От автора. Эта книга призвана внести посильный вклад не в научное богословие, а в религиозное самоусовершенствование. Цель ее помочь читателю не только рассуждать и мыслить, но также порывом верующего сердца приблизиться к личности Господа и ощутить искупительную силу Его внутреннего Я. При этом следовало отдать должное и требованиям богословской ясности, то есть прежде всего представить читателю Иисуса Христа Сыном Божиим, ставшим человеком и таким образом вступившим в нашу земную историю.
Книга эта возникла однако не так, как обычно возникают произведения такого объема, – она писалась не в часы раздумий за письменным столом, но, как было сказано в предисловии, слагалась из проповедей на воскресных богослужениях в часовне Святого Бенедикта на Шлютерштрассе в Берлине в течение четырех лет. Сначала она стала известна узкому кругу читателей, выходила отдельными фрагментами и только позже, в 1937 году, не без некоторых сомнений была издана книгой. Вследствие всего этого автору лишь постепенно стало ясно, что основная мысль книги, из которой без труда выводится все ее содержание, может быть, не везде выражена с той ясностью или, вернее, с той точностью, с какой ему хотелось бы. Ниже мы постараемся хотя бы отчасти восполнить этот пробел – в надежде, при случае, внести исправления и в книгу.
В последний вечер Иисус говорит в торжественной молитве: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого, Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 6.36). Эту благодать нам и следует испрашивать. С позиций богословского мышления для познания Иисуса Христа необходима и еще она предпосылка, а именно понимание того, что жизнь Иисуса представляет собой не осуществление заранее определенной программы, а подлинную историю. Конечно эта история особого рода, история богочеловечес-кая. В ней вечный Сын Божий в Своей божественной свободе приступает к человеку, – человек же обладает свободой, которая, хотя и всячески ставится под вопрос именно потому, что она человеческая и подвержена влиянию вины с ее последствиями, все же остается свободой, а значит – возможностью ответить на Божий призыв «да» или «нет».
Романо Гвардини - Господь
Культурный центр «Духовная библиотека», 2012. - 586 с.
SBN 978-5-88060-028-1
Доработанное, исправленное и дополненное издание на основе перевода издательства «Жизнь с Богом»: Романо Гуардина «Господь»
Брюссель, Издательство «Жизнь с Богом» 1995 г. - 584 с.
Романо Гвардини - Господь - Содержание
Предисловие
Вступление
Часть I Истоки
- 1. Происхождение и предки
- 2. Мать
- 3. Вочеловечение
- 4. Предтеча
- 5. Крещение и искушение
- 6. Промежуточное время
- 7. Начало
- 8. Соблазн в Назарете
- 9. Больные
- 10. «Погибшее»
- 11. Ученики и апостолы
- 12. Заповеди блаженства
Часть II Весть и обетование
- 1. Полнота правды
- 2. Искренность в добре
- 3. Возможность и невозможность
- 4. Посев и почва
- 5. Человеколюбие Бога нашего
- 6. Воля Отца
- 7. Враг
- 8. Послание апостолов
- 9. Отпущение грехов
- 10. Смерть
- 11. Вечное сознание
- 12. Новое рождение от воды и Святого Духа
Часть III Выбор
- 1. Слепые и зрячие
- 2. Сын человеческий
- 3. Закон
- 4. Иисус и язычники
- 5. Собирание и расточение
- 6. «Не мир, но меч»
- 7. Те, кого Он любил
- 8. Знамения
- 9. Хлеб жизни
- 10. Судьба и решение
Часть IV На пути в Иерусалим
- 1. Мессия
- 2. Путь в Иерусалим
- 3. Преображение
- 4. Церковь
- 5. «Моисей и Илия»
- 6. Откровение и сокровенность
- 7. Справедливость и то, что ее превышает
- 8. «Если не будете как дети»
- 9. Христианский брак и девственность
- 10. Христианское обладание имуществом и христианская бедность
- 11. Благословение
- 12. Вера и следование
- 13. Прощение
- 14. Христос – начало
Часть V Последние дни
- 1. Вход в Иерусалим
- 2. Ожесточение
- 3. Смирение Божие
- 4. Разрушение Иерусалима и конец мира
- 5. Суд
- 6. «Вот, иду исполнить волю твою, Боже»
- 7. Иуда
- 8. В последний раз вместе
- 9. Омовение ног
- 10. «Mysterium fidei» (Тайна веры)
- 11. Первосвященническая молитва
- 12. Гефсимания
- 13. Процесс
