Дамаскин - Точное изложение православной веры - Духовная сокровищница

Преподобный Иоанн Дамаскин - Точное изложение православной веры - Духовная сокровищница
[Бог — Существо] несозданное, безначальное, бессмертное и беспредельное, и вечное, невещественное, благое, обладающее творческою силою, праведное, освещающее, неизменное, бесстрастное, неописуемое, необъемлемое, неограниченное, неопределяемое, невидимое, недоступное для ума, [ни в чем] не нуждающееся, самодержавное и независимое, вседер- жительное, жизнеподательное, всесильное, бесконечно могущественное, освящающее и подающее, обнимающее и содержащее все вместе и обо всем промышляющее.
 
Все это и подобное Божественная природа имеет по естеству, не получив ниоткуда, но сама раздавая всякое благо своим собственным творениям, соответственно силе, в какой каждое в отдельности может принимать. 
 
Есть и пребывание, и нахождение Ипостасей — Одной в Другой; ибо Они неразлучны и неудалимы Одна от Другой, имея взаимное проникновение неслиянным; не так, чтобы Они смешивались или сливались, но так, что Они тесно соединяются между Собою; ибо Сын находится в Отце и Духе; и Дух — в Отце и Сыне; и Отец — в Сыне и Духе, хотя не происходит никакого уничтожения [отдельных Лиц], или смешения, или слияния. Есть и единство,  и тождество движения, ибо одно — устремление и одно — движение трех Ипостасей, чего именно усмотреть в созданной природе невозможно. 
 
 

Преподобный Иоанн Дамаскин - Точное изложение православной веры - Духовная сокровищница

 
Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. — 592 с. 
ISBN 978-5-7533-0607-4 
 

Преподобный Иоанн Домаскин - Точное изложение православной веры - Духовная сокровищница - Содержание

