Гегель - Лекции по философии истории

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории
Всякий, кто сегодня берется что-то писать о философии Гегеля, неизбежно вынужден хотя бы самому себе дать отчет, как и с какими целями он намерен это делать. В одной из лучших отечественных публикаций, посвященной судьбам гегелевской философии, содержится четкая методологическая  программа действий. Упрекая тех, кто подходит к Гегелю со своими собственными вопросами и работает с историко-философским материалом методом «отщипывания от него кусочков», автор ее настаивает на том, что во всех случаях сначала нужно  воспроизвести «объект» в его собственной целостности, каков он есть сам по себе (философия Гегеля «в себе» и «для себя»), и лишь затем можно работать с таким образом реконструированным «объектом».
 
Такой тип «исследовательской программы» в истории философии до самого последнего времени считается преобладающим и пользуется широким признанием. Избранный здесь путь, если его намеренно «спрямить», прямо  противоположен: лишь только после того, как мы уясним, чем является философия Гегеля «для нас», мы, может быть, что-то сумеем сказать и о том, какова она была «сама по себе». «Для нас» в данном случае —это не прагматическое значение идей в их проекции на современные практические проблемы, а такая  реконструкция их, которая сознательно принимает в расчет  последующую историю философской мысли и ориентирована на создание истории философии, «приближенной к нам». 
 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории 

г. Санкт-Петербург, „НАУКА" 1993 г. - 472 с.
ISBN 5-02-028169-7 
 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории - Содержание

Ю. В. Πеров, К. А. Сергеев. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности 
Введение
Географическая основа всемирной истории — (Новый свет. — Старый свет. — Африка. — Азия и Европа) 
Деление истории 
 
Часть первая. Восточный мир 
  • Отдел первый. Китай 
  • Отдел второй. Индия. Буддизм 
  • Отдел третий. Персия 
  • Глава первая. Зендский народ 
  • Глава вторая. Ассирийцы, вавилоняне, мидяне и персы 
  • Глава третья. Персидское государство и его составные части 
  • Персия 
  • Сирия и семитическая Передняя Азия 
  • Иудея 
  • Египет 
  • Переход к греческому миру 
Часть вторая. Греческий мир 
  • Отдел первый. Элементы греческого духа 
  • Отдел второй. Формы проявления прекрасной индивидуальности 
  • Глава первая. Субъективное художественное произведение 
  • Глава вторая. Объективное художественное произведение 
  • Глава третья. Политическое художественное произведение 
  • Войны с персами 
  • Афины 
  • Спарта 
  • Пелопоннесская война 
  • Македонское царство 
  • Отдел третий. Упадок греческого духа 
 
Часть третья. Римский мир 
  • Отдел первый. Рим до Второй пунической войны
  • Глава первая. Элементы римского духа 
  • Глава вторая. История Рима до Второй пунической войны 
  • Отдел второй. Рим от Второй пунической войны до империи 
  • Отдел третий. Глава первая. Рим в императорский период 
  • Глава вторая. Христианство
  • Глава третья. Византийская империя 
Часть четвертая. Германский мир 
  • Отдел первый. Элементы христианско-гермайского мира 
  • Глава первая. Переселение народов 
  • Глава вторая. Магометанство 
  • Глава третья. Государство Карла Великого  
  • Отдел второй. Средние века 
  • Глава первая. Феодализм и иерархия 
  • Глава вторая. Крестовые походы 
  • Глава третья. Переход от феодальной системы к монархии  
  • Искусство и наука как элементы разложения средневекового миросозерцания
  • Отдел третий. Новое время 
  • Глава первая. Реформация 
  • Глава вторая. Влияние реформации на формирование государств 
  • Глава третья. Просвещение и революция 
Приложения 
Предисловие издателя 
Предисловие ко второму изданию  
 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель - Лекции по философии истории - Предисловие издателя

 
Выход в свет новой «Философии истории» требует прежде всего разъяснения относительно того, почему из всех частей так называемой практической философии именно эта часть позднее всего подвергалась разработке и наименее обстоятельному  рассмотрению. Лишь в начале XVIII в. у Вик о впервые  обнаруживается стремление положить в основу истории, которая до тех пор рассматривалась отчасти как ряд следовавших одно за другим случайных событий, отчасти как дело божие, являющееся предметом веры, а не познания, мысль о первоначальных законах и о разуме, которая нисколько не противоречит свободе рода человеческого, а скорее составляет ту основу, на которой только и может проявиться эта свобода. 
 
Это разъяснение может быть формулировано в немногих кратких указаниях. Законы бытия и мышления, строй природы, явления душевной жизни человека, даже правовые и  государственные формы, а также образы, создаваемые искусством, и бытие божие, призываемое в том или ином виде, всегда считались людьми чем-то прочным и неизменным если не в отношении взглядов на все это, то в отношении объекта. Иначе обстоит дело с историческими движениями. Внешняя случайность  возвышения или падения, те победы, которые порок часто одерживает над добродетелью, вынужденное признание того, что  преступления иногда влекут за собой выгоднейшие последствия для человечества, вообще та изменчивость, которую приходится признать главной спутницей человеческих судеб, долго  заставляли предполагать, что история зиждется на почве, подверженной действию такого изменчивого произвола, на таком ненадежном и огнедышащем вулкане, что всякую попытку найти здесь правила, мысли, божественное и вечное можно считать натяжкой и хитрой выдумкой, мыльными пузырями априорной конструкции или игрой фантазии.
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (1 vote)
Аватар пользователя brat Aleksey