- 14. Смерть Иисуса
Часть VI Воскресение и преображение
- 1. Воскресение
- 2. Преображенное тело
- 3. Меж временем и вечностью
- 4. Приход и уход Господа
- 5. «Ухожу от вас и приду к вам»
- 6. В Духе Святом
- 7. Вера и Святой Дух
- 8. Владыка истории
- 9. Обновление
- 10. Новый человек
- 11. Церковь
- 12. Рожденный прежде всякой твари
- 13. Вечный Первосвященник
- 14. Возвращение Господа
Часть VII Апокалипсис. Время и вечность
- 1. Книга Тайного Откровения
- 2. Властвующий
- 3. Престол и Восседающий на нем
- 4. Поклонение
- 5. Агнец
- 6. Семь печатей
- 7. Вещи
- 8. Христианский смысл истории
- 9. Великое знамение на небе
- 10. Победитель – Судия – Вершитель
- 11. Обетование
- 12. Дух и невеста
Заключение
Послесловие
Первое издание книги на русском языке
Романо Гвардини - Господь - 1995
Издательство "Жизнь с Богом"
Брюссель, 1995 г
Романо Гвардини - Господь - Послесловие
I
Вся история Ветхого Завета есть ожидание пришествия Мессии, Которому предстояло принести полноту искупления и осуществить Царство Божие. Но для того, чтобы это осуществилось, была необходима и свободная воля людей, притом именно тех людей, которые у Синая обязались пред Богом быть Его народом и выступили тем самым представителями всего человечества.
Принятое решение было отрицательным: избранный народ и, в частности, его руководители отвергли Пришедшего и Его благовествование и, поскольку это было в их силах, способствовали Его уничтожению. Иными словами, произошло то, чего не должно было быть, и что не было необходимо для совершения нашего искупления. Итак, то, что случилось было и остается недопустимым. Не надо пытаться затушевывать этот факт ссылками на Божий замысел, который не вверил бунтовщиков их судьбе, но саму их враждебность превратил в ту форму, в которой осуществилась искупительная Божия воля.
II
Все это необходимо продумать со всей серьезностью веры, чтобы вина бунта против Искупителя, которую совокупно несут все люди, не представляла части предопределенной программы. Божественно-свободное дело искупления тех, кто тогда принимал решение, показалось бы тогда естественным, необходимым ходом истории – однако это опасность, которая особенно велика в наше время, всюду усматривающая закономерности и тем самым старающаяся удалить из истории свободу и ответственность.
Иногда создается впечатление, что в христианском мышлении эта опасность уже стала фактом, – по той логике, которая рассматривает и первый человеческий бунт в раю как неизбежное развитие. Искупительная жизнь Христа достигла апогея в Его смерти и ею получила свое окончательное определение. Искупитель отныне и навеки – «Распятый». Этот факт, особо подчеркнутый проповедью Апостола Павла, так укрепился в сознании верующих, что конкретная форма, в которой совершилось искупление, а именно попытка врагов Иисуса Его уничтожить – второй бунт человека, после первого в раю, – кажется неизбежной. Таким пониманием искупления в наших глазах и в нашем чувстве сглаживается ужас содеянного. А вместе с тем забывается и то, что в противоположность всем мифологическим или психологическим представлениям об искуплении составляет отличительную черту христианина, а именно – его историчность.
Тем, что вечный Сын вступил в историю, Он сделал Свое смирение готовым к абсолютному послушанию (Евр 10.5-9). Повеление быть послушным дает Отец – да и кто другой мог бы его дать? – но конкретную форму это повеление получает, опять-таки по воле Отца, через исторический ход событий, т.е. через поведение людей. «Образ раба» (Флп 2.7) – Сына Божия, властвующего в то же время над миром – порождается тем, что человеческое решение должно определить исторический ход искупительных событий, а тем самым и форму искупления. И вот ее определяют судебный процесс и приговор, вынесенный облеченными властью людьми, – ужасающее выражение сверхъестественного бесстыдства, с которым человек сыграл свою роль и употребил во зло свою свободу, но также и выражение абсолютного смирения, с которым Владыка истории пошел путем послушания.