 
Предисловие переводчика
КНИГА ПЕРВАЯ
  • ГЛАВА I О том, что Божество непостижимо и что не должно делать исследований и обнаруживать любопытство относительно того, что не передано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами  
  • ГЛАВА II О том, что может быть выражено речью и что не может, и о том, что можно узнать и чего нельзя  
  • ГЛАВА III Доказательство того, что Бог Существует
  • ГЛАВА IV О том, что есть Бог? О том, что Божество — непостижимо
  • ГЛАВА V Доказательство того, что Бог — один, а не много богов  
  • ГЛАВА VI О Слове и Сыне Божием, доказательство, заимствованное из разума  
  • ГЛАВА VII О Святом Духе, доказательство, заимствованное из разума
  • ГЛАВА VIII О Святой Троице.  О различии трех Ипостасей; и о деле, и разуме, и мысли  
  • ГЛАВА IX О том, что говорится о Боге  
  • ГЛАВА X О Божественном соединении и разделении
  • ГЛАВА XI О том, что говорится о Боге телесным образом
  • ГЛАВА XII О том же. Еще о Божественных именах, подробнее
  • ГЛАВА XIII О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте Ангела и души и о неописуемом
  • Свод [сказанного] о Боге: и Отце и Сыне и Святом Духе. И о Слове и Духе.  
  • ГЛАВА XIV Свойства Божественной природы
КНИГА ВТОРАЯ
  • ГЛАВА I (15) О веке  
  • ГЛАВА II (16) О творении  
  • ГЛАВА III (17) Об Ангелах  
  • ГЛАВА IV (18) О диаволе и демонах  
  • ГЛАВА V (19) О видимом творении  
  • ГЛАВА VI (20) О небе  
  • ГЛАВА VII (21) О свете, огне, светилах, как солнце, так луне, так и звездах  
  • ГЛАВА VIII (22) О воздухе и ветрах  
  • ГЛАВА IX (23) О водах. О морях  
  • ГЛАВА X (24) О земле и о том, что из нее рождается  
  • ГЛАВА XI (25) О рае  
  • ГЛАВА XII (26) О человеке.
  • ГЛАВА XIII (27) Об удовольствиях  
  • ГЛАВА XIV (28) О печали  
  • ГЛАВА XV (29) О страхе  
  • ГЛАВА XVI (30) О гневе  
  • ГЛАВА XVII (31) О способности воображения  
  • ГЛАВА XVIII (32) О чувстве  
  • ГЛАВА XIX (33) О мыслительной способности
  • ГЛАВА XX (34) О способности помнить  
  • ГЛАВА XXI (35) О внутреннем слове и произносимом
  • ГЛАВА XXII (36) О страсти и деятельности (энергии)  
  • ГЛАВА XXIII (37) Об энергии [действии или деятельности]  
  • ГЛАВА XXIV (38) О добровольном и невольном  
  • ГЛАВА XXV (39) О том, что находится в нашей власти, то есть о свободном решении  
  • ГЛАВА XXVI (40) О том, что случается  
  • ГЛАВА XXVII (41) О том, по какой причине мы произошли со свободной волей  
  • ГЛАВА XXVIII (42) О том, что не находится в нашей власти.
  • ГЛАВА XXIX (43) О Промысле  
  • ГЛАВА XXX (44) О предвидении и предопределении  
КНИГА ТРЕТЬЯ
  • ГЛАВА I (45) О Божественном домостроительстве и о попечении в отношении к нам, и о нашем спасении  
  • ГЛАВА II (46) Об образе зачатия Слова и о Божественном Его воплощении  
  • ГЛАВА III (47) О двух естествах, против монофизитов  
  • ГЛАВА IV (48) Об образе взаимного общения свойств
  • ГЛАВА V (49) О числе естеств  
  • ГЛАВА VI (50) О том, что все Божеское естество в Одной из Своих Ипостасей соединено со всем человеческим естеством, а не часть с частью  
  • ГЛАВА VII (51) О единой Бога Слова сложной Ипостаси  
  • ГЛАВА VIII (52) К тем, которые выведывают: возводятся ли естества Господа под непрерывное количество, или под разделенное  
  • К тем, которые спрашивают: под непрерывное ли количество возводятся два естества, или под разделенное  
  • ГЛАВА IX (53) Ответ на то: нет ли естества, лишенного ипостаси  
  • ГЛАВА X (54) О Трисвятой песни  
  • ГЛАВА XI (55) Об естестве, которое созерцается в роде и в неделимом, и о различии как соединения, так и воплощения; йотом, каким образом должно понимать [выражение]: «Единое естество Бога Слова — воплощенное»  
  • ГЛАВА XII (56) О том, что Святая Дева — Богородица; против несториан  
  • ГЛАВА XIII (57) О свойствах двух естеств  
  • ГЛАВА XIV (58) О [двух] волях и свободах Господа нашего Иисуса Христа  
  • ГЛАВА XV (59) О действованиях, которые имеют место в Господе нашем Иисусе Христе  
  • ГЛАВА XVI (6о) Против тех, которые говорят, что если человек — из двух естеств и с двумя действованиями, то необходимо говорить, что во Христе было три естества и столько же действований  
  • ГЛАВА XVII (61) О том, что естество плоти Господа и воля обожествлены  
  • ГЛАВА XVIII (62) Еще о [двух] волях, и свободах, и умах, и знаниях, и мудростях  
  • ГЛАВА XIX (63) О богомужном действовании  
  • ГЛАВА XX (64) Об естественных и беспорочных страстях  
  • ГЛАВА XXI (65) О неведении и рабстве  
  • ГЛАВА XXII (66) О преуспеянии  
  • ГЛАВА XXIII (67) О боязни
  • ГЛАВА XXIV (68) О молитве Господней  
  • ГЛАВА XXV (69) Об усвоении  
  • ГЛАВА XXVI (70) О страдании тела Господня и бесстрастии Его Божества  
  • ГЛАВА XXVII (71) О том, что Божество Слова пребыло неразделенным от души и тела даже и во время смерти Господа и что сохранилась единая Ипостась  
  • ГЛАВА XXVIII (72) О тлении и гибели
  • ГЛАВА XXIX (73) О сошествии во ад  
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
  • ГЛАВА I (74) О том, что было после воскресения  
  • ГЛАВА II (75) О сидении одесную Отца  
  • ГЛАВА III (76) Против тех, которые говорят, что если Христос — два естества, то вы или и твари служите, поклоняясь сотворенному естеству, или одно естество называете достойным поклонения, а другое — не достойным его  
  • ГЛАВА IV (77) Почему вочеловечился Сын Божий, а не Отец и не Дух и в чем Он преуспел, вочеловечившись?  
  • ГЛАВА V (78) К тем, которые спрашивают: сотворенна ли Ипостась Христа, или несозданна?  
  • ГЛАВА VI (79) О том, когда Христос был [так] назван?  
  • ГЛАВА VII (8о) К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Святая Богородица и два ли естества висели на кресте?
  • ГЛАВА VIII (8ι) Каким образом Единородный Сын Божий называется Перворожденным?
  • ГЛАВА IX (82) О вере и крещении  
  • ГЛАВА X (83) О вере  
  • ГЛАВА XI (84) О Кресте, где еще и о вере
  • ГЛАВА XII (85) О поклонении на восток  
  • ГЛАВА XIII (86) О Святых и [Пре]чистых Таинствах Господних  
  • ГЛАВА XIV (87) О родословии Господа и о Святой Богородице  
  • ГЛАВА XV (88) О чествовании святых и их мощей  
  • ГЛАВА XVI (89) Об иконах  
  • ГЛАВА XVII (90) О Писании  
  • ГЛАВА XVIII (91) О том, что говорится о Христе  
  • ГЛАВА XIX (92) О том, что Бог не виновник зол  
  • ГЛАВА XX (93) О том, что не два начала  
  • ГЛАВА XXI (94) Зачем Бог, зная наперед, сотворил имеющих грешить и не раскаиваться?
  • ГЛАВА XXII (95) О законе Божием и законе греха
  • ГЛАВА XXIII (96). Против иудеев, о субботе
  • ГЛАВА XXIV (97) О девстве  
  • ГЛАВА XXV (98) Об обрезании  
  • ГЛАВА XXVI (99) Об антихристе
  • ГЛАВА XXVII (100) О воскресении  
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПЕРЕВОДУ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ I. Примечания
  • ПРИЛОЖЕНИЕ II. Примечания богословского, философского, исторического характера  
  • ПРИЛОЖЕНИЕ III. Систематический Библейский указатель мест, затрагиваемых в «Точном изложении православной веры»
  • ПРИЛОЖЕНИЕ IV Алфавитный указатель собственных (небиблейских) имен лиц, встречающихся в «Точном изложении православной веры»
 

