Штереншис - История Государства Израиль 1896-2005

Штереншис Михаил - История Государства Израиль 1896-2005
Проблемная история в Израиле, и в частности среди русскоязычных историков, распространена значительно меньше, чем история-сионистская греза, история-бегство от действительности, история как арена занимательных историй. Тому есть свои причины. Израиль не может похвастаться размерами, как Канада или Россия, обилием населения, как Китай или Индия, удобным уединенным географическим положением, как Англия или Австралия.
 
Это маленькое государство, лишенное полезных ископаемых, расположено посередине самого неспокойного региона мира. Постоянно воюя, оно просуществовало в своем современном виде чуть более 55 лет. С другой стороны, и по сей день история является в Израиле одной из любимых арен гражданских битв, в основе которых лежит сложная система взаимоотношений между евреями и арабами, «левыми» и «правыми», «ястребами» и «голубями», рабочим движением Бен-Гуриона и Гистадрута буржуазным движением Жаботинского и Бегина.
 
Если бы в какой-нибудь непредвзятый компьютер заложили информацию об израильской территории, населении, географическом положении, полезных ископаемых, климате, государственном устройстве, размерах плодородных участков почвы, отношениях с соседями, внешнем долге и спросили компьютер о шансах государства просуществовать еще 50 лет, то компьютер бы ответил, что шансы эти «статистически недостоверны». Чтобы выжить, Государству Израиль нужен дополнительный фактор — его граждане должны любить свою страну. Нет другого выхода. Интерес к истории страны — это всегда проявление любви к ней. Редкое государство может похвастать таким количеством исторических событий, которые успели произойти в Израиле за полвека его истории.
 
И описаны эти события были неоднократно. Причем сколько историков, столько и различных видений прошлого и настоящего Израиля: здесь он идет по пути прогресса, там он движется к катастрофе. Разнообразные точки зрения никогда не сопоставляются друг с другом и неизбежно несут в себе много недостоверного. Существует несколько устоявшихся направлений в историографии Израиля. В стандартном варианте история эта начинается с описания усилий первых еврейских поселенцев начать новую жизнь в Палестине в конце XIX века. Теодор Герцль определяет политические задачи этой поселенческой деятельности. Прибывающие в Палестину евреи-сионисты начинают бороться за создание государства, создают его, сражаются за него и организуют приезд следующих партий евреев.
 
Вместо общей истории Израиля получается история сионизма в Израиле и за его пределами. С этим акцентом написаны сотни исторических работ, так как сионизм и Израиль неразрывны. В оценках истории идеология связана с психологией и социологией. В американской историографии и, что кажется удивительным, в японской современной историографии на первый план выходят индивидуальные заслуги человека наряду с учетом его происхождения и возраста. В трудах историков США и Японии прослеживается мысль, не всегда открыто высказываемая, что лишь общество, построенное на принципах индивидуализма, может проявлять изобретательность и по настоящему способно к эволюции. В классической сионистской историографии, наоборот, звучит гимн коллективизму.
 
Легендарная история первых кибуцев — апофеоз коллективизма. Другой частый вариант историографии Израиля начинает рассказ с того, что евреи всегда жили на территории Эрец Исраэль, Земли Израильской, хотя последние полторы тысячи лет их там было очень мало. Помимо политического сионизма евреев влекли на родину предков сильное религиозное чувство и тоска по древней славе Израильского и Иудейского царств, по временам Давида, Соломона и Ирода Великого. Религиозные евреи прибывали в Палестину задолго до лозунгов Герцля. Позже евреи являлись в Палестину и в уже созданное Государство Израиль, ища убежища или чтобы поправить свое материальное положение. Евреи превратили землю в сад, победили врагов и строят развитое государство.
 
«Евреям не нужно становиться великим народом, они и так им являются». Так история Израиля превращается в историю евреев в Израиле. Но есть историки, которые хорошо осознают, что Израиль — это многонациональное государство, в котором евреи составляют большинство. Арабоязычное население Палестины вынуждено было потесниться, чтобы дать место прибывающим волнам евреев, и оно не было от этого в восторге. Взаимное ожесточение вылилось в погромы, потом в ответы на эти погромы, потом в теракты, полномасштабные войны, и рассказ историка сворачивает в накатанное русло описания арабо-израильского конфликта. Можно попытаться охватить все понемножку и описать историю страны просто год за годом. По главе на каждый год.
 