Как бы ни сложились однако жизнь Иисуса и Его земная судьба, сущностью искупительного дела было бы при всех условиях исполнение этого послушания.
Значение искупительного страдания не преуменьшается пониманием того, что крестная смерть могла бы миновать Его, если бы те, к кому был обращен призыв, приняли его с верой. Ибо не было ли все существование Искупителя сплошным страданием? Нести в себе святость Сына Божия и жить в заблудшем и извращенном мире – этот элемент непреходящего страдания присутствовал в каждом мгновении Его жизни и превращал ее в жертву, свершавшуюся в послушание Отцу, пославшему Его в мир.
III
Именно на этот факт мы хотели обратить внимание читателя. Кроме того, мы поставили вопрос, который задается редко: что произошло бы, если бы люди приняли Искупителя? Этим мы стремимся не искусственно конструировать ненужную гипотезу, а высвободить взор читателя, скованный фактами отрицательного отношения людей к крестной смерти Христа.
Скованность эта нередко настолько господствует над чувствами верующих, словно отвержение, суд и крест представляют собой проявление неотвратимого рока. Нужно было открыть глаза читателю на небыва-лость, нет, чудовищность того, что произошло.
К тому же этот вопрос помогает, возвращая нас к уже затронутой выше мысли, прояснить другое событие, которого не должно было бы быть никогда, которого могло бы не быть и которое, однако, произошло, определив собою весь дальнейший ход истории: мы имеем в виду бунт первого человека в раю. Мысль все время подвергается искушению рассматривать первородный грех так, точно он должен был произойти по необходимости, точно он был первым шагом из детски незрелого состояния в реальную историю. Совершившийся факт со всей его необратимостью легко вызывает ощущение предопределенности, заведомой необходимости. Самые разные теории стараются обосновать эту предполагаемую необходимость, и тогда все, более или менее сознательно, растворяется в некоем «процессе». Это происходит при нехристианском подходе, – например, в идеалистических исследованиях истории и в позитивистских теориях развития личности. Это подсознательно проявляется также и в том, как христиане подчас представляют себе дела человеческие в их развитии.
Чтобы воспрепятствовать этому, чтобы сохранить ощущение невообразимости случившегося, богословы ставят вопрос: а не могли бы человеческая жизнь и человеческая судьба существовать и без этой вины? Не могло ли и без нее сложиться полноценное человеческое существование? Не было ли бы именно это подлинным существованием, угодным Богу, согласно Его творческому замыслу? Посредством такого вспомогательного вопроса мыслитель принуждает себя видеть в первородном грехе то, чем он был: дело человеческой свободы, ужасное именно как таковое, а с другой стороны – понимать Божий ответ, как проявление невообразимого великодушия: не отбрасывать человека, но поддержать его таким, каким он был. Собственно, следовало бы сказать: понимать этот ответ как дело таинственного смирения, в силу которого Тот, Кто стоит выше всякой истории, позволил историческим деяниям людей вовлечь себя в земную историю.
Как уже сказано, того же самого следовало достичь в отношении второго решения, совершившегося не в «начале», но в «полноте времен».
По сути нашей книги сделать это можно было однако лишь в кратком изложении. Проблема пророчества не возвещает какой-либо программы, но, исходя из истории, взывает к человеческой свободе, показывая ее возможные решения; говорит о Мессии как о «Господе Славы», но также и как о «муже скорбей»... Вопросы о сущности Царства Божия и способе его «пришествия» – причем понятия «последнего времени» и «исполнения времен» оказываются во взаимоотношении, которое не так легко поддается выяснению – нуждались бы в подробном рассмотрении. В книге это можно было сделать только намеками, которые в некоторых случаях могут приводить к недоразумениям.
