Амман - Путь Отцов - Краткое введение в патристику

Амман А  Путь Отцов
Цель Аммана в "Пути Отцов" дать не исчерпывающий очерк о жизни и творчестве Отцов, а нарисовать портреты великих святых, приблизить Отцов к современному читателю, почувствовать их жизнь, их мысль, то, что было для них важно. Амман, конечно, использует достижения современной патрологической науки, но как сюжеты для своих картин, а не материал лекций, к примеру или доказательную базу.
 
"Путь Отцов" Аммана - действительно очень живая книга.
 
Амман описывает Отцов первых пяти столетий истории Церкви: от Игнатия Богоносца до Льва Великого. Огромный плюс "Пути Отцов" в святоотеческом отрывке, идущем после каждого соответствующего очерка. Это очень помогает "войти в материал" - живое касание к наследию Святых Отцов.
 

Амман А. - Путь отцов - Краткое введение в патристику

М., Издательство «Пропилеи», 1994 г. - 240 с.
ISBN 5-7354-0005-3 
 

Амман А. - Путь отцов - Краткое введение в патристику - Содержание

Те, кого называют Отцами Церкви
ВТОРОЙ ВЕК   
  •   Игнатий Антиохийский
  •     Иустин Римский
  •     Ириней Лионский
ТРЕТИЙ ВЕК
  •     Тертуллиан
  •     Киприан Карфагенский
  •     Климент Александрийский
  •     Ориген
ЧЕТВЕРТЫЙ ВЕК
  •     Афанасий Великий
  •     Иларий Пиктавийский
  •     Василий Великий
  •     Григорий Богослов
  •     Григорий Нисский
  •     Ефрем Сирин
  •     Кирилл Иерусалимский
  •     Иоанн Златоуст
  •     Амвросий Медиоланский
  •     Иероним
  •     Августин
ПЯТЫЙ ВЕК
  •     Кирилл Александрийский
  •     Лев Великий

Амман А. - Путь отцов - Краткое введение в патристику - Краеугольные камни Церкви

 
Автор любого сочинения отчужден от нас самим своим творчеством. Перед нами — не сам человек, а только его книга, только то, что он написал. Выражение «говорит, как пишет» вовсе не всегда комплимент: нам слишком хорошо знакомы докладчики, способные объясняться со слушателями лишь «по бумажке».
 
Климент Александрийский, автор «Педагога», известен только кругу специалистов, но Августина, написавшего «Исповедь», знает весь мир. Конечно, кое‑кто, привлеченный названием, откроет книгу наугад и тут же захлопнет, убедившись, что автор не предлагает ему историю своих любовных похождений. Увы! Но если читатель ищет там человека, которого звали Аврелий Августин, он его найдет.
 
Можно долго и старательно перечислять авторские труды, но не лучше ли с их помощью попытаться воссоздать именно этого единственного человека, из плоти и крови, с его пристрастиями и гневом, с его слабостями и неистовством? В конце концов его творчество интересует нас не потому, что оно собрано на полках библиотек в пятнадцати огромных томах, но потому, что это творчество человека исключительного, имя которому Августин; оно раскрывает для нас личность, более того — христианина, преисполненного верою во Христа.
 
Писатели первых пяти веков христианства, которых мы зовем Отцами Церкви, обладают резко очерченной индивидуальностью. Если приложить к ним новейшую классификацию характеров, мы определим того же Августина как человека «со вторичной эмоциональной активностью» и т. п.; но можно, не прибегая ко всем этим классификациям, узнать из тех же книг, что, например, Григорий Назианзин, мучимый тревожными предчувствиями, нуждался в тепле и участии, а Тертуллиан с его независимостью и неудовлетворенностью был очевидным пессимистом.
 
Тут следует принять во внимание и кто откуда родом: африканец Киприан проявляет свои чувства иначе, чем Иларий Пиктавийский, а греки тонкостью и силой философского мышления превосходят большинство латинян. Мы уж не говорим об эмоциональности и лиризме сирийцев (например, Ефрема).
 
Пытаясь воссоздать портреты наших великих предков, мы стремились очистить их от наслоений времени, от елея, от расхожих представлений, которые заслоняют их от нас, мешают им быть самими собой. Нашей задачей было начти за страницами книг живого человека, ощутить его дыхание, его боль и прозрения, все то, что вера обращает на службу Евангелию.
 
Если эпоха, когда жили Ириней и Киприан, не тождественна эпохе Августина и Григория Нисского, то еще меньше она напоминает нашу. Чтобы ее понять, нужно приблизить ее к нам, прояснить неизвестное через известное, чуждые нам ситуации — через ситуации более понятные. Афанасий и Иларий были «борцами сопротивления», они осмеливались говорить «нет» имперской тирании, сходной по своим методам со всеми видами тоталитаризма. Разве апокалипсические времена Августина не напоминают нам темные годы с 1940 по 1944 и не помогают лучше понять его книгу «О граде Божием»?
 
Глубже вникнув в характер человека, в обстоятельства его жизни, мы скорее оценим его вклад в историю христианства и, пожалуй, ближе соприкоснемся с самим его творчеством. Ничто не заменит нам личного контакта с человеком; вот почему так драгоценны сохранившиеся тексты, тем более если они отмечены живым присутствием автора. Во Франции, по счастью, нет недостатка в отличных и легко доступных переводах.
Обращение к Отцам — часть пути к началам христианства, который ныне называют «восхождением к истокам». Библейское и литургическое движение XX века принесло свои плоды. Для понимания духа и души Писания нет наставников лучше Оригена и Августина. При этом не следует упускать из виду новые достижения библеистики.
 
Что до литургии, Отцы не только толковали ее для верных и оглашенных, — они ее выковали, создали, пережили. Амвросий и Василий Великий внесли решающий вклад в составление литургических текстов. Библейское литургическое обновление было бы неполным, если бы оно не сопровождалось возвратом к Отцам Церкви. Наша «конкретная» патрология призвана помочь в этом читателю–христианину.
 
Мы хотели поближе познакомиться с Иустином и Амвросием, воссоздать их личности. Наши портреты (стоит ли это уточнять?) не романтическая реконструкция, но зрелый вывод, основанный на скрупулезном изучении их трудов. Ссылки сведены к минимуму, чтобы не загромождать книгу и не мешать читателю. Специалист легко обнаружит здесь заимствования из работ таких знатоков, как преосв. Дюшен, А. Пюш, П. де Лабриоль, Г. Барди, Ж. Квестен, Г. фон Кампенхаузен.
 
Но наша книга обращена не к специалистам. Им, конечно, не возбраняется прочесть ее, коль скоро у них найдется для этого время. Но составляя эту книгу, вобравшую опыт двухлетнего преподавания в Университете Квебека, мы прежде всего хотели помочь молодой аудитории увидеть Отцов Церкви под новым углом зрения, почувствовать их своими современниками.

 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 9.7 (9 votes)
Аватар пользователя brat Chernov