Нет необходимости в концепциях и подходах, факты изложены в календарном порядке. Читать интересно, а выводы делает каждый сам. Вместо истории получается добротная хроника, что и было выполнено в 1998 году, когда Израиль праздновал свой полувековой юбилей. Наконец, государство создавали великие личности. Давид Бен-Гурйон, Голда Меир, Моше Даян — их яркие характеры перешагнули местные рамки и уже давно стали достоянием всемирной истории. А какие захватывающие темы! Бен-Гурион предложил Альберту Эйнштейну стать президентом Израиля, а тот отказался. Лицо одноглазого Моше Даяна люди всего мира могли узнать из тысячи. Имидж заставлял отказываться от пластических операций и глазного протеза. Премьер-министр Ицхак Рабин был убит, как американский президент.
 
Непримиримый боец за большой и сильный Израиль Менахем Бегин, став премьер-министром, подписал мирный договор с Египтом. Наконец, простой израильский танкист, лейтенант Цвика (Цви Грингольд) в 1973 году на одной своей боевой машине остановил атаку 50 (пятидесяти!) сирийских танков. Историю Израиля можно легко персонифицировать и вместо общей истории государства описать жизнь замечательных людей Израиля. Богатый материал для этого уже собран. Почти все известные государственные деятели и многие генералы Израиля — Бен-Гурион, Голда Меир, Менахем Бегин, Абба Эбан, Ицхак Шамир,
 
Тедди Коллек, Ицхак Рабин, Авигдор Кахалани, Шимон Перес, Ариель Шарон — оставили после себя мемуары. Моше Шарет оставил дневники, которые были опубликованы после его смерти. Некоторые, как, например, Бен-Гурион или Моше Даян, написали сразу по нескольку автобиографических произведений. Моше Даян, например, в 1966 году, через десять лет после Синайской кампании, опубликовал свои военные дневники того времени.
 

