Мухаммеда.
 
Огромное арабо-мусульманское государство, в котором верховная власть принадлежала халифам из династии Аббасидов, просуществовало около пятисот лет, с 750 по 1258 год, когда его столица Багдад была захвачена монголами и полностью разрушена. По названию своей столицы государство Аббасидов получило также наименование «Багдадский Халифат».
 
Переход власти в Халифате от Омейядов к Аббасидам нельзя рассматривать как простую смену правящей династии. Не случайно некоторые исследователи как на арабском Востоке, так и в Европе склонны именовать это событие «Аббасидской революцией». Это был коренной поворот в истории обще мусульманского государства, совершившийся в результате радикальных перемен в соотношении социальных и национальных сил в быстро развивавшемся обществе.
 
Еще в недрах Омейядского Халифата создавались эти новые соотношения, которые привели к гибели старую династию и определили характер возникавшего нового Аббасидского государства. Поэтому мы считаем необходимым предпослать истории государства Аббасидов описание состояния Халифата в канун краха Омейядской державы и обстоятельств, сопутствующих воцарению новой династии. При этом при изложении материала мы будем исходить из соображения, что история арабов в доисламский период и в период господства Омейядской династии читателю из существующей научной и учебной литературы уже известна.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя warden