Хиллман - Философские размышления

Джеймс Хиллман - Философские размышления
Джеймс Хиллман обладал авантюрным умом и множеством талантов: писатель, учитель, психотерапевт, поэт, танцор чечетки, рассказчик. Двумя самыми важными из его разнообразных занятий для него были философия и психология. В те годы, когда он был студентом Тринити-колледжа в Дублине, он специализировался на философии. Он изучил все основные фигуры в истории философии, обнаружив, что меньше всего симпатизирует Декарту и Гегелю. Он любил Платона и греков в целом за то, что они были «такими разумными и в то же время вдохновляющими», и восхищался Кантом за его строгость и мнение, что «все дело в разуме». Позже Хиллман говорил, что погружение в философию научило его «удовольствию строгости... мышления, страсти идей, эротизму разума». Он писал своей будущей жене Кейт, что «изучение литературы или других вещей - это просто изучение, а философия - это жизнь, это часть тебя. Я все время сижу и думаю об этом». Но именно в Тринити-колледже он начал серьезно читать психологию, хотя и был благодарен за то, что «у них даже не преподают психологию как отдельный предмет». Его вхождение в философию было систематическим, его вхождение в психологию - случайным и бессистемным.
 
Философия и психология, эти две неизменные любови Хиллмана, открылись ему в одном и том же месте: Дублине, куда Хиллман приехал в 1948 году и где закончил университет в 1950 году. Глубоко двойственная склонность его ума, одновременно философского и психологического, проявилась в его диссертации в Цюрихском университете, опубликованной под названием «Эмоция. Всеобъемлющая феноменология теорий и их значения для терапии» (i960); эта книга была поразительно структурирована в соответствии с четырьмя причинами Аристотеля: формальной, материальной, эффективной и конечной. Это был интеллектуальный tour de force - привести нечто столь беспорядочное, как эмоции, в столь элегантный порядок, но это был также поворотный момент в карьере Хиллмана, ознаменовавший решающий момент перехода от формального изучения философии к приверженности психологии, от теории к терапии. 
 
Но теория всегда была в центре внимания Хиллмана, как в ранние, так и в поздние годы. Оказавшись в Цюрихе, он посвятил себя переосмыслению глубинной психологии, революционизируя эту область изнутри и извне. Он сделал это, став терапевтом идей, обращаясь к идеям и теориям не только из-за их когнитивного содержания и формальной валидности, но и из-за их значимости для самой жизни. Хиллмана особенно интересовали идеи, которые зашли в тупик, увязли в трясинах и болотах, в которых может погрязнуть человеческая мысль. Ему нравилось лечить патологию теории не для того, чтобы вылечить ее, а для того, чтобы показать ее последствия в повседневной жизни. Он был заинтересован не в том, чтобы показать «мухе выход из бутылки» - по аналогии Витгенштейна, иллюзию решения глубоких философских проблем раз и навсегда, - а в том, чтобы показать наше постоянное погружение в проблемы и парадоксы, из которых зачастую нет выхода. В этом духе он рассматривал различные формы неправильного мышления, его двойные связи и тупики. Тем самым он не просто связывал философию и психологию, а показывал, как глубоко они переплетены с самого начала и как они остаются переплетенными на протяжении всей их совместной судьбы в западной идее. Его акцент был сделан на том, как заново пересмотренная глубинная психология может осветить самые темные уголки человеческого познания и эмоций. Для этого он обратился к ресурсам философии. Он привлек философию к психологии, показав современную актуальность Платона и Плотина, Канта и Уайтхеда, а также сделал обратное, указав на особую ценность психологического анализа ошибочных философских идей, таких как дуализм «разум-тело» Декарта.
 

Джеймс Хиллман - Философские размышления

Касталия, 2021. -  290 с. 
ISBN 978-5-521-16318-2
 

Джеймс Хиллман - Философские размышления - Содержание

Введение
Часть первая. «Развлечение идей»: язык и о бучение
  • 1. Развлечение идей
  • 2. Говорить громко и открыто
  • 3. Сломленные голоса
  • 4. Разговор как хождение
  • 5. «Ты научил меня языку»
  • 6. Смех и тишина
  • 7. О преподавании и обучении
  • 8. Об этике шоу-бизнеса
Часть вторая. Космология, метафизика и математика
  • 9. Космология для души: от вселенной к космосу
  • 10. Назад за пределы: о космологии
  • 11. Видя сны за пределами себя
  • 12. «Я есть то, чем я не являюсь»: предисловие к гераклиту
  • 13. Мера событий: 117-е положение прокла с точки зрения архетипической психологии
  • 14. О психологическом знании
  • 15. Сопротивление математике
Часть третья. Философия психологии/ психология философии
  • 16. Плотин, фичино и вико как предшественники архетипической психологии
  • 17. Карус и Юнг
  • 18. Даймоническое наследие Юнга
  • 19. Терапия: работа цивилизации или культуры?
  • 20. Психология предосторожности
  • 21. О психологии парапсихологии
  • 22. Образование в области психологии
  • 23. Об эпистрофе и терапии: несколько заметок
  • 24. Психология тысячелетия
  • 25. Потребность, желание, стремление: уровни страсти в процессе жизни 
  • 26. Легитимация страха
  • 27. «Лотреамон» башляра, или психоанализ без пациента
  • Фрагмент в поддержку Вавилона
Часть четвертая. Эстетическое измерение
  • 28. Красота и война: исследование
  • 29. Эстетическая сложность
  • 30. Искусство души
  • 31. Естественное, буквальное и реальное
  • 32. Пейзаж: психологическое исследование
  • 33. Письмо для программы мифического воображения
  • Часть пятая. Будущее время
  • 34. Футурология
  • 35. Вычисление будущего
  • 36. Является ли будущее американской зависимостью?
  • Часть шестая. О необходимости метафизики
  • 37. Три беседы с Эдвардом С. Кейси
Источники
 

Категории: 

Благодарю сайт за публикацию: 

Ваша оценка: Нет Average: 10 (5 votes)
Аватар пользователя brat christifid