Преподобный Иоанн Дамаскин - Точное изложение православной веры - Духовная сокровищница - Предисловие переводчика

Точное изложение православной веры, написанное преподобным Иоанном Дамаскиным и ныне предлагаемое вниманию благочестивых читателей в русском переводе, есть одно из замечательнейших святоотеческих творений как по своим великим, истинно редким внутренним достоинствам, так и по тому огромному значению, каким оно, в силу своих достоинств, всегда пользовалось и пользуется в христианской, особенно в Православной христианской Церкви.
 
Достоинства и обусловленное ими значение его выяснятся в необходимой степени, если мы, во-первых, несколько скажем о тех святоотеческих и других творениях, которые, имея характер, подобный характеру рассматриваемого творения преподобного Иоанна Дамаскина, появились раньше времени жизни последнего; если, во-вторых, коснувшись вводных вопросов, например, о подлинности, времени, цели, разделении Точного изложения православной веры (на книги и главы), вопроса об отношении его к другим творениям того же святого отца и иных подобного же рода вопросов; в-третьих, кратко отметим существенные пункты, входящие в содержание переводимого нами святоотеческого творения; если, в-четвертых, сопоставим Точное изложение православной веры с предшествовавшими ему догматическими и иными опытами, именно: указав на его зависимость от них и вообще на его отношение к ним и прочее; и если мы, наконец, в-пятых, оттенив его достоинства и недостатки, приписываемые ему учеными, несколько укажем на отношение к этому творению преподобного Иоанна Дамаскина христианской Церкви всего последующего времени, до настоящего включительно.
 
Все эти вопросы, будучи важны сами по себе, являются уместными также и вследствие назначения нашего перевода, как имеющего в виду не одних только образованных читателей, но и всех вообще лиц, которые с любовью относятся к святоотеческим творениям, ища в них для себя назиданий всякого рода, и которые имеют нужду в разъяснении такого рода обстоятельств прежде чтения самого святоотеческого творения. Раскрыв же все это, закончим предисловие к переводу указанием, в-шестых, на побуждения, его вызвавшие, а равно и на отличительные его свойства и особенности. 

§1

До времен преподобного Иоанна Дамаскина появились следующие опыты более или менее систематического изложения христианских догматов веры. 1) Первым опытом довольно полного собрания и обозрения догматов веры и научного их исследования и изложения являются Строматы Климента Александрийского ( 217). Но в этом сочинении догматические вопросы не отделены от других: исторических, нравственных, философских, между частями его нет внутренней связи и последовательности. Притом, имея в виду при посредстве философии сообщить истине христианской Церкви вид более совершенный, оживленный и разнообразный, Климент иногда дает перевес философскому элементу в ущерб вере. Вообще систематической наукой о догматах веры Строматы не могут быть названы. 

2) Сочинение Оригена ( 254) О началах — замечательное явление в истории христианской догматики как опыт систематического и научного изложения догматов веры, во многом приближающийся к требованиям целостной науки, проникнутый одной мыслью и одной целью: в возможно полном и связном виде представить существенное и основное в учении христианском, все в христианстве философски представить осмысленным и разумным. Излагая здесь (главным образом в 1-2-й книгах) догматические истины, после них Ори- ген раскрывает (главным образом в 3-й книге) и нравственные, как неотделимые, по его мнению, от первых; а в силу тесной связи тех и других истин с вопросами о понимании Священного Писания здесь идет затем речь и о последнем (в 4-й книге). Главнейший недостаток — увлечение по местам философскими мыслями, вследствие чего некоторые его положения не могут быть одобрены с церковной точки зрения. 
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (2 votes)
Аватар пользователя warden