IV
Итак, вот что мы имели в виду: если бы люди, точнее говоря, участники Синайского Союза-Завета в качестве представителей всего человечества, т.е. избранный народ и его руководители, – приняли Христово благовестив и уверовали в него, то совершилось бы именно то, что им возвещалось: «Приблизилось Царствие Божие – покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1.15). Царство Божие «пришло» бы, оно вошло бы в историческую действительность.
Но это еще не было бы тем пришествием Царства, которое должно произойти «в конце времен» (Мф 24.3) и будет связано с возвращением Христа для суда и концом истории. Это было бы пришествием, соответствующим «исполнению времен» и начинающим, в пределах земного времени, новую историю, а именно – историю христианскую, которая тогда, при новых предпосылках, заново осуществлялась бы в каждом отдельном человеке, так как речь идет об истории спасения, т.е. о внутренней жизни личности. При этом произошло бы все то, что составляет христианскую историю: Сошествие Святого Духа, рождение Церкви, труд Апостолов и их преемников, распространение Царства по всей земле и так далее. Но все имело бы иной характер – также, как жизнь человека «в раю» содержала бы все, что вытекает из сущности человека и мира, но в послушании Богу и в согласованности с Его благодатью, без тех последствий, которые имело грехопадение. В назначенный Отцом срок пред-вещенное осуществилось бы, Господь пришел бы вторично и свершил бы суд. Наступило бы Царствие Божие, совпадающее с концом времен, торжество Божией воли во всем сущем и преобразование всего творения, образами которого являются Небесный град, вечный брачный пир и обетования семи посланий (Откр 2.3).
V
Конечно, подобным рассуждениям присуща некоторая искусственность, возникающая всегда, когда мысль всерьез обращается к свободе, вопрошая: как же произошло то, что не должно было, не имело права происходить, но все же произошло и определило ход истории?
То же относится и к вопросу о том, каким образом пророчества возвещают нам грядущее, как искажается временная перспектива, сближаются времена и сроки, переплетаются различные возможности. Это находит свое отражение, в частности, и в словах Воскресшего на пути в Эммаус (Лк 24.25-26).
И еще один вопрос: как же могло так случиться, что люди Его отвергли? Это решение тоже принималось в истории, оно не было заранее запланировано, предопределено; но с другой стороны его не назовешь и неожиданным, внезапным или иррациональным. Оно созревало так, как вообще созревают решения в истории – в переплетении самых различных событий, мотивов и тенденций.
Чтобы дать ответ на эти и другие вопросы, нам пришлось бы очень подробно рассматривать события, точно выяснять мотивы, обусловившие каждое из них, определить их отношение к божественной верности Искупителя и т.п. Однако, сам характер источника, с которым мы имеем дело, подсказывает нам, что результатом такого исследования было бы в лучшем случае лишь описание имевшихся возможностей.
Остается только добавить, что приведенные выше рассуждения не вытекают из текстов Мк 9.1 и Мф 10. 23, поскольку мы не считаем себя компетентными в вопросах экзогенеза. Мы опирались скорее на внутреннюю логику многогранной истории спасения.
14/09/2014
Церковь — это не просто организация верующих, объединенных общей верой и культом. Церковь — это новая жизнь во Христе, жизнь со Христом и для Христа, жизнь, движимая Духом Святым. Эта жизнь есть свидетельство о Христе, сохранение Его слова и исполнение Его благой воли в этом мире.
Мы верим в Церковь, в то, что среди падшего и грешного мира полное и совершенное общение с Богом было бы невозможно без Церкви, без ее Таинств, без божественной, мистической и духовной жизни. Мы знаем Церковь как Божий дар спасения, прощения грехов, победы над тьмой и над самой смертью. Мы веруем в Единую Соборную и Апостольскую Церковь, Церковь Непорочную и Святую.
Романо Гвардини - О Церкви
Издательство «Христианская Россия» 1995 г.