Штереншис Михаил - История Государства Израиль 1896-2005

Изд. 2-е. — Герцлия: ISRADON, 2005. — 720 с.
ISBN 5-94467-030-4
 

Штереншис Михаил - История Государства Израиль 1896-2005 - Содержание

  • Список карт и иллюстраций
  • Благодарности
  • About the book
  • Предисловие
  • Введение. Любить свою страну
Пролог. ВЕК XIX: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
  • Эдмонд Ротшильд и Теодор Герцль.
  • Антисемитизм
Глава 1. 1896-1918: ТУРЕЦКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
  • Как купить землю и у кого?
  • Народы и нации в Палестине
  • Первая мировая война в Палестине
  • Еврейские разведчики
  • Почему турки вырезали армян и не тронули евреев
Глава 2. 1918-1939: БРИТАНСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ
  • Англо-сионистский союз
  • Национализм евреев
  • Национализм арабов
  • Успехи англичан
  • Экономическое развитие Палестины
  • Неприятности англичан
Глава 3. 1939-1947: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕДСТВИЯ
  • Боевые действия вокруг Палестины
  • Уничтожение евреев в Европе
  • Борьба еврейского подполья в Палестине
  • Последнее содрогание Британского мандата
Глава 4. 1947-1948: РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
  • ООН в качестве акушерки
  • Гражданская война
  • Эвакуация англичан
Глава 5. 1948-1949: ИНТЕРВЕНЦИЯ И ВОЙНА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  • Арабская интервенция
  • Бои на Египетском фронте
  • Бои за Иерусалим
  • Голда Меир в СССР
  • Перемирие
Глава 6. 1950-1955: ИЗРАИЛЬ - РЕСПУБЛИКА       
  • Израиль ищет хлеба
  • Израиль ищет людей
  • Израиль ищет безопасности
  • Израиль изобретает законы
  • Как выбирают в Кнессет?
Глава 7. 1956: СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ
  • Израиль ищет союзников
  • Первый захват Синая
  • Первый уход с Синая
Глава 8. 1957-1966: ИЗРАИЛЬ - ДИКТАТУРА
  • Война: Израиль начинает и выигрывает
  • Ход боевых действий
  • Объединение Иерусалима
  • Дипломатические неудачи
Глава 11. 1968—1972: ИЗРАИЛЬ - ИМПЕРИЯ
  • «Война на истощение»
  • Израиль ищет масла
  • Израиль ищет спокойствия
  • Израиль и диаспора     ;
  • Больше законодательства
  • Конфликты в обществе
  • Палестинцы, поселения, политика, поножовщина
Глава 12. 1973: ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ - ПРЕЛЮДИЯ
  • Разведчики и аналитики
  • Государство и армия
  • Советская помощь и американская помощь
  • Просчеты дипломатии
Глава 13. 1973: ВОЙНА СУДНОГО ДНЯ - БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • Война: арабы начинают и проигрывают
  • Бои на Сирийском фронте
  • Израильская контратака на Египетском фронте
  • Великие державы спохватываются
•Глава 14. 1974-1977: ЮНОСТЬ ПРОШЛА
  • Израиль в изоляции (опять)
  • Операция в Энтеббе
  • Бегин приходит к власти
Глава 15. 1977-1982: ОТ МИРА С ЕГИПТОМ ДО ЛИВАНСКОЙ ВОЙНЫ
  • Мир с Египтом
  • Израиль и США
  • Израиль ищет палестинских террористов
  • Ни войны, ни мира
  • Есть ли израильская культура?
  • Израиль бомбит иракский ядерный реактор
  • Что можно делать кроме алмазов
Глава 16. 1982-1985: ВОЙНА В ЛИВАНЕ
  • Израиль ищет окончательных решений
  • Последняя конвенциональная война Израиля
  • От Эйлата и до Бейрута
  • Сколько стоит повоевать?
  • Финансовый кризис
Глава 17. 1986-1992: ИЗРАИЛЬ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
  • Интифада и ХАМАС
  • Израиль богатеет
  • Израиль людей нашел: распад СССР
  • Война в Персидском заливе: Израиль не воюет?!
  • Израиль ищет палестинских лидеров
Глава 18. 1993-2001: ИЗРАИЛЬ - АНАРХИЯ
  • Пять премьер-министров за девять лет
  • Норвежские соглашения и американские планы *
  • Израиль хоронит мечту и премьер-министра
  • Израиль ищет новые ориентиры
  • Статистика: люди и деньги
Глава 19. 2002: СЕДЬМАЯ ВОЙНА ИЗРАИЛЯ
  • Поводы и причины
  • Военные действия на территории Израиля
  • Военные действия на палестинских территориях
  • Переговоры
Глава 20. 2002-2005: ИЗРАИЛЬ НА ШЕСТОМ ДЕСЯТКЕ
  • Вторая война в Ираке: Израиль в стороне
  • Социологический профиль Израиля
  • Экономический кризис
  • Палестинский марафон: убийства, заборы, уход из Газы
  • Смерть Арафата
  • Эпилог. Надежды и перспективы
  • Приложение 1. Таблицы
  • Приложение 2. Речь А.А. Громыко на пленарном заседании
  • Генеральной Ассамблеи
  • Приложение 3. Различные документы    
  • Приложение 4. Выборочные годовые бюджеты Израиля
  • Приложение 5. Составы правительств Государства Израиль       
  • Хронология
  • Литература и источники
  • Предметный указатель
Список карт и иллюстраций
  • 1.План ООН по разделу Палестины, 29 ноября 1947 года
  • 2.Арабское вторжение 15 мая 1948 года
  • 3.Израиль 1949—1967 годов
  • 4.Синайская кампания 29 октября -ноября 1956 года
  • 5.Шестидневная война 1967 года
  • 6.Захват Западного Берега 5—7 июня 1967 года
  • 7.Израиль 1967—1973 годов
  • 8.Израильская контратака на Египетском фронте 22—24 октября 1973 года - конец войны
  • 9.Война в Ливане, вторжение 6—11 июня 1982 года
  • Иллюстрации
  • Фотографии находятся между с. 240 и 480

Штереншис Михаил - История Государства Израиль - 1950-1955 - Израиль - республика

 
В 20-е и 30-е годы Бен-Гурион считал, что Государство Израиль создаст еврейский пролетариат. «От класса к нации» — был тогда его лозунг. Но вот государство создано, и тут выясняется, что малоимущий пролетариат не может платить налоги, не может сам создавать рабочие места и без деловой инициативы быстро превращается в толпу безработных. Но главное не в этом. В государстве пролетариат играет роль одной важной шестеренки в большом и замысловатом механизме. И только теперь понял Бен-Гурион, насколько сложен на самом деле механизм государства. Казалось, надо бы начать с конституции, чтобы знать рамки ответственности правительства, возможностей судов, прав и обязанностей граждан, действий полиции и армии.
 
Действительно, еще в 1947 году была создана комиссия, возглавляемая Зерахом Вархафтигом (позже член Религиозного Фронта), которая была призвана подготовить проект конституции Израиля. Так как резолюция ООН непосредственно указывала на необходимость принятия арабским и еврейским государствами демократических конституций, то уже в 1948 году проектом конституции занимался Иуда Пинхас Коэн, и его проект обсуждался Переходным правительством 8 июля 1948 года. Тогда же появилась и мысль, что, возможно, Декларация о провозглашении Независимости может стать конституцией Израиля, так как она провозглашает неоспоримые демократические принципы. Верховный Суд позже постановил, что Декларация — это не конституция.
 
Кнессет первого созыва несколько раз дебатировал по поводу конституции, но безрезультатно. Сторонники принятия конституции видели в этом документе как бы «визитную карточку» страны, определяющую ее лицо через описание правил жизни в стране. Наконец, говорили они, большинство государств имеют конституцию. Противники конституции полагали, что конституция во второй половине XX века перестала иметь свое значение. Конституция, говорили они, была нужна во времена народной борьбы за свои права, когда действительно была необходимость письменно утвердить, каких именно прав удалось добиться. И у Великобритании, между прочим, конституции нет, а страна очень демократична.
 
Религиозный Фронт, вообще далекий от идей демократии, выступал против конституции со своих позиций. Конституцией евреев является Тора, и этого более чем достаточно. Бен-Гурион был против принятия конституции. Он полагал, что все принципиальные законы можно утверждать в рабочем порядке. Для того чтобы уравнять мужчин и женщин в правах или провозгласить желание мирного сосуществования с соседями, нет необходимости писать конституцию. В результате конституцию не приняли, и правительственные структуры вошли в новую жизнь без тугого пеленания. Итак, государство существует и снова: земля — люди — деньги. Бен-Гурион только теперь, по окончании войны, понял, какие глыбы ему предстоит ворочать.
 
Еще и еще раз ерошил он свои седины, еще и еще раз вглядывался он в карту Израиля. С землей, наконец, все стало ясно, хотя бы временно. Вот жирные линии на карте, вот причудливый туфель Израиля — с каблуком на Киннерете и носком в Эйлате. Кому-то больше нравится сравнение с телефонной трубкой. Какое же наследство досталось нам на этой территории? Сельское хозяйство в еврейском понимании — это кибуцы и мошавы. Кибуц, как и при британцах, остается сельскохозяйственной коммуной с общностью имущества и равенством в труде и потреблении. Мошав — это кооперативное поселение, жители которого ведут хозяйство самостоятельно, но сбывают свою продукцию и закупают оборудование и материалы совместно.
 
В кибуцах живут более 40 тыс. человек и в мошавах более 25 тыс. Могут ли эти фермеры прокормить народ? Не могут. Нет, апельсинами, яйцами и помидорами, конечно, могут, а вот хлебом, картофелем, мясом и кукурузой не могут. Бобы и чечевицу выращивают арабы вокруг Хеврона, Наблуса и Газы. Там же и оливки. Это уже за границей. Теперь фирмам вроде «Шемен» и «Изхар», специализирующимся на продуктах из оливкового масла (в 40-е годы из него умудрялись делать даже глицерин), придется искать оливковые деревья на нашей стороне. Кунжут те же арабы растят вокруг Дженина, но и на израильской территории, возле Яффо и Рамле. Впрочем, так как именно в Яффо и Рамле арабов практически не осталось, то, соответственно, кунжутным маслом нам не разжиться.
 
Фисташки вышли из моды. Виноградников достаточно. Бананы растут на трех тысячах дунамов. А риса, кофе и чая просто нет. Значит, надо развивать сельское хозяйство и делать закупки за морем. Правда, по молоку мы арабов обошли, улыбнулся своим мыслям Бен-Гурион. Местная арабская корова дает 600 л молока в год, сирийская корова дает 1300 л молока в год, а вот наши племенные коровы могут дать до 3000 л в год. Будем кушать сыр. И пить пиво! Ячмень больше всего выращивают вокруг Беэр-Шевы, а пиво варят в Ришон-ЛеЦионе и Бат-Яме, лучшая марка — «Голдстар». А винзавод в Ришон-ЛеЦионе по-прежнему принадлежит созданной Эдмондом Ротшильдом Ассоциации еврейской колонизации Палестины.
 
Мука и производство мацы тоже во многом в их руках. Хлопок можно продолжать выращивать, но палестинский хлопок средневолокнистый. Тонковолокнистые и длинноволокнистые сорта не растут. Наконец, единственная радость — нежданно-негаданно государству даром досталось 5—6 млн дунамов арабских сельскохозяйственных угодий, которые остались без хозяев. (Арабская Лига утверждала, что арабские собственники потеряли 10 млн дунамов, т. е. миллион гектаров, обрабатываемой земли.) В 1949 году были приняты в качества закона «Правила реквизиции земли», которые давали правительству возможность реквизировать любой участок земли, если это нужно по оборонным соображениям. Правила эти предусматривали компенсацию владельцу за реквизированную землю.
 
 

Категории: 

Ваша оценка: от 1 до 10: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя Traffic12