Перевод с нем. С. М. Полянского (О смысле Церкви, Церковь Господня)
Е. М. Верещагина («Сущность Христианства»)
Vom Sinn der Kirche
Die Kirche des Herrn
Das Wesen des Christentums
Романо Гвардини - О Церкви - Содержание
Предисловие
О смысле Церкви
Церковь Господня
Сущность христианства
О СМЫСЛЕ ЦЕРКВИ
Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность
Санкт - Петербург, "Наука", 2015г.
ISBN 978-5-02-038409-5
Романо Гвардини - Гёльдерлин - Картина мира и боговдохновленность - Содержание
Предисловие к первому изданию
Предисловие издательства ко второму изданию
ПЕРВЫЙ КРУГ Поток и гора
- Предварительное замечание [1939]
- Феномен и сопряженный с ним взгляд
- Потоки и моря
- Гимн Рейну
- Другие потоки
- Горы и вершины
- Альпы и вулкан
- Пространство существования
ВТОРОЙ КРУГ Человек и история
- Предварительное замечание
- Историческая деятельность, свобода и государство
- Природа, любовь и культура
- Мертвое и былое
- Смысл гёльдерлиновской идеи истории
ТРЕТИЙ КРУГ Боги и религиозное отношение
Боги
- Предварительное замечание
- Эфир
- Земля
- Миф о Небесах и Земле
- Аполлон и Посейдон
- Дух времени
- Дионис
- Сатурн
- Бог в нас, неназванный и новый бог
- Единый Бог
Религиозное отношение
- Предварительное замечание
- Незнакомость, открытие в откровении и называние
- Отрешенность и благоговение, приближение и восприятие
- Господство и повиновение
- Бытие вдали, приход и празднество
- Бедствие сущестованивания и стойкость
Сущность и единство богов
- Сущность богов
- Единство богов
ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ Природа
Предварительное замечание
Гиперион
- Произведение и его содержание
- Люди и природа
Эмпедокл
- Характер произведений об Эмпедокле
- Образы драмы
- Природа
Наброски гимнов, сделанные в позднее время
- «Созрели, в пламя опущены...»
- «Но когда небесные закончили строить»
ПЯТЫЙ КРУГ Христос и христианское
- Предварительное замечание
- Юные годы и молодость
- Зрелость
- Гимн, посвященный Мадонне
- Смысл образа Христа в творцестве Гёльдерлина
Перцев А. В. Поэт как свидетель бытия: феноменолого-герменевтическое толкование поэзии Ф. Гёльдерлина
Начало разговора об «Апологии Сократа» Гвардини обставляет вполне в духе историко-философской науки, требованиями которой он так часто пренебрегал: он пишет небольшое историческое введение, в котором описывает ситуацию, сложившуюся в греческом обществе ко времени судебного процесса над Сократом. Зачем нужен Гвардини этот экскурс? Сам он объясняет это следующим образом: «Для понимания человеческой и духовной ситуации необходимо знать историко-политические условия, поэтому перед тем, как перейти к интерпретации, здесь будет дан их краткий очерк». Но почему-то в других случаях Гвардини прекрасно обходится без этого «необходимого знания», сразу приступая к сути дела. Можно предположить, что ответ скрывается в тех особенностях дела Сократа, которые заставляют посмотреть на политические коллизии его времени не просто как на некий фон, а как на важную составляющую самого дела Сократа.
Pомано Гвардини - Смерть Сократа
Интерпретация платоновских диалогов «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон» и «Федон»
Перевод с немецкого И. П. Стребловой
Санкт-Петербург, «Владимир Даль», 2018 г. - 384 с.
ISBN 978-5-93615-197-2
Pомано Гвардини - Смерть Сократа - Содержание
Прокопенко В. В. Романо Гвардини: встреча с Сократом
Вводные замечания
- «ЕВТИФРОН»
- «АПОЛОГИЯ СОКРАТА»
- «КРИТОН»
- «ФЕДОН»
«Божественная комедия» Данте не обойдена вниманием в отечественной научной литературе. Достаточно сказать, что ее переводчик М. Л. Лозинский удостоился в 1946 г. за свой подвижнический труд Сталинской премии I степени. Столь высоко оцененное государством произведение, конечно же, исследовали широко, обстоятельно, разносторонне и со всей ответственностью. А некоторые исследователи просто наслаждались художественным мастерством Данте и полетом его творческой фантазии, не оглядываясь ни на какие сторонние оценки. Потому может показаться, что о «Божественной комедии» российскому читателю уже сказано все.
Романо Гвардини - «Божественная комедия» Данте: Ее основные религиозные и философские идеи
Пер. с нем. и предисл. А. В. Перцева
СПб.: Владимир Даль, 2020. 498 с.
ISBN 978-5-936l5-224-5
Романо Гвардини - «Божественная комедия» Данте: Ее основные религиозные и философские идеи - Оглавление
А. В. Перцев. Тринадцать лет откровения: «Божественная комедия» Данте глазами теолога и философа Романо Гвардини
Комментарий к изданию
ВВЕДЕНИЕ ЖИЗНЬ ДАНТЕ, ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ХАРАКТЕР «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
- ЧАСТЬ ВТОРАЯ МИРСКОЕ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ СУЕТНО-ЗЕМНАЯ И ВЕЧНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
- ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ВНУТРЕННИЙ ХОД СОБЫТИЙ В «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ»
- ЧАСТЬ ПЯТАЯ ПОСЛАНЦЫ И ПРОВОДНИКИ
- ЧАСТЬ ШЕСТАЯ РЕЛИГИОЗНОЕ, ХРИСТОС, БОГ
Мы уже немало размышляли о Боге Живом, разобрали уже не мало мест Священного Писания, говорящих о Нем. При этом едва ли не возникал уже один вопрос, которым мы теперь и займемся: как появляется у нас знание о Боге Живом? Как постигаем мы Его?
Одно ясно, как будто, с самого начала: что для этого недостаточно одного отвлеченного мышления. Работой одного рассудка нельзя дойти до живого познания Бога. Если такая работа проводится искренне, она может оказать в этом отношении хорошую, честную
услугу; но подлинное постижение Бога Живого никогда не будет плодом одного только мышления.
услугу; но подлинное постижение Бога Живого никогда не будет плодом одного только мышления.
Романо Гвардини - О Боге Живом
Второе издание
Издательство «Жизнь с Богом»
Брюссель 1995 - 91 с.
Романо Гвардини - О Боге Живом - Содержание
- В напутствие
- Лик божий
- Промысл
- Бог видит
- Воля божия
- Раскаяние
- Сердце и Бог
- Долготерпение божие
- Как узнают о Боге
- Царь, для которого все живо
- Бог утешает
- Новое небо и новая земля
- Свет сердечный
Романо Гвардини - Человек и вера
Издательство «Жизнь с Богом»
Брюссель, 1994 - 331 с.
Романо Гвардини - Человек и вера - Содержание
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Предисловие РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО
Глава первая НАРОД И ЕГО ПУТЬ К СВЯТОМУ
- 1. Народ
- 2. Верующие бабы
- 3. Язычество
Глава вторая МНОГОТЕРПЕЛИВЫЕ И ВЕЛИЧИЕ ИХ ПОЗИЦИИ
- 1. Народ и личность
- 2. Софья Андреевна
- 3. Софья Семеновна
Глава третья ЛЮДИ БОЖИИ
- 1. Народ и его духовные отцы
- 2. Странник Макар
- 3. Старец Зосима и его брат Маркел
Глава четвертая ХЕРУВИМ
- 1. Связь с предшествующим изложением
- 2. Алеша Карамазов
- 3. Истина и ангел
Глава пятая БУНТ
-
1. Поэма о Великом инквизиторе и ее автор
- Введение
- Легенда
- Возможное толкование
- Легенда и христианство
-
2. Иван Карамазов
- Иван и Смердяков
- Разговор с чертом
- Смысл легенды
- 3. Место легенды в общем круге проблем
Глава шестая БЕЗБОЖИЕ
- 1. Предварительное замечание
- 2. Кириллов
- 3. Конечность и ничто
- 4. Ставрогин
Глава седьмая СИМВОЛ ХРИСТА
- 1. Постановка вопроса
- 2. Личность Мышкина
- 3. Смысл образа
Послесловие
Примечания
Категории:
Благодарю сайт за публикацию: